Урок русского языка в 5 классе по теме" Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Цель урока: совместно с учащимися открыть новую орфограмму: " Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.

Задачи: научить находить орфограмму по опознавательному признаку, правильно писать слова с данной орфограммой, графически объяснять выбор написания; формировать умения сравнивать, сопоставлять факты языка, стимулировать познавательную активность, воспитывать внимательное отношение к слову.

На уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, форма работы-эвристическая беседа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока20.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                          Чийпеш О.А.,

         учитель русского языка и литературы

        МБОУ СОШ № 43

        Г. Архангельска.

Урок русского языка в 5 классе.                                    

Тема: « Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях – существительных»

Цель: Совместно с учащимися открыть новую орфограмму: « Различение на письме приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях- существительных»

Задачи: - научить находить орфограмму по опознавательному признаку, правильно писать слова с данной орфограммой, графически объяснять выбор написания;

                - формировать умения сравнивать, сопоставлять факты языка;

                - стимулировать познавательную активность;

               - воспитывать внимательное отношение к слову.

Технологии: проблемно-диалогическое обучение.

Форма работы: эвристическая беседа.

Приложение:

Карточка № 1

Скучен день до вечера,коли делать нечего.

Ничего не делая, мы учимся дурным делам.

Нечем хвалиться, когда дело из рук валится.

Худого человека ничем не уважишь.

Карточка № 2

Н.кто ему на это н.чего (не) ответил.

Н.кому было рассказать о случившемся.

Я н.кого здесь (не)знаю.

Больше ждать было н.кого.

Родную мать н.кем (не)заменишь.

Карточка № 3

(Кто?) не удивился прекрасному ответу одноклассницы?

(Кого?)послать на олимпиаду?

(Что?)сказать о нашем участии в конкурсе?

(Чем?) её не удивишь?

Карточки для индивидуальной работы у доски:

1.Подбери подходящие по смыслу отрицательные местоимения-существительные. Обозначь орфограмму:

Не встретил ---------

Не создавал --------

Не интересуется ------

Подарить ---------

2. Собери пословицу, обозначь орфограмму:

Убедишь, н.чем, упрямого, не.

И, н.кто,там, спорится, где, ссорится, не, дело.

Кто,добра, не,тому,делает,  н.кому,худо.

День, слушать, а, говорит, до, н.чего,вечера.

Рефлексия:

До урока я не знал о….

На уроке я узнал новое о….

При изучении темы мне было трудно (понять, осмыслить, выделять)….

Правило я понял на «отлично», «хорошо». «удовлетворительно».

Я поработал на уроке «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Моё настроение----

Заполняется учениками в конце занятия.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания – правила: ученикам предлагаются следующие утверждения:

- Отрицательные местоимения-существительные указывают на неопределённое лицо или предмет;

- Отрицательные местоимения-существительные образованы от вопросительных с помощью приставок не-, ни-;

-Отрицательные местоимения – существительные  выражают отрицание или отсутствие предмета или лица;

- Отрицательные местоимения – существительные  изменяются по родам и числам;

 - Отрицательные местоимения-существительные НЕКОГО и НЕЧЕГО не имеют И.п.

Если утверждение правильное, ученики  ставят букву П, если неправильное – Н.

Задание выполняется самостоятельно на листочках, затем – взаимопроверка с выставлением оценок друг другу, во время которой  комментируем все утверждения, дети отвечают на вопросы:

- Какие трудности встретились при выполнении данного задания?

- Над чем ещё надо поработать?

- Какое домашнее задание № 1 зададим себе? (запись домашнего задания № 1 – повторить правило на стр. 104).

Беседа:

-  Как вы думаете, ребята, мы продолжим изучение отрицательных местоимений-существительных? ( Да)

- Почему вы так считаете? О чём нам предстоит говорить? (О правописании отрицательных местоимений-существительных)

- А какие трудности правописания данных местоимений возникают?( правописание приставок не-, ни)

- Обратите внимание на предложения на карточках № 1 (см. приложение).

- Прочитайте предложения. Что их объединяет?(Это пословицы).А что такое пословица?(ребята дают определение).Где можем узнать о лексическом значении слова?(в толковом словаре).Работа со словарём, чтение словарной статьи, сравниваем с определением, которое вспомнили. В какой речи употребляются пословицы?

-Попробуем объяснить смысл предложенных вам пословиц( чтение. Предположения детей).

- Ребята, сформулируйте задание к данным предложениям.(Выписать отрицательные местоимения-существительные).

- На какие группы можно их разделить?(с приставкой не- и приставкой ни-)

-Попытайтесь сформулировать тему урока.(приставки не- и ни- в отрицательных местоимениях-существительных)

- Какая проблема возникает?(как различать не-, ни-?)

-Добавляем в формулировку темы слово РАЗЛИЧЕНИЕ.

- Зачем надо уметь различать не- и ни-?

-Подчеркнём в записанной теме ключевое слово-различение- поставим задачи урока, ответим на вопрос: «Чему будем учиться?»

3. Ребята, по выписанным вами местоимениям предположите о правописании приставок не-, ни- в отрицательных местоимениях-существительных.(гипотезы учащихся).

- Попытайтесь сформулировать правило.

- А что, по-вашему ,является опознавательным признаком орфограммы?

- Читаем правило на стр.105 , сравниваем с нашими предположениями.

- Составление схем к правилу, проговаривание по схемам. (учитель  тоже представляет свой вариант);

- Какое домашнее задание № 2 зададим на этом этапе урока?(дети записывают д.з.№2-выучить правило на стр.105).

Физпауза

4 - Итак, что нового вы узнали об отрицательных местоимениях-существительных?

- Чем нам предстоит заниматься? Зачем?

-Выполнение упр. 504. Обращаем внимание на графическое обозначение орфограммы. Размышляем, какие местоимения не относятся к отрицательным и почему.

-Работа  в парах с карточкой №2 (см.приложение): формулируем задание, выполняем в парах, проверяем  по образцу, представленному на доске. В это время 3 чел. выполняют задания для индивидуальной работы на доске. Проверка с проговариванием правила, самооценка, взаимооценка.

- Подведение итогов: Чему учились? Какие трудности встретились? На что ещё необходимо обратить внимание?

5 –Работа с карточкой № 3 (см. приложение).

-Предположите, какое задание будет дано? (заменить вопросительные местоимения отрицательными).

-Выполнение и проверка.

Подведение итогов:

-Какой смысл вносят отрицательные местоимения в предложение?

-Какие приставки запомнили?

-Как их различать?

-Запишите ключевые слова темы .( комментируем ключевые слова)

-Все ли цели достигнуты?

-Запись д.з.№ 3-упр.507 или подбор пословиц  с отрицательными  местоимениями-существительными  с приставками не-, ни.

6 Рефлексия: Учащимся предлагается проанализировать и оценить свою работу на уроке (см. приложение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения

Цели: Образовательные:      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;       2) формироват...

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения.

Урок русского языка 6 класс Тема: Отрицательные местоимения....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...

Урок русского языка ( 6 класс) "Отрицательные местоимения"

Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения, т.е. соответствует требованиям ФГОС: учащиеся максимально включены в процесс самостоятельного овладения новым знанием.Чтобы учащиеся не...

Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")

Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....