Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку
методическая разработка по английскому языку (5 класс)

     В данном материале отражены ответы на такие вопросы, как "Что  такое «Глобальные компетенции»?, "Зачем нам глобальные компетенции?", "Учат ли глобальным компетенциям на отдельном предмете или это часть содержания программы каждого предмета в школе?". Являясь международным языком общения, английский язык сам по себе является жизненно важным умением глобально компетентного человека. Рассмотрены особенности предмета иностранный язык  в его межпредметности.

    Автором предложен образец работы над текстом с целью формирования глобальной компетенции обучающихся 5 класса. 

 

   Рассмотрен вопрос направленности формирования глобальных компетенций на достижение метапредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_globalnoy_kompetentsii_anpilogova_e.i.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку

В 21 веке безграмотным

считается уже не тот,

 кто не умеет читать и писать,

а тот, кто не умеет учиться,

доучиваться и переучиваться.

Элвин Тоффлер

В        2018                году                        в         рамках        Международной                программы        по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student        Assessment)        впервые         была                проведена                оценка        глобальных компетенций 15-летних                школьников.                

Что же такое «Глобальные компетенции»? – это новый компонент функциональной грамотности.

Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений.

Ребенок должен обладать:

-готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

-возможностью решать различные ( в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

-способностью строить социальные отношения;

-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию...»

Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы? Могут ли школы способствовать развитию глобальных компетенций?

Школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций молодых людей, может предоставить учащимся возможности изучить современные мировые события, которые оказывают влияние как на мировое сообщество так и на них самих. Педагоги могут научить детей как критически, эффективнее и ответственней использовать цифровые источники информации и СМИ.

Зачем нам глобальные компетенции?

Чтобы жить в гармонии в многонациональных(мультикультурных) сообществах.  Обучение  глобальным  компетенциям  может  повысить

возможности        трудоустройства.        Эффективное        общение        и        правильное поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру.

Целенаправленное формирование глобальной компетенции связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:

  1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;
  2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);
  3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;
  4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;
  5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
  6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;
  7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.

На уроках иностранного языка мы, конечно, тоже формируем глобальные компетенции: Аналитическое и критическое мышление, осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание и т.д. Естественно, все эти вопросы поднимаются на наших уроках, а также мы извлекаем информацию, связанную с ними из наших текстов, с которыми мы работаем в наших учебниках или других ресурсах.

Глобальным компетенциям не учат на отдельном предмете, это часть содержания программы каждого предмета в школе. Являясь международным языком общения, английский язык сам по себе является жизненно важным умением глобально компетентного человека.

 

Особенность предмета иностранный язык  в его межпредметности,  английский язык является средством познания мира. В рамках изученя иностранного языка очень полезно  будет оргранизовать сотрудничество с зарубежными классами через коммуникацию; коммуникативные навыки, навыки работы в коллективе, умения осуществлять сотрудничество являются компонентами глобальной компетенции. 

Одной из актуальных проблем школьного образования сегодня – формирование функциональной грамотности, под которой понимается способность использовать знания, умения, способы в действии при решении широкого круга задач, за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

В структуру функциональной грамотности входят глобальные компетенции, которые рассматривают как специфический обособленный ценностноинтегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков.

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия (soft skills). В школьном расписании такой предмет отсутствует, но элементы содержания представлены в ряде школьных предметов: география, обществознание, история, биология, иностранный язык.

Одна из глобальных проблем, обсуждаемых на уроках иностранного языка, - тема «Климат». Данная тема выделяется в содержательном аспекте «Глобальные проблемы» в 5 классе. В учебнике «Спотлайт» эта проблема предстаавлена в виде введения в тему «In all weathers»

Мной были подобраны тексты и разработаны упражнения, направленные на формирование глобальных компетенций обучающихся 5 класса.

Text 1. Seasons and Weather in Russia

         Winter, spring, summer, autumn are the seasons of the year. December, January and February are winter months. The weather is cold. It usually snows. The days are short and the nights are long. The rivers and lakes freeze and we can go skating and skiing.

March, April and May are spring months. Spring is a nice season. The weather is warm. There are many green trees in the streets and in the parks. The sun shines brightly. The birds sing songs everywhere.

June, July and August are summer months. In summer it is usually hot. The sky is blue. The days are long and the nights are short. There are many flowers in the parks and gardens. There are many berries in the forests.

September, October and November are autumn months. The weather is cool. It often rains.  The days become shorter and the nights become longer. The birds prepare to fly to the South. You can see yellow, red and brown leaves on the trees.

Все задания разделены на 3 группы в зависимости от этапа работы текстом: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этап.

I) Предтекстовый этап:

Упражнение 1. Прочитай заголовки и догадайся, о чем будет текст.

Exercise 1. Read the headline! What will the text be about?

II) Текстовый этап.

Упражнение 2. Вставь пропущенные слова.

  1. Complete the text.

 There are 4 _____ in the year: winter, spring, summer, autumn.  In Russia ______ three winter months.  They are ______, ______ and February. Spring months are _____ , ______ and May. Summer months are ____, ____ and August. Autumn months are ____, ___ and November. My favourite season is summer because I like to _______ in the river. I like to _____ a bike, too.  It is sunny and ______ in summer. And I have _______ holidays. It’s great!

 

Упражнение  3.

3. Answer the questions:

How many seasons are there in a year?

Name the seasons. (Назови……)

What season is between (между) winter and summer?

What season is it now?

What is your favourite season? Why?

How many months are there in a year?

Name summer months (winter months, etc.)

What month is it now?

What month comes after May? before August?

III) Послетекстовый этап:

Упражнение 4. Ответь на вопросы.

What is your favourite month? Why?

What month do you have your birthday?

 What is the first month of winter? of summer?

When does spring start in Russia? in Great Britain?

When does autumn finish in Russia? in Great Britain?

What month does the school year in Russia start (finish)?

При работе с материалами были выявлены следующие трудности школьников: 1) не читают задание внимательно; 2) не могут предложить идею по утверждению, с которым они не согласны, т.е. не готовы принять точку зрения оппонента. Следовательно, можно говорить о проблемах недостаточности сформированности умений чтения с извлечением основной информации, низкого уровня сформированности глобальных компетенций.

Задачи формирования глобальных компетенций могут быть решены при совместной целенаправленной и систематической работе всеми учителями-предметниками, а также через внеурочную деятельность.

При планировании той или иной масштабной темы обязательно консультируюсь у учителей-предметников, насколько глубоко она изучалась на их предмете. Например, если тема связана с погодой, климатом, экологией, то необходимо уточнить у учителя географии., какие понятия ребята из этиъ тем уже знают на русском языке, что именно выполнялось ребятами на практических работах н уроках географии.

При изучении темы «Музыка. Известные музыкантыы» работаем вместе с учителем музыки. Изучение сложных правил  грамматики  на английском языке будет успешнее, если держать связь с учителем руссккого языка и работать над грамматическими понятиями параллельно.

Итак, к  оценке степени сформированности глобальных компетенций у учащихся следует подходить с осторожностью, учитывая, что в большинстве стран – участниц исследования эти компетенции не выделяются в качестве объекта оценки, и, соответственно, на них не акцентируется внимание в процессе обучения.

Формирование глобальных компетенци направлено на достижение метапредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование глобальных компетенций не заканчивается на уровне урока, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации у учащихся на уроках английского языка и во внеурочное время»

Выпускная работа слушателя курсов группы ИНО-2 учителя английского языкаМОУ Новоульяновской средней общеобразовательной школы №2 Шайдуллиной З.Ф....

Развитие функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранным языкам, приводятся примеры задан...

Практика формирования функциональной грамотности учащихся на уроках иностранного языка (английский, немецкий)

    Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это совершенствование иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать я...

РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В статье рассматриваются понятия функциональной грамотности, грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранным языкам, приводятся примеры задан...

Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности

Глобальная компетентность-это специфический  обособленный ценностно-ориентированный компонент функциональной грамотности, который имеет собственное предметное содержание, ценностную основу, нацел...

Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку

В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...