Памятка Как составить простой план текста
материал по русскому языку (5 класс)

Шаршак Оксана Павловна

Памятка Как составить простой план текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_kak_sostavit_prostoy_i_slozhnyy_plan_teksta.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка "Как составить простой план текста"

План текста – это последовательное отображение его ключевых частей в кратких, но четких формулировках, которые полностью соответствуют основной теме и содержанию текста. Для того, чтобы составить качественный план, необходимо опираться на основные правила.
Как составить план:

1. Прочитай произведение.

2. Определи идею, то есть главную мысль.

3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.

4. Вырази идею в одном предложении.

5. Раздели произведение на части.

6. Озаглавь каждую часть.

7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.

Виды плана

• Вопросный

• Назывной

• Тезисный

• План – опорная схема

• Комбинированный

Как правильно составить каждый из них?

Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.

Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Вопросный план

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. Вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.

При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).

Например:

- Кого поймали в море?

- О чем плакала пойманная черепаха ?

- Почему черепаха плакала на самом деле ?

Тезисный план

План записывают в виде тезисов*.

*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

Например :

- В море поймали черепаху.

- Пойманная черепаха все время плачет.

- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

Назывной план

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.

В назывном плане много существительных и прилагательных.

Например :

- Пойманная черепаха.

- Черепашьи слезы.

- Настоящая причина слёз черепахи.

План – опорная схема

Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

Например :

-Черепаха

- Слёзы.

- Соль из воды.

Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

Например :

- Кого поймали в море ?

-Пойманная черепаха все время плачет.

- Настоящая причина слёз черепахи.

Как составлять сложный план •

1) Внимательно прочитайте изучаемый материал

2) Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (пункты плана).

3) Разделите на смысловые части содержание каждого пункта и озаглавьте (подпункты плана).

4) Проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, полностью ли отражено в них основное содержание изучаемого материала.

Развёрнутый план – это план, в котором каждый пункт разбивается на подпункты.

Развернутый план текста «Капля в море»:

I Вступление. Случай на море

  1. Домик на ножках.

II Основная часть. Черепашьи слёзы

2.1. Утром – плачет.

2.2. Закатилось солнышко – плачет.

2.3. Погасли звёзды – плачет.

III Заключение. Настоящая причина слёз черепахи

3.1. Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как составить тезисный план"

В помощь учащимся инструкция по составлению тезисного плана текста....

Памятка "Как составить план текста"

В помощь учащимся инструкция по составлению плана текста....

Памятка "Как составить план.Типы планов".

В помощь учащимся памятка по сотавлению простого, сложного, вопросного, опорного планов....

Технологическая карта урока русского языка по теме""Разряды числительных по составу: простые и составные числительные".

Технологическая карта урока по русскому языку для учащихся шестого класса по теме" Разряды числительных по составу: простые и составные числительные"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКА с ОВЗ. " Как составить план текста".

Данный материал поможет учащимся с ОВЗ правильно составить план к тексту на уроках чтения. Запись в виде плана помогает восстановить в памяти  содержание прочитанного....

План текста: простой и составной

Выявление особенностей простого и составного плана, формирование умения составлять простой и сложный план...

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс

Презентация по русскому языку. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. 5 класс...