Реализация принципа приоритета речи при изучении словосочетания
статья по русскому языку

Доброневская Анна Владимировна

Изучение словосочетания в школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация принципа приоритета речи при изучении словосочетания

Формирование лингвистической компетентности учащихся в процессе обучения русскому языку как родному предполагает передачу языковых знаний и развитие речевой способности обучаемых. Внимание к формальным и семантическим значениям языковых единиц всех уровней, их функционированию в речи служит задачам  обучения целенаправленному общению.

Школьный учебник представляет нам словосочетание как языковую единицу промежуточной ступени, стоящей между словом и предложением, единицу докоммуникативного уровня.  Словосочетание, будучи включенным в предложение, взаимодействуя в составе предложения с другими единицами языка, приобретает признаки нового, коммуникативного, образования. Следовательно, целесообразно изучать словосочетание не только как отдельного от всех других единиц языкового факта, но и как единицу речи, т.е. анализировать словосочетание в составе предложения, в рамках модально- временных отношений.

Могут быть использованы следующие типы упражнений, выявляющих информативную и коммуникативную функции словосочетаний: определение номинативного предназначения словосочетания в отдельном языковом факте; выявление сочетательных способностей слова;  рассмотрение словосочетания в единстве формы, семантического значения, функций; наблюдение над обогащением значений словосочетания при включении его в предложение; редактирование; трансформация словосочетания в предикативную  конструкцию и наоборот, сопоставление полученных образований с исходными.

Рассмотрение словосочетания в составе предложения в определенной  мере решает проблему речи при обучении русскому языку как учебному предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип приоритета открытых задач

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержани...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ В ЖАНРЕ ЛИТЕРАТУРНОГО БЛОГА КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КРЕАТИВНОСТИ В РАЗВИТИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Методические рекомендации к работенад сочинением в жанре литературного блога как реализация принципа креативности в развитии письменной речи учащихся в условиях современного обучения...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОСНОВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

Проблемы в общении обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи, трудности выпускников в выборе профессии, в самореализации. Создание условий учебно-воспитательного процесса в специальной (коррекционной) ш...

УРОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Реализация принципа метапредметности в рамках системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры....

Методические особенности изучения словосочетания как единицы синтаксиса

Изучение синтаксиса требует тщательного анализа единиц языка, причём их многообразие становится доступным обучающимся, если они проявляют аналитические способности – способность рассуждать, сопо...

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

В современной дидактике утверждается более широкое понимание принципа наглядности как систематической опоры не только на конкретные предметы и их изображения, но и на модели....

Принцип наглядности в современной дидактике и методике русского языка. Средства реализации принципа наглядности

Формы обучения, методы и приемы обучения ориентированы не только на процесс усвоения учениками знаний, но и направлены на общее развитие личности ребенка, развитие его интеллектуальных и коммуникативн...