Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Боровкова Наталья Александровна

Статья посвящена одному из направлений функциональной грамотности - формированию глобальных компетенций на уроках и во внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ — НОВЫЙ КОМПОНЕНТ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ1

Боровкова Наталья Александровна –

учитель истории и обществознания

МАОУ «Лицей №35 г. Челябинска»

Современный мир предъявляет жесткие требования к людям, что проявляется:

-  в высоком уровне мобильности (необходимо быстро адаптироваться к изменениям);

- и компетентности специалистов, что предполагает не только получение фундаментальных знаний, но и умение их применять, анализировать, синтезировать.

Поэтому процесс обучения в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Эта концепция актуальна не только для обучающихся, но и для учителей.

Основой педагогической деятельности является формирование и развитие функциональной грамотности, под которой понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

С функциональной грамотностью связаны следующие компетенции:

1. Cпособность учиться всю жизнь.

2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.

3. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.

Среди многочисленных форм функциональной грамотности я в своей деятельности формирую:

1. Общую грамотность.

2. Компьютерную грамотность.

3. Информационную грамотность.

4. Коммуникативную грамотность.

5. Бытовую грамотность.

6. Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях.

7. Финансовую грамотность

8. Общественно-политическую грамотность

9. Картографическую грамотность

Этот список можно продолжать, каждый год появляются все новые виды грамотности.  В том числе: глобальные компетенции и креативное мышление.

Содержательная структура функциональной грамотности в современных условиях расширяется, что отражают и международные исследования качества образования. Так, международный мониторинг PISA в 2018 г. впервые в качестве объекта проверки включал компонент «global competence» / «глобальная компетентность».

Разработчики международного исследования 2018 г. рассматривали глобальную компетентность как способность обучающихся взаимодействовать с окружающим миром:

Глобальная компетентность — это многомерная цель обучения на протяжении всей жизни.

Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия (перевод Т. В. Коваль).

С 2018 года составлением заданий и продвижением направления «глобальные компетенции» в России занимаются:

1). Татьяна Викторовна Коваль, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,

2). Светлана Евгеньевна Дюкова, аналитик лаборатории социально-гуманитарного образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»,

Т. Коваль и С. Дюкова предоставили следующее определение «глобальные компетенции» (ГК) – это ценностно-интегрированный компонент функциональной грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и нацеленный на формирование универсальных навыков»

Особенности ГК:

1) динамизм и развивающийся характер содержания под воздействием постоянно изменяющегося мира;

2) осознание взаимосвязи и взаимопроникновения локального и глобального; 3) включение в контент глобальной компетенции представлений о межкультурных взаимодействиях;

4) деятельностная направленность;

5) коммуникативная направленность;

6) определенная ценностная основа.

Парадокс сформированной глобальной компетентности как базового личностного образования связан с пониманием ее открытого, незавершенного состояния. Специфика глобальной компетентности позволяет нам охарактеризовать ее обособленное место в структуре функциональной грамотности как ценностно-интегративного компонента наряду с предметными и интегративными компонентами.

Глобальная компетентность ориентирована на так называемые «мягкие», или универсальные, навыки (soft skills).

         В 2017 году В. В. Путин на Всемирном фестивале молодежи и студентов говорил: «Изменения в современных технологиях и образовании приведут к тому, что в дальнейшем будут востребованы не те, у кого есть важные и интересные знания, а те, кто обладает soft skills – креативным, плановым и другими видами мышления… Абсолютные конкурентные преимущества получат те, кто могут не только думать по-современному, но те, кто накапливает знания из совершенно разных областей науки, может их комбинировать и применить для решения поставленных перед всеми задач»

Президент ПАО Сберанк Г. Греф подтверждает слова В. В. Путина: «Побеждают те, кто инвестировал в soft skills»

Глобальная компетентность ориентирована на так называемые «мягкие», или универсальные, навыки (soft skills).

Компетенции:

  1. Hard skills – набор знаний и умений, связанных со знанием предмета и технологий. Они приобретаются в процессе классического образования и на практике.
  2. Soft skills – обладают универсальным характером, связаны не с предметными знаниями и умениями, а со способами деятельности. Они связаны с личными качествами человека, которые позволяют успешно взаимодействовать с людьми.  Они необходимы в качестве дополнительных общих компетенций для большинства профессий. Частично они заложены природой при рождении человека, а частично приобретаются с жизненным опытом.

Наиболее значимые навыки среди Soft skills: коммуникативные навыки, креативность, умение работать в команде, самоорганизация.

Soft skills (универсальные компетенции)

  • Развиваются не отдельно, а в процессе освоения предметных учебных модулей (вместе с hard skills – предметными знаниями, умениями и навыками).
  • Педагогические техники создают специальные модули для развития универсальных компетенций.
  • Развитие soft skills способствует лучшему освоению предметного содержания.

Особенности направления ГК в рамках функциональной грамотности:

  • Межпредметное и метапредметное содержание.
  • В процессе формирования достигаются личностные образовательные результаты.
  • Интегративность, которая проявляется на уровне содержания ряда школьных предметов; на уровне социально значимых ценностей.
  • Ориентация на soft skills.

Подходы к оцениванию глобальной компетентности учитывают:

  • овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;
  • формирование аналитического и критического мышления;
  • осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира;
  • освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия.

Что значит быть глобально компетентным человеком?

  • Критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и эффективно содействовать в этих ситуациях.
  • Осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей.
  • Вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе ценностей устойчивого развития и разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальная компетентность проявляется, раскрывается и оценивается в PISA через знание (глобальных проблем) / понимание (межкультурных взаимодействий), умения, ценности и отношения. При этом непосредственной оценке на основе системы вопросов и заданий подлежат знания и умения.

Модель формирования и оценки ГК

Знания в области глобальных проблем и межкультурного взаимодействия

Когнитивные умения (аналитическое и креативное мышление)

Отношения (эффективное и уважительное взаимодействие)

Ценности

Комплексные задания (балльная система)

Комплексные задания (балльная система)

Вне оценки

Вне оценки

ГК и реализация требований ФГОС ООО

а) в предметных результатах освоения программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики содержания предметных областей (предметы «обществознание», «география», «биология», «история», «иностранный язык», «основы духовно-нравственной культуры народов России»),

б) в предметных результатах освоения программы по годам обучения, подлежащих промежуточной и итоговой аттестации (предметы «обществознание», «география», «биология», «история»),

в) в метапредметных образовательных результатах,

г) в целях воспитания, сформулированных в Программе воспитания обучающихся при получении основного общего образования.

Какие умения формируются и оцениваются в процессе выполнения заданий?

  • Оценивать информацию
  • Выявлять мнения, подходы, перспективы
  • Анализировать различные мнения, подходы, перспективы
  • Формулировать аргументы
  • Объяснять сложные ситуации  и проблемы
  • Оценивать действия и  их результаты.

Проверка глобальных компетенций часто включает задания, в которых нужно найти причинно-следственную связь между какими-либо действиями и их последствиями. Как правило, ученикам предлагается проанализировать предложенную ситуацию, ответив на вопросы, дополняющие исходный сюжет. Они обычно касаются глобальных вопросов, например, прав человека, образования как ценности, демографических проблем, изменения климата и так далее.

Примерные темы:

5 класс

СПИСОК ЗАДАНИЙ

ЧАСТЬ 1

1) Проект «Народы России»

2) Не выбрасывайте продукты

 ЧАСТЬ 2

3) Добываем марганец в Зедландии

4) Забота о животных

5) Чистая вода

6) Найдёныш

7) Загрязнение Мирового океана

8) Что для нас лучше

9) Подарок

Разработчики заданий: Коваль Т.В., Дюкова С.Е.

Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы; отражает тему «человек и природа» (аспект: ответственное отношение к живой природе); базируется на подходах, характерных для предмета «Окружающий мир», который изучался в начальной школе. Задание учитывает возрастные особенности, познавательные возможности и социальный опыт пятиклассников. Комплексное задание направлено на формирование умений оценивать информацию, оценивать действия и их последствия, выявлять мнения, подходы, перспективы, объяснять сложные ситуации и проблемы, не выходящие за пределы личного опыта школьника. Для выполнения комплексного задания учащимся не требуются специфические знания, полученные при изучении отдельных естественнонаучных или гуманитарных предметов. Обсуждение и выполнение подобных заданий, в том числе и на уроке обществознания в 6 классе, способствует формированию названных выше умений на знакомом материале, не создающем дополнительных затруднений для ученика. Обсуждение развернутых ответов дает возможность привлечь внимание учащихся к этической стороне ситуации, учит находить решение, взаимоприемлемое для всех участников взаимодействия. Специфика и воспитательный потенциал задания позволяют использовать его во внеурочной работе. Учебные задачи, которые решают учащиеся в процессе выполнения комплексного задания, связаны с формированием нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения школьника к собственным поступкам.

Примерные темы:

9 класс

СПИСОК ЗАДАНИЙ

1 ЧАСТЬ

1) Дети должны мечтать

2) Рождение детей и СМИ

 2 ЧАСТЬ

3) Интернет в современном мире

4) Новый ученик

Задания разработаны: Коваль Т.В., Дюкова С.Е.

Содержательный контекст комплексного задания представляет глобальные проблемы, имеет многоаспектный характер, отражая такие компоненты содержания, как «взаимосвязь глобальных проблем и проявление глобальных проблем в локальных ситуациях» и «глобальные проблемы в соответствии с перечнем Основных вопросов повестки дня ООН»; базируется на знаниях, которые получают школьники при изучении естественнонаучных и общественно-научных предметов; способствует формированию мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, связанной с осознанием прав и свобод личности, прав ребенка и необходимостью защиты их в случае нарушения. Задание учитывает возрастные особенности, познавательные возможности и социальный опыт девятиклассников. Комплексное задание направлено на формирование умений анализировать мнения, подходы, перспективы, оценивать информацию, оценивать действия и их последствия, объяснять сложные ситуации и проблемы, выявлять мнения, подходы, перспективы. Комплексное задание может быть использовано учителями истории, обществознания, географии. В курсе всеобщей истории комплексное задание иллюстрирует особенности развития стран с различным уровнем социально-экономического развития, позволяет применить исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений. В курсе обществознания, как и в курсе географии, оно создает возможность показать взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияние на качество жизни человека. Учитель обществознания может опираться на него при изучении глобальных проблем современного общества, прав и свобод человека и гражданина, а также прав ребенка. Работая с комплексным заданием, девятиклассники углубляют свои представления о подходах к решению глобальных проблем бедности (по перечню глобальных проблем ООН) и прав ребенка.

Наиболее часто встречаемые затруднения при выполнении заданий:

  • Учащиеся стремятся изложить свое мнение, а не выполнить познавательную задачу, поставленную в условии.
  • Затрудняются рассмотреть ситуацию или проблему с различных точек зрения.
  • Не опираются на знания, полученные на других предметах.
  • Затрудняются в определении важных и второстепенных причин социальных явлений.
  • Трудности с аргументированием.

Формирование ГК и их оценивание может быть осуществлено при помощи других видов деятельности. Например, работа над исследовательским проектом или решение квестов. Образовательная платформа Learnis позволяет создавать задания, используя межпредметные связи. Работая с онлайн квестом, ученик не просто ищет подсказки, но анализирует, сопоставляет полученную информацию, учится творчески и нестандартно мыслить, выделять ключевую информацию.
Онлайн квест представлен в виде комнат, из которых учащемуся необходимо выйти. Для этого ему необходимо найти подсказки, размещённые на предметах.

Представление материала для подсказок может быть разнообразным, например: :
1) Аудио файл.

Квест, посвящённый теме «Древней Греция». Учащимся предлагалось прослушать фрагмент поэмы «Илиада». Они определяют автора - Гомер, что в дальнейшем войдёт в цепочку подсказок и кодовым словом будет «Греция».
2)Ребусы.
3) Высказывания на английском  языке.

Например, квест с кодовым словом "Правоотношения" включал в себя слово Whistleblower. Ребятам нужно найти значение слова (осведомитель) и понять, как оно связано с другими подсказками.
Учитель помогает,  в Англии в 19 веке так называли людей на производстве, которые говорили о противозаконных действиях сотрудников.
4) Задания на сопоставление.

Квест по теме «Правоохранительные органы», чтобы получить кодовое слово "Адвокат" нужно соотнести иллюстрации и слова. Логограф - это составитель речей для защиты людей. Сократ - первый логограф. Патрон - это защитник в Древнем Риме. Так учащиеся выходят на термин адвокат
- объявление. В этой же теме предлагается объявление, нужно понять, кто может предоставлять такие услуги.

В решении квестов помогают знания, полученные учащимися на разных предметах: биология, география, физика, химия и др.

Решение квестов помогает в реализации конвергентного (межпредметного) подхода, что также способствует формированию глобальных компетенций.

Твким образом, условиями формирования глобальной компетентности являются:

1. Целостность и непрерывность процесса с 5-го по 9-й класс основной школы.

2. Определение общих целей и их дифференциация на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы).

3. Сочетание образовательных и воспитательных целей и задач.

4. Учет требований преемственности содержания и требований и их последовательного усложнения.

5. Отбор предметного, «знаниевого» содержания с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов.

6. Направленность на достижение метапредметных образовательных результатов.

 7. Необходимость междисциплинарной интеграции учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Развитие компетенций педагога по формированию и оценке компонентов функциональной грамотности обучающихся

Развитие профессиональных компетенций педагогов, реализующих программы общего образования, на основе анализа перспектив развития системы общего образования в РФ, ФГОС ООО-2021 как ресурса формирования...

Глобальные компетенции как компонент функциональной грамотности

Глобальная компетентность-это специфический  обособленный ценностно-ориентированный компонент функциональной грамотности, который имеет собственное предметное содержание, ценностную основу, нацел...

Помощь в подготовке к олимпиадам "Развитие глобальных компетенций, компонента функциональной грамотности при работе педагогов дополнительного образования с обучающимися"

На этапе подготовки к олимпиадам необходимо ориентировать школьников на творчество, а это значит: дать возможность мыслить нестандартно, прислушиваться к своим ощущениям, ассоциациям, не бояться выска...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Глобально компетентная личность – человек, который способен воспринимать глобальные проблемы  на уровне межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировозз...

Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку

   В данном материале отражены ответы на такие вопросы, как "Что  такое «Глобальные компетенции»?, "Зачем нам глобальные компетенции?", ...