Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы" (доклад и презентация на районный конкурс "Учитель года")
статья

Стратий Елена Николаевна

Обобщение опыта по теме "Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy.docx28.25 КБ
Office presentation icon metody_i_priemy.ppt2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Защита педагогического опыта работы по теме «Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы».

В настоящее время в различных сферах жизни, в том числе в образовании, серьезное внимание уделяется такому понятию, как функциональная грамотность.

Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Одним из компонентов функциональный грамотности является креативное мышление. Это способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, поиск альтернативных путей решения задач, это способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции, это познавательная деятельность человека, направленная на поиск и установление новых форм отношений, результатом которых является идея.

Значение и роль креативного мышления трудно переоценить: ведь это основа для появления новых знаний, инновационных идей. А привычка рассуждать и мыслить творчески – важнейший источник развития личности учащихся. Эти задачи могут быть решены в контексте любого учебного предмета, в частности, на уроках литературы.

Хотелось бы отметить, что продуктивным считается тот урок литературы, где в момент деловой обстановки дети охотно вступают в диалог с учителем и друг с другом.

Урок должен быть насыщен многообразием учебных ситуаций, каждая из которых должна вызывать вопросы, сомнения и желание детей докопаться до истины.

Использование приемов креативного мышления в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной, творческой и исследовательской деятельности учащихся и делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным.

Развитие креативного мышления обучающихся отвечает основным идеям Федерального государственного образовательного стандарта, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения составляет цель и основной результат образования».

Эффективных методов и приемов формирования креативного мышления в образовательном процессе большое количество, но к самым интересным, применяемым мною, относятся следующие:

«Картинно-буквенный разноязычный ребус»,

в котором на картинках в виде букв, изображений, иностранных слов и других символов зашифровано слово или целая фраза, которая может оказаться цитатой, темой урока, поговоркой. Разгадывание ребусов способствует развитию речи, логического, образного мышления, зрительной памяти, внимания. В этом и состоит несомненное достоинство данного приема. Этот прием я использую, например, при постановке темы урока или при изучении новых терминов.

«Буквенные ленты» используются для тренировки улучшения скорости мышления.

Приемы Корзина идей» и «Мозговая атака»

позволяют коллективно обнаруживать новые идеи. Их цель – получение максимального количества самых разных предложений для решения задач путем внедрения процедуры группового креативного мышления.

«Рассыпанная фраза» способствует активизации мышления.

«Перевертыши»

Это прием, в котором в качестве исходного материала берется известная цитата, загадка, пословица, поговорка и т.д., и все слова в них заменяются контекстуальными антонимами. Разгадывание таких «перевертышей» позволяет проверить знание текстов, эрудицию учащихся, ассоциативное мышление и способность к логическому рассуждению.

Ментальные карты, или Интеллект-карты

Своеобразный графический способ представить идеи, информацию в виде карты, состоящей из ключевых и вторичных тем, т.е. это инструмент для структурирования идей, который способствует более быстрому и качественному усвоению информации, в отличие от информации, представленной в текстовом формате. Преимущество их использования в том, что у детей развивается мышление, память, воображение, а временные затраты на их создание минимальны.

«Акростих» – это стихотворение, в котором начальные буквы строк образуют слово или фразу, подводящие итог какому-либо событию или анализу литературного героя.

«Понятийное колесо» («Гирлянда ассоциаций»)

Этот прием позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, запустить ассоциативный процесс и подготовить почву для усвоения знаний.

«КроссЕнс»

Методический прием, позволяющий на практике воплотить в деятельности учителя смену приоритетов, продиктованных целями системы современного образования – не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика.

КроссЕнс (в переводе «пересечение смыслов») – ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. КроссЕнс представляет собой ассоциативную цепочку из девяти картинок, замкнутых в стандартное поле как для игры в «Крестики-нолики». Изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько картинок.

Это универсальный прием, который применяется:

  • при проверке домашнего задания;
  • при формулировке темы и цели урока;
  • при раскрытии информационного блока, поиск проблемы;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • при организации групповой работы;
  • а также в качестве творческого домашнего задания.

Очевидно, что все методы и приемы креативного мышления можно использовать на различных этапах урока. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности ученика: ученик становится добытчиком новых знаний, что, конечно же, повышает его творческую активность.

Что же дает учителю и учащимся использование на уроке элементов креативного мышления?

Для учащихся это:

  • Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы;
  • создание благоприятных условий для формирования творческой личности;
  • повышение самооценки и уверенности в себе;
  • увеличение креативного потенциала и способности к творчеству;
  • развитие наглядно-образного логического мышления, фантазии, воображения.

Значит, это важнейший источник развития личности учащегося.

А для учителя это:

  • включение учащегося в процесс активного познания;
  • организация более интересного, разнообразного процесса обучения;
  • умение находить оптимальные способы решения проблем;
  • способность использовать знания, умения и навыки учащихся для решения разных жизненных задач.

Следовательно, это эффективное средство для развития функциональной грамотности учащихся.

Таким образом, использование данных методов и приемов на уроках литературы способствует развитию креативного мышления как составной части функциональной грамотности, а также дает возможность одаренным учащимся проявить свои креативные таланты в различных конкурсах.

Итак, я считаю, что креативное мышление сегодня способно стимулировать у учащихся познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны уроков литературы и совершенствовать функциональную грамотность школьников.

А как считаете вы, уважаемые коллеги?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление педагогического опыта работы «Методы и приемы формирования креативного мышления как компонента функциональной грамотности на уроках литературы» Учитель русского языка и литературы МКОУ «Каменская СОШ» Стратий Елена Николаевна

Слайд 2

Креативно мыслить сегодня – залог успеха завтра.

Слайд 3

Функционально грамотный человек самостоятельный познающий умеющий жить среди людей

Слайд 4

Креативное мышление – это компонент функциональной грамотности, под которым понимают способность к генерированию новых и совершенствованию уже существующих идей, способность нестандартно мыслить и оригинально выражать свои идеи, чувства, эмоции.

Слайд 5

Компоненты функциональной грамотности

Слайд 6

Методы и приемы формирования креативного мышления Картинно-буквенный разноязычный ребус родёФ чивонавИ Схватить 1562… « There is в , 8 МН И перво-начальной…»

Слайд 7

Методы и приемы формирования креативного мышления Буквенные ленты Вычеркните лишние слова, связанные с темой осени, расставьте пробелы по смыслу и определите критерии анализа стихотворного текста: ТЕОСЕНЬМАИДОЖДЬДЕЯРАБОТАКОМПОСОЛНЦЕЗИЦИЯНЕБОЖАНРУРОЖАЙНАСТРОКРАСОТАЕНИЕЛУЖИСРЕДСТПОЛЕВАВЕТЕРРАЗМЕРТУЧИГЕРОЙСЛЯКОТЬВПЕЧАТЛИСТЬЯЛЕНИЕ

Слайд 8

Методы и приемы формирования креативного мышления

Слайд 9

Методы и приемы формирования креативного мышления Мозговая атака (Корзина идей)

Слайд 10

Методы и приемы формирования креативного мышления Рассыпанная фраза МЕТАФОРА – вид тропа: ………..... значение слова, основанное на ………….. одного предмета или явления другому; скрытое ……., построенное на ………….. или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто», «словно»…………, но подразумеваются. сравнение, переносное, отсутствуют, уподоблении, сходстве

Слайд 11

Методы и приемы формирования креативного мышления Перевертыши Ничего плохого, что плохо начинается (Все хорошо, что хорошо кончается). Одно счастье – много вопросов (Семь бед – один ответ).

Слайд 12

Методы и приемы формирования креативного мышления Ментальные карты (Интеллект-карты)

Слайд 13

Методы и приемы формирования креативного мышления Акростих Т ертый калач Е го отличает простота. Есть лучшие качества Р усского характера, такие К ак смелость, готовность к подвигу, чувство собственного достоинство, оптимизм И огромная преданность своей родной земле Н астоящий солдат

Слайд 14

Методы и приемы формирования креативного мышления Понятийное колесо (Гирлянда ассоциаций)

Слайд 15

Методы и приемы формирования креативного мышления Кроссенс

Слайд 16

Методы и приемы формирования креативного мышления Применение кроссенса: проверка домашнего задания; формулировка темы и цели урока; поиск проблемы; при закреплении и обобщении изученного материала; организация групповой работы; творческое домашнее задание.

Слайд 17

Что нового да е т формирование креативное мышление учащ им ся? Важнейший источник развития личности учащихся. Повышение мотивации и познавательной активности за счет разнообразия форм работы. Создание благоприятных условий для формирования творческой личности. Повышение самооценки и уверенности в себе . Развитие наглядно-образного логического мышления , фантазии, воображения . Увеличение креативного потенциала и способности к творчеству .

Слайд 18

Что нового да е т формирование креативного мышления уч ителю ? Эффективное средство для развития функциональной грамотности учащихся. Включение учащегося в процесс активного познания. Организация более интересного, разнообразного, интенсивного процесса обучения. Способность использовать знания, умения и навыки учащихся для решения разных жизненных задач . Умение находить оптимальные способы решения проблем .

Слайд 19

Результаты участия в различных конкурсах

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по теме: «Образовательная технология развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников»

Знание и активное использование учителем в образовательном процессе образовательной технологии и ее приемов развития критического мышления как компонента функциональной грамотности школьников способст...

Доклад на тему "Креативное мышление как компонент функциональной грамотности во внеурочной деятельности по иностранному языку".

Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания,...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Креативное мышление как важнейший компонент функциональной грамотности.

Основным направлением формирования  функциональной грамотности является  креативное мышление .Креативное мышление – это возможность принимать решение в обход любым алгоритмамКреат...

Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку

   В данном материале отражены ответы на такие вопросы, как "Что  такое «Глобальные компетенции»?, "Зачем нам глобальные компетенции?", ...

Креативное мышление как компонент функциональный грамотности

Креативное мышление - это одно из тех эволюционных приспособлений, которое помогло человеку подняться над всеми другими живыми существами. Способность креативно мыслить делает человека более конкурент...

Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку

В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...