Принцип приоритета открытых задач
статья на тему

Суркин Сергей Владимирович

Как извесно обучение математике, как и любому учебному предмету, может стать эффективным средством формирования личности, достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения ее содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут положены определенные положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтвержденные опытом преподавания.

Система таких положений, ориентированная на особенности математики как учебного предмета включает в себя наиболее важные дидактические принципы, характеризующие подход к обучению математике в школе.

Хочу предложить Вам цикл статей посвященных "принципам обучения математике", которые помогут вам расширить кругозор своих знаний и сделать Ваши уроки более интересными и продуктивными.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon printsip_prioriteta_otkrytykh_zadach.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Принцип приоритета открытых задач

   В.А. Ширяева определяет понятия закрытой и открытой задачи. В ее трактовке закрытая задача - это классическая учебная задача, в которой обязательно оговаривается, что дано и что не известно. Ставится четкий вопрос о том, что требуется найти. Действия и решение производятся в соответствии с алгоритмом, освоенным на уроке, и имеется, чаще всего, единственный ответ. Открытая задача может обладать следующими характеристиками: отсутствует конкретное условие, четко сформулированный вопрос, известный алгоритм решения, единственно правильное решение, присутствует противоречие, которое еще больше "мешает" решить задачу.         Связь между особенностями открытых задач и формируемыми при этом основными структурными элементами ОИУ (основы исследовательских умений) представлена в таблице 3.

Л.Э. Орлова выделяет следующие особенности открытых математических задач:

 а) формулировка открытой задачи, как правило, краткая, не индуцирующая ни метод, ни решение;

Таблица 3

Особенности открытой задачи (по В.А. Ширяевой)

Основные структурные элементы ОИУ, формируемые при решении открытой задачи

1. Отсутствует конкретное условие

1. Уметь анализировать условия заданной ситуации

2. Отсутствует четко сформулированный вопрос

2. Уметь ставить цель работы ("вербализировать" проблему)

3. Отсутствует известный алгоритм решения

3. Уметь выдвигать и обосновывать гипотезы;

4.Уметь планировать решение проблемы

4. Отсутствует единственно правильное решение

5. Уметь выдвигать и обосновывать гипотезы;

6. Уметь анализировать результат

5. Присутствует противоречие

7. Уметь анализировать условия заданной ситуации

б) решение не сводится к непосредственному применению последних (по времени) результатов изучения теории, иначе будет индуцироваться метод решения, что противоречит первому требованию эта особенность связана со временем предъявления задачи, иногда до изучения соответствующего теоретического материала и служит для стимулирования открытия новых теоретических знаний;

в) вопрос (требование) задачи обладает достаточно большой степенью неопределенности;

г) задача находится в достаточно знакомой учащимся концептуальной области и поэтому может стимулировать их активную мыслительную деятельность;

д) вопрос (требование) открытой задачи вызывает потребность в исследовательской деятельности, включающей следующие виды: выполнение ряда проб с целью выдвижения гипотезы; выдвижение гипотезы; проверка гипотезы с помощью новых проб для ее подтверждения (или опровержение с помощью противоречащего примера); доказательство справедливости гипотезы (при отсутствии противоречащего примера).

     Использование открытых задач в учебном процессе способствует сотворчеству педагога и ученика, приобщению учащихся к творческой и исследовательской работе, а значит, позволяет реализовать принцип сотрудничества и принцип приоритета открытых задач.

   Исходя из выше сказанного, в качестве одного из ведущих принципов организации учебной деятельности, направленной на формирование основ исследовательских умений учащихся, определился принцип приоритета открытых задач, который заключается в том, что в качестве одного из основных средств формирования основ исследовательских умений учащихся при обучении геометрии учитель использует  открытые задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытые задачи по физике. ТРИЗ

подборка открытых задач по физике...

Творческий продукт решения открытых задач по литературе

В работе представлен материал по ТРИЗ-педагогике, об использовании метода решения открытых задач по литературе, а также образцы творческих работ учащихся....

Открытые задачи

Открытые задачи - это абсолютно универсальное средство, которое формирует логическое мышление, творческие способности и способствует достижению метапредметных результатов. Открытые задачи можно исполь...

Мастер-класс "Открытые задачи"

В данном мастер-классе представлены виды открытых задач. Материал раскрывает основы ТРИЗ-технологии....

Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света

Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света...