Подготовка к заданию 18 ЕГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Сафина Ольга Владимировна

Теория и практика задания 18 ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zadanie_18_ege.ppt676 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

1 балл

Слайд 3

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Где ты (1) мой старый мучитель (2) Демон бессонных ночей? Сбился я с толку (3) учитель (4) С братьей болтливой моей. Дуешь (5) бывало (6) на пламя- Пламя пылает сильней, Краше волнуется (7) знамя (8) Юности гордой моей. Ответ: 1,2,3,4,5,6.

Слайд 4

Вводные слова и сочетания слов. Слова и сочетания слов, которые вводными не являются. Разграничение вводных слов и членов предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Обращения и знаки препинания при них.

Слайд 5

Вводные слова Основные разряды вводных слов и словосочетаний Выражают чувства говорящего ( радость, сожаление, удивление и т.д.) К счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, странное дело, удивительное дело, не ровен час, нечего греха таить и др.

Слайд 6

Выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и т.д.) Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Слайд 7

Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю и др.

Слайд 8

Полезной для вас может оказаться следующая схема. Слова, которые не являются вводными и запятыми не выделяются Авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причем, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы.

Слайд 9

Слова, которые являются вводными и выделяются запятыми Во-первых, во-вторых и т.д. (наречия, образованные от числительных и пишущиеся через дефис), по-видимому, итак, следовательно, пожалуйста (слово речевого этикета), например и др. из списка вводных слов.

Слайд 10

Слова, которые могут быть как вводными ( выделяются запятыми ), так и членами предложения ( запятыми не выделяются ) Казалось, может быть, однако, вероятно, очевидно, к счастью, наконец, помнится, значит, верно, возможно, прежде всего, естественно, видно.

Слайд 11

Обращения Обращение – это слово (существительное или прилагательное и причастие в роли существительного в именительном падеже) или словосочетание, называющее того, кому адресована речь. Обращения не являются членами предложения и грамматически не связаны с другими словами (от них нельзя задать вопрос к обращению). Чаще всего обращение выражено именем собственным и является наименованием лица, к которому обращаются с речью: Саша, ты сегодня поздно придешь из школы?

Слайд 12

Основная функция обращения-привлечь внимание собеседника, побудить его слушать обращенную к нему речь. Обращение – неотъемлемая черта разговорной речи и диалогов художественных текстов, оно используется преимущественно в побудительных или вопросительных предложениях, часто в поэтических произведениях. Но обращения – это не только имена людей или клички животных. Это могут быть и названия неодушевленных предметов, а также явлений неживой природы: Ах, лейся, лейся, ключ отрадный ! Журчи, журчи свою мне быль …(А. С. Пушкин); Красуйся, град Петров , и стой неколебимо, как Россия (А. С. Пушкин). Такие обращения – особый поэтический прием, они имеют характер олицетворения.

Слайд 13

Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь. Например: Эй, в шляпе , вы крайний? Личные местоимения ты и вы , как правило, не выступают в роли обращений: они выполняют функцию подлежащего, если при них имеются глаголы-сказуемые. Например: Если вы, читатель, любите осень, то знаете, что осенью вода в реках приобретает от холода яркий синий цвет (Пауст.) – обращением является читатель, а местоимение вы сочетается с глаголом любите.

Слайд 14

Местоимения ты, вы могут принимать функцию обращения в следующих случаях: а) в конструкциях с обособленным определением или определительной придаточной частью: Вы , третья с краю, с копной на лбу, я вас не знаю. Я вас – люблю! (Возн.); Вы , чьи широкие шинели напоминали паруса, чьи шпоры весело звенели и голоса, и чьи глаза, как бриллианты, на сердце оставляли след, – очаровательные франты минувших лет (Цв.);

Слайд 15

б) при самостоятельном употреблении, обычно с междометиями эй, ну, эх и др.: – Эх, вы ! И не противно вам сидеть рядом с Чебухайкой? – бросает он на ходу (Крут.); Цыц, ты ! Она тебе больше не слуга (М. Г.); – У него голова болит, – с сердцем посочувствовал Баев. – Эх-х... вы . Жители! (Шукш.); в) в составе других обращений: Милый друг ты мой , не стыдись...(Фад.); Милая ты моя (Шукш.). Внимание: Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения.

Слайд 16

Частицы О, Ах, А и др., стоящие перед обращениями, от них не отделяются. Например: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад ! (Ч.). – Прош, а Прош !– позвал Прохор Абрамович (Плат.). Ах Надя, Наденька , мы были б счастливы... (Ок.). О вихрь , общупай все глуби и дупла (Паст.). О грозди возмездья ! Взвил залпом на Запад – я пепел незваного гостя! (Возн.). О юность, феникс, дурочка , весь в пламени диплом! (Возн.). О любимые сердцем обманы, заблужденья младенческих лет ! В день, когда зеленеют поляны, мне от вас избавления нет (Забол.).

Слайд 17

Вводные слова 1. Сначала проанализируйте структуру предложения, выделите (подчеркните) в нем главные и второстепенные члены. Выделите графически слова, которые остались неподчеркнутыми. 2. Найдите среди них слово (или слова), к которому (-ым) нельзя задать вопрос от других членов предложения. 3. Выясните, какое значение имеет найденное вами слово. Вспомните, входит ли оно в список вводных слов (вводные слова, сгруппированные по значению, см. таблицу выше) 4. Определите, возможно ли изъять слово из текста. Прочитайте предложение без этого слова и выясните, не исказился ли его смысл .

Слайд 18

5 . Если вы сомневаетесь, что слово является вводным, замените его каким-либо синонимичным вводным словом (см. список), например: Исаакиевский собор (1) бесспорно (2) один из самых ярких архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор (1) несомненно (безусловно) (2) один из самых ярких архитектурных памятников Санкт-Петербурга. Ответ: 1,2

Слайд 19

Помогает также и способ изменения формы слова: как известно, вводные слова являются неизменяемыми, то есть не склоняются и не спрягаются. Если выбранное вами слово можно изменить, то оно не является вводным, следовательно, запятыми не выделяется. Например: К вечеру (1) вероятно (2) выпадение снега. Ср.: К вечеру вероятен снег. Таким образом, в этом предложении запятых нет: К вечеру вероятно выпадение снега.

Слайд 20

Сравним ещё два предложения: Место (1) казалось (2) было совсем диким. Место (1) казалось (2) совсем диким. Первое предложение содержит вводное слово, которое выделяется запятыми: Место , казалось, было совсем диким Второе предложение не содержит вводных слов, а следовательно запятыми не выделяется: Место казалось (= представлялось, было) совсем диким .

Слайд 21

И наконец, самым популярным среди учащихся способом является способ изъятия из текста, о чем уже было сказано. Ср.: Творческое наследие Александра Блока, бесспорно, сохраняет своё значение и в XXI веке. Творческое наследие Александра Блока сохраняет своё значение и в XXI веке.

Слайд 22

Обращения Найдите в заданном предложении все слова в именительном падеже, при которых стоят запятые. Определите грамматическую основу предложения, потому что обращения часто путают с подлежащим. Сравните: Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом. Не знаю, о чем ты думаешь, Марина, таская в дом эти книги! (В. Осеева). В этих предложениях употреблены два имени собственных, стоящих в именительном падеже, однако только во втором предложении есть обращение (в первом предложении слово Машутка является приложением).

Слайд 23

2 . Прочитайте предложение. Обращения произносятся с особой звательной интонацией и называют того, к кому обращаются с речью; они могут стоять в любой части предложения – в начале, середине или в конце: Вперёд чужой беде не смейся, голубок ! (И.А.Крылов) Но это – самый простой случай. Есть и более сложные, о которых нужно знать. 3 . Иногда в одном предложении одно и то же обращение повторяется несколько раз, причём не подряд, а отделяются они друг от друга членами предложения, что создаёт особую экспрессию: Вы, сударь , камень, сударь, лёд (А.Грибоедов)

Слайд 24

4. Обращение чаще всего бывают нераспространенными (то есть состоят из одного слова), но могут быть и распространенными (содержат еще и определения): Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (В. Брюсов). Подобные обращения свойственны поэзии XIX века. 5 . Распространенное обращение может быть разорвано членами предложения, например: Отколе (1) умная (2) бредешь ты (3) голова ? (И. Крылов) (Ответ: 1,2,3)

Слайд 25

6 . В предложении может быть несколько разных по форме обращений, которые называются однородными: Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня (А.Пушкин).

Слайд 26

ТРЕНИРУЕМСЯ Расставьте все недостающие знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Шире грудь распахнулась для принятия Чувств весенних- минутных гостей! Ты раскрой мне (1) природа (2) объятия, Чтоб я слился с красою твоей! Ты (3) высокое небо(4) далёкое, Беспредельный (5) простор голубой! Ты (6) зелёное поле широкое! Только к вам (7) я (8) стремлюся душой! (И.Бунин) Ответ: 12346

Слайд 27

2 . Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Она мужественно отнеслась (1) к несчастью (2) постигшему семью. К несчастью (3) начавшаяся метель задержала вылет самолета. Ответ: 23

Слайд 28

3. Расставьте все недостающие знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Однажды(1) помню (2) с тощею тетрадкой Я в институт на лекции пришел. Был ясный день, и я вздохнул украдкой, Садясь за свой нагретый солнцем стол. Косясь на белобрысую соседку, Которую (3)признаться (4) не любил, Я не спеша тетрадь придвинул в клетку, Потом проверил, хватит ли чернил. Быть может (5) раздавались за стеною Звонки трамваев, чьи-то голоса. Не слышал я. Сияли предо мною Почти родными ставшие глаза. (К.Ваншенкин) Ответ: 12345

Слайд 29

4. Расставьте все недостающие знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Он шагал по гостиной, изящно встряхивал головой и (1) очевидно (2) что-то замышлял. Нигде, как на этих вечерах, не высказывался так (3) очевидно (4) градус политической температуры. Ответ: 12

Слайд 30

5. Укажите номер предложения, в котором нет вводных слов ( знаки препинания расставлены частично ). 1. Я сел за стол и пожалуй в первый раз за долгое время почувствовал усталость. 2. Вы чувствуется чем-то расстроены? 3. По утренним холодам чувствуется приближение осени. 4. Гость однако же не проронил ни слова. Ответ: 3

Слайд 31

6 . Расставьте все недостающие знаки препинания. Укажите цифру (-ы), на месте которой (-ых) в предложениях должна (-ы) стоять запятая (-ые). Удержи меня (1)моё презренье(2) Я всегда отмечен был тобой. На душе(3) холодное кипенье(4) И сирени шелест голубой На душе(5) лимонный свет заката, И все то же слышно сквозь туман, -За свободу в чувствах есть расплата, Принимай же(6) вызов (7) Дон-Жуан! (С.Есенин) Ответ: 127

Слайд 32

7. Расставьте все недостающие знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Тепло ль тебе(1) вечер(2) ходить по земле босиком? Не зябко ль? Не дать ли чего-нибудь на ноги(3) милый? Ты будешь сегодня всю ночь пастухом, А стадо твоё-светлый месяц и(4) звёзды(5) в заливе. Тепло ль тебе(6) вечер? Возьми-ка(7) тамбовский зипун, Зайди на конюшню, приляг и поспи на попонах. -Зачем мне зипун? Не озябну! Нагреет табун, Упарюсь в пастушьих бегах и заботах о звёздах и конях! (В.Боков) Ответ: 1236

Слайд 33

8. Расставьте все недостающие знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Я увидел в самом зените(1) должно быть(2) на немыслимой высоте, далеко за пределами земной атмосферы, какую-то серебристую рябь и тончайшие белые перья. Мы взялись за это задание сразу же, зная, что оно (3)должно быть(4) выполнено как можно скорее. Ответ: 1

Слайд 34

9. Расставьте все недостающие знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Не здесь ли ты легкою тенью (1) Мой гений(2) мой ангел(3) мой друг(4) Беседуешь тихо со мною И тихо летаешь вокруг? И робким даришь(5) вдохновеньем, И сладкий врачуешь (6)недуг, И тихим даришь сновиденьем(7) Мой гений(8) мой ангел(9) мой друг… (А. Фет) Ответ: 1234789

Слайд 35

10. Расставьте все недостающие знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые. Перед восходом солнца крик журавлей был так гулок, что (1) казалось(2) будто птицы кружатся над коньком избы. Воздушные течения уносили эти огненные шары к заливу – и весь залив пылал (3) казалось (4) до самого дна их отражениями. Ответ: 234


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к выполнению задания С (ЕГЭ. Русский язык)

Подготовка к выполнению задания С (ЕГЭ. Русский язык). Алгоритм работы. Памятки. Текст для подготовки. Варианты ученических сочинений....

Методические рекомендации подготовки к ЕГЭ - 2015 по русскому языку .Теория к заданию 6

Здесь я предлагаю теоретический материал по подготовке к ЕГЭ 2015 задание 6. Материал изложен в виде таблиц,  используются и правила-помощники для запоминания некоторых сведений....

Тренировочные задания по подготовке к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе.

Тренировочные задания по подготовке к региональному экзамену по русскому языку в 7 классе....

Подготовка к заданию № 3 ОГЭ русский язык

Теоретический материал и практические задания по тренировке поиска в предложениях изобразительно-выразительных средств....

тренировочные задания для 7 класса подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык

подготовка к выполнению задания 5 ОГэ русский язык 7 класс...

Тест для подготовки к заданию 21 по русскому языку в формате ЕГЭ

Материалы для тренировки.Ниже даны ответы...