ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА по русскому языку в инклюзивном классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Ковина Ирина Анатольевна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  по русскому языку в инклюзивном классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_inklyuzivnogo_uroka.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

по русскому языку в инклюзивном классе

Пояснительная записка

Сведения о детях (ребёнке), его актуальное состояние, проблемы.

Урок проводился в 6 классе, где обучается 26 человек, из них 5 человек на инклюзивном обучении. По клинической классификации форм олигофрении М.С.Певзнер, в основу которой была положена структура дефекта, дети относятся к следующим группам:

2 ученика относятся к первой клинической группе (неосложнённая форма). У этих детей недоразвитие сложных форм познавательной деятельности и мышления не сопровождается грубыми нарушениями в пределах отдельных анализаторов и характеризуется относительной нервной сохранностью эмоционально-волевой сферы. Ребята способны к целенаправленной деятельности в пределах доступных им заданий при относительной сохранности поведения.

2 ученика относится ко второй клинической группе (олигофрения осложнённая нарушениями нейродинамики).

У данных детей наблюдаются нарушения в изменении поведения и снижения работоспособности. Частые нарушения функции отдельных анализаторов отсутствуют.

Для этих детей наряду с недоразвитием познавательной деятельности и мышления характерна вялость, замедленность, инертность. Эти особенности проявляются в их поведении, моторики, работоспособности, познавательной деятельности. Особенно чётко выражена негибкость мышления.

1 ученик относится к форме – возбудимые олигофрены. Для этих детей характерно своеобразное изменение при снижении работоспособности, повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность. На занятиях они двигательно беспокойны, отвлекаемы, иногда «вплетают» в свою речь бессвязные отрывки слов и предложений, случайно всплывших в их сознании. Процесс обучения у этих детей затруднён.

Предмет

Русский язык

Тема урока

Имя прилагательное как часть речи

Цель урока:

Для обучающихя с нормальным психофизическим развитием

Для обучающихя с ОВЗ (ЗПР)

Актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, его грамматических признаках, синтаксической роли в предложении.

Создание условий для продуктивной деятельности каждого ученика, в которой он может решить поставленные задачи

Тип урока

изучение нового материала

ФОУД (формы организации учебной деятельности)

фронтальная, групповая, индивидуальная

Основные понятия

Морфологические, синтаксические признаки имени прилагательного, морфемы, словообразование.

Межпредметные связи

Личностные: учебно- познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, структуирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Оборудование

компьютер, экран, мультимедийный проектор

УМК

Учебник Русский язык 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова (2012 год) Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс Ларионова Л. Г. Русский язык. Карточки-задания. 6 класс

Технологии

проблемное обучение, здоровьесберегающая технология, игровая, сотрудничество

Методы

по степени познавательной активности: частично-поисковый, исследовательский; словесный: беседа; практический: упражнение, решение задач, наглядный: иллюстрация; методы стимулирования: создание ситуации познавательного спора, ситуации успеха; методы контроля: самопроверка, взаимопроверка

Планируемые результаты

Для обучающихя с нормальным психофизическим развитием

Для обучающихя с ОВЗ (ЗПР)

Метапредметные:

-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

- высказывать предположения на основе учебного материала;

- устно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;

- слушать и понимать речь других;

- находить и анализировать информацию;

- работать над составлением алгоритма; осуществлять самоконтроль, самооценку.

Личностные:

-развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости

- овладение знаниями и умение их применять в различных жизненных ситуациях.

-формирование умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий

Предметные:

- находить прилагательное среди других частей речи

-определять их грамматические категории (разряд, число, род)

-называть прилагательные по данным грамматическим признакам

-актуализировать знания правил написания суффиксов прилагательных, -не – с прилагательными; дефисное и слитное написание сложных имен прилагательных. Уметь применять знания на письме.

- определять роль прилагательных в речи.

- формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу;

-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

- высказывать предположения на основе учебного материала;

- устно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения;

- слушать и понимать речь других;

- находить и анализировать информацию;

- работать по алгоритму; осуществлять самоконтроль, самооценку.

Личностные:

- овладение знаниями и умение их применять в различных жизненных ситуациях.

Предметные:

- находить прилагательное среди других частей речи.

- знать основные их морфологические и синтаксические признаки.

- Коррекционно–образовательные задачи:

· обеспечить усвоение знаний, умений и навыков по теме;

·способствовать развитию умения применять полученные знания на практике;

Коррекционно–воспитательные задачи:

прививать интерес к родному языку

Коррекционно–развивающие задачи:

·развивать неречевые процессы (мышление, внимание, память);

·развивать словесно-логическое мышление (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

·умение работать по словесной и письменной инструкциям.

ЦЕЛЬ

этапа урока

Содержание деятельности

учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые УУД

с обучающимися, имеющими нормальное психофизическое развитие

с обучающимися с ОВЗ (задержка психического развития)

имеющих нормальное психофизическое развитие

с ОВЗ

(задержка психического развития)

у обучающихся, имеющих нормальное психофизическое развитие

у обучающихся с ОВЗ (задержка психического развития)

1. Организационный этап

Включение обучающихся в учебную деятельность

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

1.Здравствуйте, ребята! Давайте представимся, какие мы сегодня. Я активная и целеустремленная. А вы?

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

1.Приветствуют учителя, дают себе определения, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

1.Приветствуют учителя, дают себе определения с помощью учителя или товарища, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Коммуникативные: умение слушать учителя.

Регулятивные: умение настраиваться на занятие, планировать индивидуальную образовательную траекторию.

Коммуникативные:

умение слушать учителя

Регулятивные:

развитие умений организации и планирования своей деятельности

2. Мотивация учебной деятельности, постановка цели урока

Открытие нового знания – поиск решения проблемы – выражение решения проблемы

Создание проблемной ситуации:

1.Включаю презентацию.

Слайд №1

На экране текст стихотворения «Мой веселый, звонкий мяч». Обратите внимание на слова, с помощью которых описывается мяч. А с чего мы начали урок? Назовите слова, которые так ярко описывают мяч. К какой части речи они относятся?

2.Прошу выдвинуть предположение о теме урока о целях и задачах, которые предстоит решить на уроке. Рассказывает о системе оценки знаний на уроке.

3.Игра. Я передаю мяч соседу, называя его качества, следующий должен передать со словами другого качества и в Р.п. – далее по цепочки.

Один ученик читает стихотворение вслух.

Отвечают на вопросы учителя.

Выдвигают предположения.

2.Записывают тему урока в тетрадях. Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени прилагательном как части речи.

3.Придумывают определения, вспоминают падежи, исправляют допущенные товарищами ошибки.

Слушают одноклассников, участвуют в обсуждении.

2. Записывают тему урока в тетрадях, под контролем учителя. Ученики вспоминают все, что знают об имени прилагательном как части речи.

3.Придумывают определения, вспоминают падежи с помощью товарищей

Коммуниативные:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами;.

Регулятивные:

планироватьсвоюиндивидуальнуюобразовательнуютраекторию;

Коммуниативные:

вступать в контакт и работать в коллективе

Регулятивные:

принимать цели и произвольно включаться в деятельность

3. Актуализация знаний

Проверка уровня усвоения пройденного материала

Работа в группах

« Визитная карточка части речи»

Повторение морфологических признаков имени прилагательного. На полосках бумаги напечатаны понятия, касающиеся различных частей речи. Необходимо выбрать только те морфологические и синтаксические признаки, которые соответствуют имени прилагательному.

( На слайде демонстрируется образец)

У кого остались неиспользованные части, почему?

Выявляет уровень знаний.

Отсылает к параграфу учебника

Ученики работают в группах, выбирают нужное, составляют визитную карточку. Сигнализируют об окончании работы.

Сравнивают с образцом. У кого визитная карточка составлена верно?

Выполняют работу в паре с учеником повышенного уровня знания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков

Познавательные:

делать обобщения, сравнивать;

Коммуникативные:вступать в контакт и работать в коллективе

4. Открытие новых знаний

Выявление места и причины затруднения, постановка учебной задачи.

Построение и фиксация нового знания.

Словарно-орфографическая диктовка. (у доски работает 1 ученик, остальные работают на местах)

Беспредельная степь, медведь могуч, пирог горяч, гигантский костёр, колоссальный успех, искусный врач, искусственный цветок, талантливый мастер, верблюжья колючка, великолепное качество, пароходная кампания, студенческая компания.

1.Назвать все прилагательные, от каких слов будем задавать вопрос, чем они отличаются.

2.Составить 2 предложения с полным и кратким прилагательным.

3.Подчеркнуть прилагательные как часть речи.

4.Какими членами предложения могут быть прилагательные?

Записывают слова, контролируя орфографические навыки ученика около доски.

1.Называют прилагательные, задавая вопрос от существительного. Делают вывод: прилагательное в тексте зависит от существительного, может иметь полную и краткую форму.

2.Составляют индивидуально предложения, зачитывают их, исправляя недочеты друг друга.

3.Делают вывод о синтаксической роли прилагательных

Работают в паре с учеником повышенной успеваемости, принимают участие в обсуждение, основываясь на параграф учебника, высказывают свои предположения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Личностные:

Учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Познавательные:

наблюдать за предметами и явлениями

Коммуникативные:

обращаться за помощью и принимать помощь

Регулятивные:

контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников

5. Смена вида деятельности:

динамическая пауза, зрительная или дыхательная гимнастика и др.

Здоровьесбере

жение

Если слышите имя прилагательное – тяните руки вверх, слышите имя существительное – встаньте на носочки, глагол – приседаете:

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в глазури голубой.

Выполняют упражнение увлечённо и внимательно.

Выполняют упражнение увлечённо и очень внимательно.

Личностные:

- Установка на здоровый образ жизни

Регулятивные:

Контролируют и оценивают свои действия

Личностные:

- Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

Регулятивные:

-Выполнение действий по образцу.

6. Закрепление нового материала

Закрепление обучающимися новых знаний

Посмотрите на парту, у каждого из вас на столе лежат карточки разного уровня: фиолетовая рассчитана на низкий уровень, зеленая среднего уровня, красная карточка самая трудная

Выберите для себя карточку и выполните задание

Обратите внимание на то, какими членами предложения будут являться полные прилагательные, а какими – краткие

Чтобы не ошибиться в морфологической форме прилагательного задаем вопрос от прилагательного.

Работают с наглядным материалом, выбирая для себя уровень сложности.

Делают вывод о морфологических признаках и синтаксической роли имен прилагательных.

Работают по алгоритму при помощи учебника и консультации учителя

Регулятивные:контроль, оценка, коррекция

Познавательные:

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные:

Умение работать в группе

Регулятивные:принимать цели и произвольно включаться в деятельность

Личностные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Коммуникативные

вступать в контакт и работать в коллективе

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону или образцу

Установить осознанность восприятия, провести первичное обобщение нового материала

Организует самостоятельную деятельность учащихся по карточкам с взаимопроверкой; выборочно проверяет несколько тетрадей, предлагает устранить недочеты индивидуально или в паре (с консультантами); организует индивидуальную работу.

Самостоятельное выполнение карточек; взаимопроверка, проверка по образцу под контролем учителя

Выполнение карточек по образцу под контролем учителя.

Регулятивные:контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные:самоопределение

Личностные: самостоятельность

Коммуникативные: понимать инструкцию

Регулятивные:соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, оценивать результаты с учетом предложенных критериев

8. Рефлексия деятельности

Самооценка обучающимися результатов учебной деятельности, осознание своего продвижения к цели.

А сейчас каждый оценит себя сам, все ли у вас получилось, довольны ли вы своей работой.

Урок был…

На уроке я чувствовал себя…

Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Оцените свою работу на уроке, заполнив анкету достижений «Знаю / не знаю»

Заполняют рефлексивную анкету, осуществляя самооценку деятельности.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Подводят итоги, выставляют оценки.

Заполняют рефлексивную анкету, осуществляя самооценку деятельности

Коммуникативные:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: самооценка результатов деятельности

Личностные: Самооценка процесса и результатов деятельности

9. Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Открытый урок русского языка в инклюзивном классе. 8 класс.

Урок развития речи в инклюзивном классе по теме  "Инструкция"....

Технологическая карта урока русского языка в инклюзивном классе (7 класс)

Технолггическая карта урока русского языка в инклюзивном классе по теме "Деепричастие" (7 класс). Втехнологической карте подробно представлена работа с обусающимсяс ОВЗ(ЗПР)....

Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе (5 класс)

Технологическая карта урока литературы в инклюзивном классе(5 класс) по теме: "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро".Роль законов тпйги в жизни человека."...

Технологическая карта урока русского языка в инклюзивном классе (7 класс)

В технологической карте подробно представлена работа с обучающимся с ОВЗ(ЗПР)....

Сценарий урока русского языка в инклюзивном 5 классе

Сценарий урока русского языка  в инклюзивном классе отражает этапы работы, основные приемы, содержит описание элементов сдоровьесберегающих технологий....

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков».

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков»....