Творческий продукт решения открытых задач по литературе
опыты и эксперименты по литературе на тему

Водолажская Ирина Юрьевна

В работе представлен материал по ТРИЗ-педагогике, об использовании метода решения открытых задач по литературе, а также образцы творческих работ учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческий продукт решения открытых задач ( ТРИЗ-педагогика) Из опыта работы учителя русского языка и литературы Еленовской СШ Водолажской И.Ю.

Слайд 3

— педагогическая система, целью которой является воспитание Решателя, то есть человека, подготовленного к встрече с творческими, не имеющими традиционных решений задачами. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является ТРИЗ. ТРИЗ-педагогика

Слайд 4

Время от времени человеческий гений порождает такие идеи, которые просто обречены на обостренное восприятие современниками. Например, идея Коперника о том, что Земля совершает такие же движения, как и другие небесные тела, а вовсе не находится в «центре Вселенной». Нет, все-таки считать себя «пупами Вселенной» приятнее, чем осознавать, что находишься на «рядовой» планете среди бесчисленного множества других миров. Наверное, это послужило одной из причин жестокого решения судей в отношении Джордано Бруно. Идея Чарльза Дарвина о том, что человек является результатом эволюции, как и «братья наши меньшие», была воспринята многими современниками как оскорбление. «Может быть лично Вы, Чарльз Дарвин, и произошли от обезьяны…» А сколько копий было сломано по поводу теории Зигмунда Фрейда! Мало того, что мы «произошли от животных» — оказывается, эти «животные предки» сидят в каждом из нас и управляют нашим поведением! Впрочем, есть еще один «бастион» человеческой гордыни. Этот бастион — творчество. Его охраняет та часть творческой элиты, которой очень приятно считать себя немножко «ближе к богу», чем остальных людей. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач

Слайд 5

Но и этот бастион теряет свои позиции под натиском ТРИЗ. Идея основоположника ТРИЗ Генриха Сауловича Альтшуллера состоит в том, что творчеству можно учить так же, как и другим видам человеческой деятельности. Действительно, ведь творчество — это создание чего-то нового. Но если познать закономерности, по которым это новое появляется, то их можно научиться применять — а значит, научиться «вычислять» новое, то есть изобретать. Эту идею передает название одной из первых книг Генриха Сауловича — «Творчество, как точная наука».

Слайд 6

Работу над созданием ТРИЗ Альтшуллер начал в 1946 году. Первоначально все его разработки были направлены на инженерное творчество, однако не случайно первая публикация по теории появилась в журнале «Вопросы психологии». Книги Генриха Сауловича Альтшуллера , написанные живым занимательным языком, вдохновили тысячи людей на творческую работу, помогли поверить в себя. Постепенно теория стала поддерживаться общественным движением, стали появляться общественные институты ТРИЗ, школы, в 1990 году небольшим тиражом вышел первый профессиональный журнал ТРИЗ. В 1989 г. в рамках тризовского общественного движения была образована Международная Ассоциация ТРИЗ. Г.С. Альтшуллер

Слайд 7

Современная ТРИЗ находит применение не только в технической области. Сегодня специалисты по ТРИЗ решают сложные социальные задачи, участвуют в разработках рекламных и PR-кампаний. Основоположник теории решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллер уделял значительное внимание не только методам решения творческих задач, но и воспитанию творческой личности. Его книга для детей «И тут появился изобретатель» четырежды издавалась на русском языке, она переведена на молдавский, латышский, английский и другие языки. Книга «Как стать гением» построена на анализе более тысячи биографий известных творческих личностей. Сегодня, когда сотни педагогов- тризовцев работают с детьми, когда издано много учебной и методической литературы, уже можно говорить о становлении ТРИЗ-педагогики.

Слайд 8

Все большую популярность получает теория в экономически развитых странах. Первый европейский ТРИЗ-конгресс состоялся в январе 1999 года в Австрии. На сегодняшний день состоялось уже несколько конференций в странах Европы и США. Ряд университетов европейских стран, Японии и США вводят ТРИЗ в свои учебные программы. Специалисты по ТРИЗ — в основном выходцы из бывшего Советского Союза — консультируют такие известные фирмы, как «Проктор энд Гэмбэл », IBM, «Форд», «Дженерал моторс», «Самсунг» и др. Книги по теории изданы и продолжают издаваться в США, Великобритании, Японии, Швеции, Голландии, Финляндии, Германии, Израиле и в других странах. Причем все чаще авторами книг становятся зарубежные специалисты, получившие образование по ТРИЗ в своих странах. Анатолий Гин

Слайд 9

Мир стремительно меняется. Образование стремительно отстает. Компьютеры и другие признаки современности в школьном классе положение не исправят. Менять нужно содержание образования. Как? Здесь мы остановимся на одном аспекте: на переходе образования от закрытых задач к открытым… В отличие от закрытых задач, на которых строится вчерашнее и сегодняшнее образование, открытая задача может иметь неполное условие, которое учащемуся необходимо изучить и дополнить самому. Открытая задача может иметь множество решений, вероятный (а не точный) ответ. Близкие понятия: нестандартная задача, творческая задача. Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач. В этот зазор между реальностью школы и требованием жизни проваливаются усилия учителей и мотивация школьников. Открытые задачи

Слайд 10

ытой

Слайд 11

ТРИЗ помогает организовать творческую деятельность учащихся на уроке и во внеклассной работе, подсказывает, как развивать творческие способности, помогает учителю открыть в детях всевозможные таланты, например, чтеца , поэта, художника. Я использую такие приемы ТРИЗ, как творческое решение открытой задачи, УМШ.

Слайд 12

Повадился Змей Горыныч деревни разорять да людей похищать. Опустел край. В одном селе так и вовсе остались только старые да малые... Однажды зимним вечером унес Змей двоих детей — брата и сестру — и посадил в темницу: подрастут, мол, до весны, тогда и съем. Но дети оказались смекалистые. Подняли они такой крик и визг, что потерял Горыныч покой и сон, а главное — аппетит, все семь голов заболели... И решил Змей Горыныч обхитрить детей. — Выпущу я вас на волю, — сказал он, — если принесете мне живой воды, чтобы омолодиться. Но вот вам условие: воду принести без посуды! Делать нечего — согласились дети. Где ручей подземный с живой водой - известно. Да как условие Змея выполнить? Поспорил мужик, что не будет днем пить и есть, а ночью спать. И так две недели. Что делать? Не под силу такое обычному человеку – так и ноги протянуть недолго. Как же выиграть спор ? Однажды поехал царь посмотреть на свое царство. Проезжает через лес, видит – стоит на поляне двадцать дубов, один другого краше. Обомлел царь от удивленья. А потом и говорит слугам: “Хочу, чтобы эти дубы у моего дворца росли”. Да разве столетние дубы пересадишь? Но приказ есть приказ. Дни и ночи думали царские мастеровые, а толку никакого. Как веленье царя исполнить? Дались ему эти дубы… Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегиным и Ленским за день до д уэли . Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Разыграйте беседу в ролях. Вы скульптор. Какой памятник вы соорудили бы Мцыри? У вас есть возможность написать письмо Онегину из своего времени. О чём вы хотели бы с ним поговорить? И т.д. http ://www.trizland.ru/ Примеры открытых задач по литературе

Слайд 13

ПАМЯТНИК МЦЫРИ …От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы… М.Ю. Лермонтов. «Мцыри» Высоко-высоко в горах Кавказа, подвластный всем ветрам и палящему солнцу, возвышается памятник Мцыри как символ тщетного стремления человека к свободе. Этот памятник в виде большой, просторной клетки, о прутья которой бьётся гордая птица – орёл, стремясь на волю. Как вспышки молнии, в памяти Мцыри возникали милые образы родных людей, отцовского дома. Стремление туда, на волю, свою «пылающую грудь прижать с тоской к груди другой, хоть незнакомой, но родной», подтолкнуло монастырского невольника к побегу. Вырвавшись на свободу, Мцыри понял: вот то, ради чего стоит жить, бороться и побеждать! Только «три блаженных дня» свободы подарила судьба Мцыри. И вот снова мрачный, как тюрьма, монастырь… Отведав мёда свободы, Мцыри понимает, что дальше без неё жизнь не имеет смысла. Тяжкий невольничий недуг одолевает героя, перед глазами – железная клетка, из которой нет выхода молодому орлу, стремящемуся «в тот чудный мир тревог и битв». Без свободы – нет жизни, понимает Мцыри и умирает в неволе, лишь птица-душа его неустанно рвётся прочь из клетки… Продукт учебно-мозгового штурма на уроке литературы в 8 классе Открытая задача для УМШ: «Вы скульпторы. Какой памятник вы соорудили бы Мцыри?»

Слайд 14

Письмо Онегину Онегин, «добрый мой приятель», Ты родился на берегах Невы, А я – в заснеженных степях казахских, Ты – в веке девятнадцатом, а я – в двадцатом, С тобой едва ли встретимся когда-нибудь мы. Всё в жизни было у тебя: балы и развлеченья, Ты жил затем, чтобы любить себя. А я учусь, на «ты» с компьютером, пишу вот сочиненья, Пытаюсь вжиться в образ твой, понять тебя. Я о любви и девушках с тобой не буду спорить: Ты в этом деле – ас, а мне, наверно, рановато. А вот о дружбе, о достоинстве и чести поговорить бы надо. Ведь, брат Онегин, в смерти друга виноват ты. Как для тебя – не знаю, для меня же Мои друзья, достоинство и честь неразделимы. С друзьями спорю я, мы ссоримся, бывает. Поверь, Онегин, но свои проблемы, Не отбирая друг у друга жизнь, решим мы. Пойми, Онегин, ничего на свете Ценнее жизни человека нет. И как бы честь не трактовали в вашем свете, Всю жизнь за друга смерть тебе держать ответ! Творческая работа ученика 9 «Б» класса Еленовской средней школы

Слайд 15

Вся жизнь — открытая задача. И от того, насколько успешно ты её решаешь, зависит твоё настоящее и будущее.