Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. Теория и практика написания изложения и сочинения. 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Каулина Мария Викторовна

Теория и практика написания изложения и сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izlozhenie_i_sochinenie.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса по русскому языку

«Теория и практика написания изложения и сочинения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса составлена на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку базового и профильного уровней в соответствии с программой по русскому языку:

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-11 классов». - М.: Дрофа, 2018 г.

Данный элективный курс является дополнением к основному курсу русского языка, предназначен для учащихся 9 классов и рассчитан на 56 часов. Согласно модели экзамена выпускники пишут сжатое изложение, выполняют тестовые задания и создают сочинение-рассуждение. Контролю подлежат все виды компетенции: языковая, лингвистическая, коммуникативная.

.

Эффективность данного элективного курса заключается в направленности его на организацию работы, связанной с пониманием текста и способами его выражения, практического применения полученных знаний и умений при построении собственного высказывания.

Разработанный курс поможет обучающимся подготовиться к изложению и сочинению – рассуждению.

Цель: подготовка девятиклассников к написанию изложения и сочинения.

Задачи:

1. Определять проблему текстов и формулировать её разными способами.

2. Грамотно писать сжатое изложение публицистического и художественного стиля.

3. Выбирать из исходного текста необходимую информацию.

4. Сжимать авторский текст., применяя разные способы сжатия.

5. Писать сочинение по исходному тексту .

#1059;меть редактировать свое сочинение и изложение.

Основные методы и приёмы работы:

- лекция;

- беседа;

- объяснение учителя;

- создание проблемной ситуации;

- анализ текстов различных стилей и типов;

- работа с тестами;

- работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

- создание таблиц, схем;

- обсуждение;

-создание текстов;

Учебно-тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Раздел программы

Количество часов

1

Стили и типы речи.

3

2

Текст и его особенности.

2

3

Сжатое изложение текста.

9

4

Сочинение-рассуждение.

38

5

Повторение.

4

ИТОГО:

56

Содержание программы

Стилистика. Стили и типы речи. ( языковые особенности стилей речи, анализ текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения). 3 ч.

Текст и его особенности (2 час)

Текст и его особенности. Микротемы, ключевые слова.

Сжатое изложение текста (9 ч.)

Извлечение информации при аудировании: понимание смысла текста, определение стиля и типа речи.

Способы сжатия текста (компрессии): исключение второстепенной информации, подробностей, деталей; обобщение явлений и фактов; сочетание исключения и обобщения.

Основные языковые приемы компрессии: замена (однородных членов обобщающим наименованием, фрагмента предложения синонимичным выражением, предложения или его части указательным, определительным или отрицательным местоимениями, сложноподчиненного предложения простым, прямой речи косвенной); исключение (отдельных членов предложения, некоторых однородных членов, повторов, фрагмента предложения, синонимов, предложений; слияние (образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же).

Сочинение-рассуждение (38 ч.)

Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность.

Тезис – главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать.

Аргументация – приведение фактов, примеров, объяснений, подтверждающих тезис.

Вывод – общий итог.

Стилистическое и речевое оформление текста. Грамотность письменной речи (грамматические нормы, орфография и пунктуация).

Повторение. (4 час)

Календарно-тематический план 9 класс (56 часов)

№ п/п

Раздел программы

Дата проведения

По плану

По факту

Стилистика. (3ч.)

1

Стили и типы речи.

Текст и его особенности (2ч.)

2

Тема и основная мысль текста.

3

Микротемы и ключевые слова.

Сжатое изложение текста (9ч.)

4

Способы компрессии текста.

5

Способы компрессии текста.

6

Практическая работа. Сжатие предложенного текста.

7

Практическая работа. Сжатие предложенного текста.

8

Редактирование текста.

9

Редактирование текста.

10

Подготовка к написанию сжатого изложения

11

Подготовка к написанию сжатого изложения .

12

Написание сжатого изложения.

Сочинение-рассуждение (21 ч.)

13

Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему.

14

Работа с лингвистическим высказыванием.

15

Аргументация (примеры из текста)

16

Практическая работа. Редактирование сочинений.

17

Практическая работа. Редактирование сочинений.

18

Работа с текстом.

19

Работа с текстом.

20

Написание сочинения- рассуждения на лингвистическую тему.

21

Сочинение-рассуждение (понимание смысла фрагмента текста)

22

Работа с текстом.

23

Работа с текстом.

24

Аргументация (примеры из текста)

25

Практическая работа. Редактирование сочинений.

26

Практическая работа. Редактирование сочинений.

27

Написание сочинения- рассуждения .

28

Речевые и грамматические ошибки.

29

Речевые и грамматические ошибки.

30

Сочинение- рассуждение на морально-этическую тему.

31

Аргументы из текста.

32

Аргументы из читательского и жизненного опыта.

33

Написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему.

Повторение. (1 час)

34

Повторение. Алгоритм написания сочинения и изложения.

ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9 КЛАССА

В результате обучения на основе данной программы учащиеся должны овладеть умениями:

- адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи;

- обрабатывать информацию звучащего текста;

- адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

- интерпретировать информацию прочитанного текста;

- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять функционально-смысловой тип речи;

- создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

- последовательно излагать собственные мысли;

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

- использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Список литературы, используемый для составления программы:

1. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

2. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.

3. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс/ Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2015.

4. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2015.

5. ГИА – 2015: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме/ авт. Сост. И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. – М.: АСТ: Астрель, 2015.

6. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. 9 класс/ Т.М. Пахнова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

7. ГИА. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация ( в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий/ Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

8. Русский язык. 9 класс». Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2012.

9. Русский язык. Справочные материалы», под редакцией Н.М.Шанского, Москва, 2010.

10. Уроки русского языка в 9 классе», М.В.Федорова, Москва, «Просвещение», 2011.

11. Обучение русскому языку в 9 классе. Методические рекомендации к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений», авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Ю,Комиссарова, Москва, «Просвещение», 2012.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Теория и практика сочинений разных жанров"

Данную работу можно использовать в 8-9 классах для дополнительных занятий с учащимися, для платных занятий, для ведения кружка по русскому языку....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся  общеобразовательных школ показал, чт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Теория анализа художественного текста» для 11 класса поможет учителю плдготовить выпускников к написанию Итогового сочинения....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса.

Рабочая программа элективного курса «Уроки словесности: от теории к практике» по русскому языку для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образов...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.

Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык»  - &laq...