Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")
статья
Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.25 КБ | |
| 2.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Защита педагогического опыта работы по теме «Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы».
В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется такому понятию, как функциональная грамотность.
Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Одним из компонентов функциональный грамотности является креативное мышление. Это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач, это способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции, это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений, результатом которых является идея.
Значение и роль креативного мышления трудно переоценить: ведь это основа для появления новых знаний, инновационных идей. А привычка рассуждать и мыслить творчески – важнейший источник развития личности учащихся. Эти задачи могут быть решены в контексте любого учебного предмета, в частности, на уроках литературы.
Хотелось бы отметить, что продуктивным считается тот урок литературы, где в момент деловой обстановки дети охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом.
Урок должен быть насыщен многообразием учебных ситуаций, каждая из которых должна вызывать вопросы, сомнения и желание детей докопаться до истины.
Использование приемов креативного мышления в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности учащихся и делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным.
Развитие креативного мышления обучающихся отвечает основным идеям Федерального государственного образовательного стандарта, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения составляет цель и основной результат образования».
Эффективных методов и приемов формирования креативного мышления в образовательном процессе большое количество, но к самым интересным, применяемым мною, относятся следующие:
«Картинно-буквенный разноязычный ребус»,
в котором на картинках в виде букв, изображений, иностранных слов и других символов зашифровано слово или целая фраза, которая может оказаться цитатой, темой урока, поговоркой. Разгадывание ребусов способствует развитию речи, логического, образного мышления, зрительной памяти, внимания. В этом и состоит несомненное достоинство данного приема. Этот прием я использую, например, при постановке темы урока или при изучении новых терминов.
«Буквенные ленты» используются для тренировки улучшения скорости мышления.
Приемы Корзина идей» и «Мозговая атака»
позволяют коллективно обнаруживать новые идеи. Их цель – получение максимального количества самых разных предложений для решения задач путем внедрения процедуры группового креативного мышления.
«Рассыпанная фраза» способствует активизации мышления.
«Перевертыши»
Это прием, в котором в качестве исходного материала берется известная цитата, загадка, пословица, поговорка и т.д., и все слова в них заменяются контекстуальными антонимами. Разгадывание таких «перевертышей» позволяет проверить знание текстов, эрудицию учащихся, ассоциативное мышление и способность к логическому рассуждению.
Ментальные карты, или Интеллект-карты
Своеобразный графический способ представить идеи, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, т.е. это инструмент для структурирования идей, который способствует более быстрому и качественному усвоению информации, в отличие от информации, представленной в текстовом формате. Преимущество их использования в том, что у детей развивается мышление, память, воображение, а временные затраты на их создание минимальны.
«Акростих» – это стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют слово или фразу, подводящие итог какому-либо событию или анализу литературного героя.
«Понятийное колесо» («Гирлянда ассоциаций»)
Этот прием позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, запустить ассоциативный процесс и подготовить почву для усвоения знаний.
«КроссЕнс»
Методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.
КроссЕнс (в переводе «пересечение смыслов») – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. КроссЕнс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок.
Это универсальный прием, который применяется:
- при проверке домашнего задания;
- при формулировке темы и цели урока;
- при раскрытии информационного блока, поиск проблемы;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- при организации групповой работы;
- а также в качестве творческого домашнего задания.
Очевидно, что все методы и приемы креативного мышления можно использовать на различных этапах урока. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность.
Что же дает учителю и учащимся использование на уроке элементов креативного мышления?
Для учащихся это:
- Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы;
- создание благоприятных условий для формирования творческой личности;
- повышение самооценки и уверенности в себе;
- увеличение креативного потенциала и способности к творчеству;
- развитие наглядно-образного логического мышления, фантазии, воображения.
Значит, это важнейший источник развития личности учащегося.
А для учителя это:
- включение учащегося в процесс активного познания;
- организация более интересного, разнообразного процесса обучения;
- умение находить оптимальные способы решения проблем;
- способность использовать знания, умения и навыки учащихся для решения разных жизненных задач.
Следовательно, это эффективное средство для развития функциональной грамотности учащихся.
Таким образом, использование данных методов и приемов на уроках литературы способствует развитию креативного мышления как составной части функциональной грамотности, а также дает возможность одаренным учащимся проявить свои креативные таланты в различных конкурсах.
Итак, я считаю, что креативное мышление сегодня способно стимулировать у учащихся познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны уроков литературы и совершенствовать функциональную грамотность школьников.
А как считаете вы, уважаемые коллеги?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Креативно мыслить сегодня – залог успеха завтра.
Функционально грамотный человек самостоятельный познающий умеющий жить среди людей
Креативное мышление – это компонент функциональной грамотности, под которым понимают способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции.
Компоненты функциональной грамотности
Методы и приемы формирования креативного мышления Картинно-буквенный разноязычный ребус родёФ чивонавИ Схватить 1562… « There is в , 8 МН И перво-начальной…»
Методы и приемы формирования креативного мышления Буквенные ленты Вычеркните лишние слова, связанные с темой осени, расставьте пробелы по смыслу и определите критерии анализа стихотворного текста: ТЕОСЕНЬМАИДОЖДЬДЕЯРАБОТАКОМПОСОЛНЦЕЗИЦИЯНЕБОЖАНРУРОЖАЙНАСТРОКРАСОТАЕНИЕЛУЖИСРЕДСТПОЛЕВАВЕТЕРРАЗМЕРТУЧИГЕРОЙСЛЯКОТЬВПЕЧАТЛИСТЬЯЛЕНИЕ
Методы и приемы формирования креативного мышления
Методы и приемы формирования креативного мышления Мозговая атака (Корзина идей)
Методы и приемы формирования креативного мышления Рассыпанная фраза МЕТАФОРА – вид тропа: ………..... значение слова, основанное на ………….. одного предмета или явления другому; скрытое ……., построенное на ………….. или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно»…………, но подразумеваются. сравнение, переносное, отсутствуют, уподоблении, сходстве
Методы и приемы формирования креативного мышления Перевертыши Ничего плохого, что плохо начинается (Все хорошо, что хорошо кончается). Одно счастье – много вопросов (Семь бед – один ответ).
Методы и приемы формирования креативного мышления Ментальные карты (Интеллект-карты)
Методы и приемы формирования креативного мышления Акростих Т ертый калач Е го отличает простота. Есть лучшие качества Р усского характера, такие К ак смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинство, оптимизм И огромная преданность своей родной земле Н астоящий солдат
Методы и приемы формирования креативного мышления Понятийное колесо (Гирлянда ассоциаций)
Методы и приемы формирования креативного мышления Кроссенс
Методы и приемы формирования креативного мышления Применение кроссенса: проверка домашнего задания; формулировка темы и цели урока; поиск проблемы; при закреплении и обобщении изученного материала; организация групповой работы; творческое домашнее задание.
Что нового да е т формирование креативное мышление учащ им ся? Важнейший источник развития личности учащихся. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы. Создание благоприятных условий для формирования творческой личности. Повышение самооценки и уверенности в себе . Развитие наглядно-образного логического мышления , фантазии, воображения . Увеличение креативного потенциала и способности к творчеству .
Что нового да е т формирование креативного мышления уч ителю ? Эффективное средство для развития функциональной грамотности учащихся. Включение учащегося в процесс активного познания. Организация более интересного, разнообразного, интенсивного процесса обучения. Способность использовать знания, умения и навыки учащихся для решения разных жизненных задач . Умение находить оптимальные способы решения проблем .
Результаты участия в различных конкурсах
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме: «Образовательная технология развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников»
Знание и активное использование учителем в образовательном процессе образовательной технологии и ее приемов развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников способст...

Доклад на тему "Креативное мышление как компонент функциональной грамотности во внеурочной деятельности по иностранному языку".
Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,...
Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку
В данном материале отражены ответы на такие вопросы, как "Что такое «Глобальные компетенции»?, "Зачем нам глобальные компетенции?", ...
Креативное мышление как компонент функциональный грамотности
Креативное мышление - это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Способность креативно мыслить делает человека более конкурент...

Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку
В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...
«Формирование читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства»
Разработаны индикаторы функциональной грамотности такие как, умение анализировать текст, использовать информацию, представленную в различных формах, делать выводы, умение осуществлять пробные действия...

Креативное мышление – важнейший компонент функциональной грамотности
Развитие креативного мышления явлется одним из основных направлений работы педагога-психолога в рамках формирования функциональной грамотности обучающихся. В данной разработке представлениы как теорет...
