Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности
презентация к уроку по истории

AfanasevIvan

выступление на педагогическом совете

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Глобальные компетенции – как компонент функциональной грамотности»

Афанасьев И.А.,

учитель истории и обществознания

 МБОУ "СОШ №1"

г.Сафоново

        Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?

Определение «Глобальные компетенции» в системе функциональной грамотности:

Глобальная компетентность (глобальные компетенции)-

  • компонент функциональной грамотности,
  •  одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме

А.А.Леонтьев

Глобальные компетенции – это целостно интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков

Коваль, Дюкова, 2019

Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении  всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные,  глобальные проблемы и вопросы  межкультурного взаимодействия, понимать и  оценивать различные точки зрения и  мировоззрения, успешно и уважительно  взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения  устойчивого развития и коллективного  благополучия.

(PISA 2018 Assessment and Analytical  Framework)

В исследовании PISA-2018 глобальные компетенции представлены как составляющие глобальной компетентности и рассматриваются как:

1. способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы) 

Глобально компетентный человек обладает навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире, способен использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях. Сочетая знания, полученные при изучении школьных дисциплин, и приобретенные в школе способы мышления, такой человек способен задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию относительно местных, глобальных или межкультурных проблем. Он также демонстрируют медиаграмотность, т.е. способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ.

2. способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения

Глобально компетентный человек способен рассматривать глобальные проблемы, а также взгляды и поведение других людей всесторонне. Он учитывает и ценит то, что позволяет преодолевать межкультурные различия и находить точки соприкосновения с представителями других культур (например, основные права человека, общий опыт). Сохраняя свою культурную самобытность, он одновременно осознает сущность культурных ценностей и убеждений окружающих его людей. Признание позиции или убеждений другого не обязательно означает их принятия. Однако способность видеть сквозь иной «культурный фильтр» дает возможность углубить собственные взгляды и, таким образом, принимать более зрелые решения при взаимодействии с другими людьми.

 3. способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола

Глобально компетентный человек способен понимать культурные нормы, интерактивные стили и степень формальности межкультурного контекста и может соответствующим образом адаптировать свое поведение и общение. Он стремится к уважительному диалогу, выражает желание понять других людей и общаться с ними.

4. способность и склонность предпринимать конструктивные действия в направлении устойчивого развития и коллективного благополучия 

Глобально компетентный человек содействует улучшению условий жизни в своем сообществе, в построении более справедливого, мирного, инклюзивного и экологически устойчивого мира. Этот аспект отражает роль молодых людей как активных и ответственных членов общества и связан с их готовностью реагировать на ту или иную местную, глобальную или межкультурную проблему или ситуацию.

Проблемы разработки инструментария «Глобальные компетенции» в исследовании PISA:

1) Еще нет четкого научного определения и описания области, которая оценивается.

2) «Правильные», «неправильные» ответы другие. «Правильный», «неправильный» ответ должен оценивать степень готовности обучающегося к решению глобальных задач, как самостоятельно, так и совместно с представителями различных национальностей и культур.

3) Сложно создать валидный и надежный инструмент. Многие задания не были взяты в исследование PISA для апробации, т.к. у разработчиков не было единого подхода к определению что правильно, а что неправильно.

4) При разработке первых заданий PISA по глобальным компетенциям выявилась опасность односторонности или предвзятости выдвигаемых оценок в предлагаемых ситуаций. Это проявилось, в том числе, в частом использовании стереотипов в ситуациях, где предлагалось проверить способности к межкультурному взаимодействию.

Пример ситуации: Учащийся участвует в совместной работе с двумя школьниками, приехавшими из других стран. Он ждет двух сокурсников, которые опаздывают, и задается вопросом «Почему они могут опаздывать». Разрабатывается задание с выбором ответов, среди которых «люди в стране XY не ценят встречи вовремя» или «люди в стране XY, похоже, не соблюдают договоренности».

Очень аккуратно следует подходить к отбору ситуаций и к формулируемым ответам.

5) Предложенные ситуации подразумевают четко выраженные социально желательные реакции учащихся через стереотипное содержание и варианты ответа. Такие задания реально оценивают как учащиеся могут угадать и соответствовать социальным ожиданиям, а не глобальные компетенции, т.е. не соответствуют своему назначению. Явные варианты ответов не работают в заданиях.

6) Нет начальной шкалы измерения, чтобы выявить сложность заданий. После апробации появилась информация.

Глобальная компетентность рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобальную компетентность (глобальные компетенции) можно рассматривать как специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков

Материал, подлежащий проверке в российском мониторинге, учитывал также подходы ООН при характеристике глобальных проблем, таких, как «Север – Юг», Мировой океан, изменение климата, вода (дефицит воды, доступ к чистой воде), демографическая проблема (старение, дети), продовольственная проблема, миграция и беженцы, энергетическая и сырьевая проблемы, гендерное равенство, здравоохранение, питание, права человека. Следует подчеркнуть, что формирование аналитического и критического мышления, которое рассматривается в международном мониторинге как умение и подробно характеризуется в материалах PISA, имеет прямой аналог в российских нормативных документах в структуре метапредметных результатов образования (в частности, в перечне познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий и характеристике умений работы с информацией).

Анализ содержательной составляющей глобальной компетентности в международном исследовании PISA и нормативных документов отечественного образования послужил основой разработки предметного содержания глобальной компетентности, подлежащего формированию и проверке в национальном мониторинге. Для 5-го и 7-го классов были отобраны следующие дидактические единицы: 5 класс Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отношение к живой природе). Здоровье как ценность. Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентификация с определенной культурой). Права человека как ценность. Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребенка). 7 класс Основные причины возникновения глобальных проблем. Человек и природа (аспект: экологический кризис и его причины). Здоровье (аспект: глобальные проблемы и основы здорового образа жизни).

Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:

1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;

2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);

3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;

4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;

5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;

6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;

7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.

Во многом формирование глобальных компетенций обусловлено укладом и традициями школы, уходом от формализма при проведении мероприятий. Педагоги должны обладать умением "раскручивать" програмный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения). Особенно это можно использовать на уроках обществознания, истории, МХК, литературы. Благоприятная почва при организации работы краеведческих направлений. Организовывать тренинги, отходить от массовости и ценить качество. Если раскручивать проект, то раскручивать его до состояния ВАУ! И проект должен быть проектом, а не так, как сейчас - проектная деятельность утратила своё предназначение.

Задачи, которые предстоит решить педагогическому коллективу

1) В условиях предметного обучения преодолеть «раздробление» предметного содержания в области глобальных проблем между учебными дисциплинами

2) Добиваться выполнения требований к метапредметным результатам образовательного процесса, используя различные формы межпредметной интеграции

3) Осознать, что на понимание сущности межкультурного взаимодействия влияют не только учебные возможности отдельных дисциплин, но и атмосфера и стиль школьной жизни в целом, особенности различных взаимодействий, в которые вступают ученики на уроках, во внеурочное время.

4) Реализовать на практике личностно-ориентированный подход, осуществлять уважительное сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Организация деятельности учителя при формировании глобальной компетентности школьников «Новый взгляд»

  1. Целенаправленное формирование глобальной компетентности не требует серьезной перестройки предметной деятельности учителя: важно проанализировать свои подходы к уроку и увидеть потенциал
  2. Работа на уроке: включение заданий в мотивационную часть урока, при изучении соответствующего по содержанию материал,  при закреплении изученного, для организации дискуссии, при отработке соответствующих умений (навыков), в ряде случаев для проверки знаний.
  3. Внеурочная деятельность: проведение внеклассных мероприятий (в том числе и он-лайн формате), которые направлены на развитие и проявление качества глобально компетентной личности
  4. Поиск единомышленников, работа в команде
  5. Работа по формированию глобальных компетенций – один из ответов на вопрос: как и чему учить сегодня для успеха ученика в будущем

В чем выражается сформированность глобальных компетенций?

  • Критическое рассмотрение с различных точек зрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия
  • Осознание, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды (наши собственные и других людей)
  • Открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству
  • Эффективные индивидуальные или групповые действия (деятельность) во имя коллективного благополучия и устойчивого развития в различных ситуациях

Вывод: ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое  состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Глобальные компетенции – как компонент функциональной грамотности» Афанасьев И.А., учитель истории и обществознания

Слайд 2

Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы?

Слайд 3

«Глобальные компетенции» в системе функциональной грамотности Глобальная компетентность (глобальные компетенции)- компонент функциональной грамотности, одна из ключевых компетенций, составляющих основу ориентации и успешного существования в современном социуме А.А.Леонтьев Глобальные компетенции – это целостно интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков Коваль, Дюкова , 2019

Слайд 4

Глобальная компетентность — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия. (PISA 2018 Assessment and Analytical Framework )

Слайд 6

Проблемы разработки инструментария «Глобальные компетенции» в исследовании PISA: Пример ситуации: Учащийся участвует в совместной работе с двумя школьниками, приехавшими из других стран. Он ждет двух сокурсников, которые опаздывают, и задается вопросом «Почему они могут опаздывать». Разрабатывается задание с выбором ответов, среди которых «люди в стране XY не ценят встречи вовремя» или «люди в стране XY, похоже, не соблюдают договоренности». Очень аккуратно следует подходить к отбору ситуаций и к формулируемым ответам. Предложенные ситуации подразумевают четко выраженные социально желательные реакции учащихся через стереотипное содержание и варианты ответа. Такие задания реально оценивают как учащиеся могут угадать и соответствовать социальным ожиданиям, а не глобальные компетенции, т.е. не соответствуют своему назначению. Явные варианты ответов не работают в заданиях.

Слайд 7

Структура глобальных компетенций Знания Умения Ценности Отношения

Слайд 8

Проявление компетенций Изучать вопросы локального, глобального и культурного значения Понимать и ценить разные точки зрения и мировоззрения Участвовать в открытых, соответствующих обстоятельствам и эффективных межкультурных взаимодействиях Действовать ответственно в интересах устойчивого развития и коллективного благополучия

Слайд 9

Глобальные компетенции Доступ к чистой воде Забота о животных Здоровье Между горами и морем Государство «Мусорные острова» Образование в мире: право и бизнес Мониторинг 5 класс Мониторинг 7 класс Исследование PISA

Слайд 10

Требования ФГОС ООО к результатам освоения образовательной программы ООО Личностные результаты Метапредметные результаты Предметные результаты сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности социальные компетенции, спасобность ставить цели строить жизненные планы способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме освоение обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета … виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях

Слайд 11

Ключевые компетенции у учащихся: готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность , готовность к самообразованию , готовность к использованию информационных ресурсов , готовность к социальному взаимодействию , коммуникативная компетентность .

Слайд 12

В чем выражается сформированность глобальных компетенций? Критическое рассмотрение с различных точек зрения проблем глобального характера и межкультурного взаимодействия Осознание, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды (наши собственные и других людей) Открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству Эффективные индивидуальные или групповые действия (деятельность) во имя коллективного благополучия и устойчивого развития в различных ситуациях

Слайд 13

изменения в системе историко-обществоведческого образования: произошел отказ от формационного подхода и внедрение в образовательный процесс учебно - методических комплектов , основанных на цивилизационном , культурологическом , антропологическом подходах ; возросло значение историко - обществоведческого образования как средства гражданского и нравственно - патриотического образования ; усилено внимания изучению духовной жизни общества и человека в истории вместо приоритетного изучения социально - экономической истории .

Слайд 14

Технология критического мышления Стадия "вызова" направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе.

Слайд 15

Прием " верные-неверные утверждения ". До брака она была принцесса София - Августа - Фредерика Ангальт - Цербская ; Священник ее матери сказал : " Вашу дочь ожидает великое будущее , я вижу на ее лбу 3 короны "; Она была племянницей Петра I ; Екатерина отомстила Румянцеву за то , что он не хотел присягать бабе ; Любила своего мужа и была счастлива в браке . На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией , делая на полях пометки " v " - уже знаю , "+" - новая информация , "?" - не понял , есть вопросы . На основе данной маркировки можно составить таблицу .

Слайд 16

прием "плюс-минус-вопрос" По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие. Например, на личность Бориса Годунова.

Слайд 17

На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.

Слайд 18

Выводы Формирование глобальной компетентности – это составная часть целостного учебно – воспитательного процесса, который отражает объективную необходимость, связанную с требованиями времени, и субъективный запрос мотивированных субьектов образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей. В поликультурных и многонациональных образовательных организациях России существуют необходимые предпосылки для формирования осознанного межкультурного взаимодействия. Развитие информационных технологий, обеспечивает возможность участия обучающихся в межрегиональных и международных проектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся 72 ч. (занятия 1-4)

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся 72 ч....

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Презентация к выступлению на региональной инновационной площадке “Функциональная грамотность как основа качества образовательных результатов”ЕСТЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ. Теоретические основы разраб

Проблема ! Развитие у школьников умения использовать свои знания, в своей повседневной жизни, что позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную поз...

Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности

Глобальная компетентность-это специфический  обособленный ценностно-ориентированный компонент функциональной грамотности, который имеет собственное предметное содержание, ценностную основу, нацел...

Помощь в подготовке к олимпиадам "Развитие глобальных компетенций, компонента функциональной грамотности при работе педагогов дополнительного образования с обучающимися"

На этапе подготовки к олимпиадам необходимо ориентировать школьников на творчество, а это значит: дать возможность мыслить нестандартно, прислушиваться к своим ощущениям, ассоциациям, не бояться выска...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать глобальные проблемы  на уровне межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировозз...

Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку

   В данном материале отражены ответы на такие вопросы, как "Что  такое «Глобальные компетенции»?, "Зачем нам глобальные компетенции?", ...