Конспект урока "Неопределенные местоимения-существительные"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Куляндина Елена Владимировна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Неопределенные местоимения-существительные"(УМК Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.)   представлен в форме урока-расследования. Формы и методы работы направлены на активную познавательную деятельность обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennye_mestoimeniya.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Неопределённые местоимения­ существительные .

Класс: 5

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-расследование.

Цель: Сформировать понятие о разряде неопределенных местоимений.

Задачи:   1. Познакомиться с неопределенными местоимениями, с их признаками.

                2. Научиться употреблять неопределенные местоимения в речи.

                3. Развивать логическое и образное мышление.

                4. Обогатить словарный запас.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу, ключевые слова), задавать вопросы, сравнивать, обобщать.

ЛР: опознавать неопределённые местоимения­ существительные, выявлять их морфологические признаки, правильно писать неопределённые местоимения и их формы.

Оборудование: проектор

1.Оргмомент (Приветствие учащихся и гостей, психологический настрой к уроку). 
- Я рада приветствовать вас, ребята и уважаемые гости, в классе нашем. Возможно, есть классы и лучше, и краше, но пусть в нашем классе вам будет светло. Пусть будет уютно и очень легко! Пусть сегодняшний урок, ребята, принесёт вам радость общения. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. Улыбнитесь, мы начинаем урок. 
(Слайд №1)

2. Вступительное слово учителя.

-Запишите в тетрадь число, классная работа. А тема?

-Темы урока, как обычно, нет. Необходимо срочно ее найти. Здесь не обойтись без профессионала. Придется нанимать детектива. Хотя при нынешнем кризисе… Ребята, может обойдемся своими силами? Согласны стать на время детективами и провести расследование?

-Сначала давайте выясним, кто же такой детектив.

Словарная работа. (Слайд№2)     «Детектив»

2. Беседа.

- Ребята, как вы думаете, какими качествами должен обладать детектив? (Ум, быстрота реакции, наблюдательность, внимательность, умение логически мыслить, рассуждать, смекалка, сообразительность)

- Давайте проверим, есть ли эти качества у вас.

3. Проведем Мозговой штурм.

- Какую большую тему мы изучаем?

- Чем отличаются местоимения от существительных?

- Какие разряды знаем?

-Какое местоимение не имеет и. п.?

- Почему местоимения «я», «ты» называются личными?

- Какие местоимения помогают задать вопрос?

-Я думаю, что вы с честью выдержали испытание и достойны носить звание детектива. Начнем наше расследование! С чего же нам начать? Нам бы хоть какую-нибудь зацепку.

- Ребята, а может быть письмо, которое я нашла утром на столе?  Может это как-то связано с нашим делом.

4. Анализ текста.

( Чтение письма. Слайд №4)

«Некто шел по  дороге и нашел нечто. Часть найденного он отдал кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил мимо и увидел кое-что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!»

-Ребята, вы что-нибудь поняли? Я нет.

- Но мы же детективы! Попробуем расшифровать это послание. Предлагаю заменить какие-то слова в этом письме (на ваше усмотрение), чтобы текст приобрел смысл.  Только не отбрасывайте ничего лишнего, иначе мы пойдем по неверному следу.

5. Творческая работа. (Работа в группах: уч-ся заменяют неопределенные местоимения на соответствующие части речи. Читают свои варианты)

- Да, у каждого из вас получился осмысленный текст. Но они такие разные. Может быть, дело не в смысле письма, а в тех словах, которые вам пришлось заменить?

 Давайте выпишем их отдельно.

(В тетрадях и на доске записываются неопр. местоимения из текста)

Некто, нечто, кому-то, кое-что, кое-кто.

6.-- Ну что ж, господа детективы, поработали вы неплохо. Часть дела раскрыта. Теперь у нас есть объекты  для наблюдений. О них необходимо узнать как можно больше. Для начала посмотрим , нет ли кого из этих подозреваемых в нашей уголовной лингвистической картотеке. Справочник.

- К сожалению, ничего об этих словах нам неизвестно. Придется вам, господа детективы, самим понаблюдать за оставшимися и составить на них досье.

- Кто знает, что означает слово досье? Словарная работа (слайд № 5)        

- Давайте составим план наших действий, который поможет собрать сведения о собранных объектах. Составим в виде кластера (на какие вопросы отвечает , на что указывает , какой частью речи является)

- Задайте вопрос к словам. Что они обозначают?

- Господа детективы, я думаю, вы уже можете ответить на вопрос: какова же тема урока? (Тема записывается в тетради и на доске.)

- Итак, главная цель достигнута. Все устали, сделаем перерыв. Физминутка.

7.Но мы бы не были настоящими детективами, если бы не узнали всю подноготную.(Словарная работа. Слайд№6)

А теперь я предлагаю поработать в парах. Вот вам ориентировки. Беседуйте с родственниками, соседями, окружением и ответьте на следующие вопросы:

1) Правописание неопределенных местоимений.

2) Особенности склонения неопределенных местоимений.

Вы должны приготовить высказывание по предложенному клише (раздаются карточки с языковым материалом). (Слайд№7)
1. Я считаю, что…(высказывание собственной точки зрения) 
2. Так как…(обоснование своей мысли) 
3. Например…(примеры и аргументы для своей точки зрения) 
4. Итак…(обобщение, вывод)

Проверка.

8.- А теперь, господа детективы, проверим, сможете ли вы опознать наши объекты в толпе. Поработаем в режиме продуктивного чтения.

Звук волны. Что вы услышали? (звук моря). Предположите, как это будет связано с предложенным текстом. А если я скажу, что это будет стихотворение Андрея Коваля «На яхте», что вы можете добавить?
2.Этап усвоения нового материала. Работа с текстом стихотворения А.Коваля «На яхте» (чтение учителем стихотворения)
Однажды куда- то на яхте 
Откуда-то 
Кто-то поплыл. 
Летели какие-то чайки, 
О чём-то кричали ему. 
Какой-то дельфин 
остроносый 
В зелёные волны нырял. 
И ветер, почти незаметный, 
Чуть- чуть паруса надувал. 
Наверно, какие-то люди 
Глядели уплывшему вслед. 
И кто-то, наверное, думал: 
«Скорей возвращайся назад». 
И мне бы хотелось на яхте 
В открытое море уйти. 
Послушать, о чём кричат 
чайки. 
Дельфина увидеть в волнах. 
А вечером после заката 
На берег вернуться домой. 
Но пусть меня кто-нибудь 
встретит, 
Но пусть меня кто-нибудь 
ждёт. 
-  Подтвердились ваши предположения о теме текста?

- Выпишите неопределенные местоимения-существительные: кто-то, о чем-то, кто-нибудь.

-Какую роль играют неопределенные местоимения в стихотворении?

- Чтобы поставить точку в нашем деле, нужно провести пресс-конференцию: в доступной форме рассказать публике о результатах нашего расследования (план-кластер).

9. Заключительное слово учителя.

- Господа детективы, поздравляю с успешным завершение дела! Цель была достигнута в предельно короткий срок – за 45 минут. Мы познакомились с разрядом неопределенных местоимений, выяснили, как их правильно писать, изменять и употреблять. Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний была добыта информация о неопределенных местоимениях. Благодарю всех за работу, получите свой гонорар (оплату). (Выставляются оценки)

  Д\з: составить 5 пр-й с неопределенными местоимениями.    (Слайд №8)                                                                                          

                                                     

Таинственное письмо

Задание: замените необходимые слова в тексте, чтобы получился смысл.

Некто шел по  дороге и нашел нечто. Часть найденного он отдал

кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил мимо и увидел кое-

что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!

Таинственное письмо

Задание: замените необходимые слова в тексте, чтобы получился смысл.

Некто шел по  дороге и нашел нечто. Часть найденного он отдал

кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил мимо и увидел кое-

что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!

Таинственное письмо

Задание: замените необходимые слова в тексте, чтобы получился смысл.

Некто шел по  дороге и нашел нечто. Часть найденного он отдал

кому-то, а кое-что бросил. Кое-кто проходил мимо и увидел кое-

что. Но не подобрал. И кое-что пропало. Жаль!

№1

Правописание неопределенных местоимений.

Задание: определите, как в неопределенных местоимениях пишутся приставки не- и кое-, а также суффиксы –то, -либо, -нибудь

  1. Вечером к вам придет некто в черном.
  2. Я при этом испытал некоторое удивление.
  3. На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
  4. Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
  5. Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
  6. Кое-где по стенам были развешаны картины.
  7. Кое с кем случился истерический припадок.

                   

Склонение неопределенных местоимений.

Задание: понаблюдайте, как склоняются неопределенные местоимения.

И

Кое-кто

Кто-нибудь

Некто, нечто

р

Кое-кого

Кого-нибудь

----------------

д

Кое-кому

Кому-нибудь

-------------------

в

Кое-что

Кого-нибудь

------, нечто

т

Кое-кем

Кем-нибудь

---------------

п

О кое-ком

О ком-нибудь

----------------

План ответа

1. Я считаю, что…(высказывание собственной точки зрения) 
2. Так как…(обоснование своей мысли) 
3. Например…(примеры и аргументы для своей точки зрения) 
4. Итак…(обобщение, вывод)

№ 2

А.Коваля «На яхте»

 Однажды куда- то на яхте 
Откуда-то 
Кто-то поплыл. 
Летели какие-то чайки, 
О чём-то кричали ему. 
Какой-то дельфин 
остроносый 
В зелёные волны нырял. 
И ветер, почти незаметный, 
Чуть- чуть паруса надувал. 
Наверно, какие-то люди 
Глядели уплывшему вслед. 
И кто-то, наверное, думал: 
«Скорей возвращайся назад». 
И мне бы хотелось на яхте 
В открытое море уйти. 
Послушать, о чём кричат 
чайки. 
Дельфина увидеть в волнах. 
А вечером после заката 
На берег вернуться домой. 
Но пусть меня кто-нибудь 
встретит, 
Но пусть меня кто-нибудь 
ждёт. 

Самоанализ

  1. Место урока в теме, разделе курса. На данном уроке уч-ся знакомятся с последним разрядом местоимений-существительных- неопределенными.
  2. Тип урока. Урок открытия новых знаний.
  3. Форма урока: урок-расследование.
  4. Цель: Сформировать понятие о разряде неопределенных местоимений.

Задачи:   1. Познакомиться с неопределенными местоимениями, с их признаками.

                2. Научиться употреблять неопределенные местоимения в речи.

                3. Развивать логическое и образное мышление.

                4. Обогащать словарный запас.

                      5. Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, коллективного   труда, коллективного содружества.
4. СТРУКТУРА урока.

Этапы урока в логической последовательности вели к главной цели и соответствовали его типу. Данная  форма урока позволила совместить игру, ведущий способ деятельности 5-ов,  и   требования ФГОС к уроку.
Организационный момент, создавший благоприятный психологический настрой у учащихся. Актуализация знаний в форме мозгового штурма, проблемная ситуация, мини-исследование  и затем закрепление полученных знаний посредством разных практических заданий. В ходе работы со стихотворением в режиме продуктивного чтения провела контроль с самопроверкой. В конце урока был сделан вывод по результатам исследовательской работы в форме пресс-конференции.

Разноуровневое домашнее задание позволит детям реализовать свои потребности и способности. Учитывала и здоровьесберегающие технологии: в середине урока была проведена физминутка.

В течение урока осуществлялась словарная работа  (выясняли значение слов).  

5. Методы 

По источнику изложения учебного материала: словесные, наглядные, практические.

По характеру учебно-познавательной деятельности: частично-поисковые, исследовательские, проблемные.

6. Формы работы: В ходе урока сочетались фронтальная, парная и групповая формы работы.

7.На данном уроке были реализованы современные подходы к уроку русского языка :

Текстоориентированный : монологический ответ (пресс-конференция) , работа с текстом художественного стиля.

Коммуникативная деятельность на уроке осуществлялась через работу в паре и группе. Такая работа способствует развитию у учеников умения прислушиваться к точке зрения партнера (толерантности , которая сегодня как никогда востребована в современном обществе).

Ориентируясь на стандарты 2 поколения, планировала, какие универсальные учебные действия будут формироваться на уроке: регулятивные УУД ( планирование работы, контроль, коррекция, алгоритмизация действий), познавательные (сравнение, группировка, логические рассуждения, доказательства, практические действия, коммуникативные УУД (умение слышать и слушать, высказывать и обосновывать свою точку зрения).

 Я считаю, что цели урока достигнуты, учащиеся работали активно, материал ими усвоен. 

Слуховой диктант.

– Запишите неопределённые местоимения, которые вы обнаружите в предложении.

1) Что случилось?

2) Кто­то постучал в дверь.

3) О чём мы говорили на уроке?

4) Пусть меня кто­нибудь встретит.

5) Проси себе что только пожелаешь.

6) Кажется, в нашем доме у кого­то пожар.

7) По тёмному небу золотым узором звёзд написано нечто торжественное.

– Сколько местоимений вы выписали?

– Сравните свои записи с доской. (Кто­то, кто­нибудь, у кого­то, нечто.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Местоимения-существительные в языке и речи. Разряды местоимений.

Урок разработан для преподавания в 5 классах , обучающихся по Образовательной системе "Школа 2100" по программе Бунеева Р.Н. Используется технология проблемного обучения...

Местоимения-существительные

Познакомить детей с местоимениями-существительными, их отличия от существительных...

Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме «Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»...

Урок русского языка в 5 классе по теме" Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных"

Цель урока: совместно с учащимися открыть новую орфограмму: " Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.Задачи: научить находить орфограмму по опознавательно...

Конспкект урока "Разряды местоимений - существительных"

Тема: «Разряды местоимений - существительных».Цель: познакомить детей с разрядами местоимений - существительных.Задачи: - научить детей распознавать разряды местоимений - существительных...

Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...