Буквы И-Ы после Ц.
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Цель учителя помочь учащимся усвоить орфограмму «Буквы и-ы после ц», указать, что наличие звука ц является «сигналом» орфограммы. Применять изученное правило на практике.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

Тема урока: Буквы И-Ы после Ц.

Учитель: Рязанова Н.М.

Класс: 5

Урок № 106

Дата проведения: ____________.

УМК: Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под редакцией Бабайцевой В.В.

Учебный предмет: русский язык.

Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

обучающие:

  • познакомить с опознавательным признаком – наличием [ц] перед гласными, с правописанием И-Ы после Ц;
  • научить обосновывать выбор гласных И-Ы - после Ц;
  • сформировать орфографические навыки грамотного письма учащихся, соблюдение правильного написания слов-исключений;

развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;
  • совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся;

воспитывающие:

  • воспитание любви к русскому языку;
  • воспитание сознательной дисциплины;
  • формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач;

метапредметные: корректировать и развивать

  • познавательные способности;
  • логическое мышление (анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы);
  • умение связно и грамотно излагать свои мысли;
  • внимание, память, эмоциональную сферу;
  • коммуникативные качества речи.

Задачи урока:

  • обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц»;
  •  формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся слова с буквами И-Ы после Ц; смогут на практике применять теоретические знания.

УУД: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация, учебник.

№ п/п

Этап урока

Цель

Создание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.

Организационный момент.

Организация направленного внимания на начало урока;

формирование эмоционального настроя на урок

Проверяет готовность рабочих мест, создает положительный настрой учащихся на урок, приветствует их.

Учащиеся проверяют готовность к уроку, правильность расположения учебников и школьных принадлежностей, приветствуют учителя.

  1. Формирование  эмоционального настроя на урок (Л).
  2. Взаимодействие с учителем (К).
  3. Следование в поведении моральным этическим требованиям (Р).

2.

Этап актуализации ранее полученных знаний

Создать условия для

совершенствования своего лексического запаса языка путём повторения по теме «Правописание приставок на –з (-с)» (через комментированный  диктант).

Создает ситуацию, при которой возникает необходимость повторения полученных знаний.

Предлагает детям:

- вспомнить материал по теме «Правописание приставок на –з (-с)» (через комментированный диктант, Приложение 1).

Вспоминают материал по теме «Правописание приставок на –з (-с)», объясняют написание слов в диктанте.

  1. Проявление познавательной активности (П).
  2. Умение высказывать свою точку зрения (К).

3.

Этап мотивации к учебной деятельности.

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Создаёт проблемную ситуацию на уроке.

Перед вами слова: циркуль, станция, гостиницы, лисицына.

- Что вы можете сказать о данных словах? В чём их схожесть и различия?

- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Сообщает о том, что в конце урока дети должны будут сформировать.

Выясняют с помощью дискуссии в парах, что им необходимо для достижения поставленной в начале урока цели (выясняют, в чем схожесть и различие данных слов, высказывают свою точку зрения).

После установления сходства (во всех словах есть Ц) и различий (разные буквы И и Ы после Ц) формулируют учебную проблему: в каких случаях после Ц пишется И, а в каких – Ы?

Работа в парах.

  1. Высказывать предположения на основе наблюдений (Р).
  2. Формулировать вопрос (проблему) урока (Р).
  3. Уметь вести диалог: интересоваться чужим мнением и высказывать своё, согласовывать действия (К).
  4. Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать (Л).

4.

Этап реализации построения проекта. Самостоятельная работа с самопроверкой и оцениванием.

Сформировать у детей представление о том, как пишутся слова с буквой И-Ы после Ц.

Демонстрирует слова на слайде, предлагает сравнить слова в столбиках, понять принцип группировки и сформулировать правило.

Предлагает продемонстрировать свои наработки в виде таблиц.

Выслушивает доказательства каждой группы, задаёт вопросы.

Организует самопроверку с помощью учебника.

Обращает внимание на те части правила, которые не были отражены в таблицах (слова на –ЦИЯ, слова-исключения).

Предлагает проговорить правило в парах.

Работают в группах, высказывают свою точку зрения. Заполняют таблицу.

Лидер каждой группы представляет результат работы.

Задают выступающим вопросы.

Выполняют самопроверку, находят и исправляют ошибки в своих работах. Дополняют таблицу, выявляя новые части правила. Проговаривают правило в парах.

  1. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в группах (Л).
  2. Оформлять языковую информацию схематически (Р).
  3. Проявляют познавательную самостоятельность и активность (П).
  4. Осознание ответственности за общее дело (Л).
  5. Умение выступать перед классом (К).

Физкультминутка

5.

Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Создать у детей представление о том, как используется данная орфограмма и закрепить её на практике.

Организует работу индивидуальную и в парах (комментированное письмо, Приложение 2; работа по карточкам в парах, Приложение 3).

Дополнительно прорабатывает слова-исключения.

Выполняют разные виды работ:

Индивидуальная (комментированное письмо),

в парах (работают по карточкам, выполняют взаимопроверку, объясняют друг другу ошибки в случае их выявления).

Дополнительно прорабатывают слова-исключения, списывая фразу со слайда.

  1. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности, умение работать в парах (Л).

6.

Этап проверки усвоения знаний

Проверить уровень усвоения учениками правописания слов на данную орфограмму.

Проводит мини-тест.

Проверяет усвоения правила.

Решают мини-тест.

Повторяют правило.

  1. Умение выражать свои мысли (К).
  2. Умение применять новые знания (П).
  3. Умение решать проблемы (Р).

7.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Сформировать личную ответственность за результаты деятельности.

Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Предлагает выполнить самооценку.

Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, выполняют самооценку уровня усвоения знаний.

  1. Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).
  2. Понимать личную ответственность результаты деятельности (Л)
  3. Самооценка уровня усвоения знаний(Р).

8.

Домашнее задание.

Подвести детей к самостоятельной работе дома на закрепление изученного материала.

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
Упражнение 361.

Записывают домашнее задание.


Приложения.

Приложение 1.

Комментированный диктант.

Бе_ценный, бе_человечный, бе_форменный, бе_конечный, бе_корыстный, бе_численный, бе_церемонный, бе_вкусный, бе_толковый, бе_грамотный, бе_цельный, бе_дарный, бе_покойный, бе_шумно, бе_смысленно, бе_болезненно.

Приложение 2.

Комментированное письмо. Вставьте буквы, объяснить написание того или иного слова. 

Станц-я, ц-почки, ц-трус, ц-ркач, сестриц-н, глупц-, дисц-плина, ц-ган, гусениц-, круглолиц-й, ц-нга, ц-новка, Грец-я.

Приложение 3.

Карточка 1. Вставьте пропущенные буквы или слова.

первая ц___фра

ц___кличность в природе

проц___тировать стихотворение

хитрый ц___ганѐнок

стоять на ц___почках

ц___плячья шея

смуглолиц___е матросы

краснолиц___й сторож

известный публиц___ст

сестриц___н стул

куриц___но перо

лисиц___н след

загорелые дачниц___

русские императриц___

Карточка 2. Вставьте пропущенные буквы или слова.

ц___рковой артист

ц___тата из Пушкина

ц___гейковая шубка

жѐлтенький ц___плѐнок

ц___ц! Сейчас же замолчите!

победившая революц___я

свежие огурц___

ц___нковая стружка

танцевать ц___ганочку

встать на ц___почки

тигриц___н хвост

вязальные спиц___

свежие устриц___

генеральная репетиц___я


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы И-Ы после Ц

Урок-презентация "Буквы И-Ы после Ц" в 5 классе...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова"

Цели как деятельность учеников.М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).4ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё п...