Преемственность дошкольного и школьного образования
статья по русскому языку (5 класс)

Гриценко Юлия Сергеевна

В статье содержится материал по теме "Преемственность дошкольного и школьного образования "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл preemstvennost.docx23.42 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

 

на тему: «Преемственность в 4-5 классах

как условие развивающего обучения

по русскому языку и литературе

Процесс  перехода ребенка из начальной школы в среднее звено для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но зачастую и очень проблематичным.

Для меня эта тема особенно актуальна, так как, проработав в начальной школе 38 лет, я не раз слышала на педсоветах, на методических объединениях замечания от коллег средней школы в адрес начальной школы, что дети приходят в среднее звено необученными, не владеющими элементарными навыками письма и чтения, не умеющими учиться и, поэтому, показывающие плохие результаты в 5 классе.

Учителя начальной школы всегда пытались противостоять этим обвинениям. Почему при проведении контрольных текущих и итоговых работ, при посещении уроков в 4-х классах администрацией и учителями школы, участие детей в различных районных конкурсах, где они показывают прекрасные результаты, всех устраивают, куда же деваются все эти навыки и знания при переходе в 5 класс?

В этом году я выпускаю свой очередной 4 класс обычной школы, который показывает неплохие результаты (в том числе по русскому языку и литературе). Дети очень активны, талантливы. Мы часто ставили спектакли, концерты, которые пользовались всеобщим успехом, в классе была насыщенная внеклассная и внеурочная деятельность, дети часто принимали участие в написании сценариев, проектной деятельности, в районных конкурсах по литературе и русскому языку, где занимали призовые места.

Администрация школы предложила мне перейти со своими детьми в 5 класс и,  оставаясь его классным руководителем, преподавать у них русский язык и литературу.

Я сначала пыталась сопротивляться, (хотя опыт преподавания в 5-х классах у меня уже был – вела одно время историю, окружающий мир, ОБЖ, психологический тренинг, но всё-таки моя основная профессия - учитель начальных классов), а потом обрадовалась:

- во-первых, русский язык и литература мои любимые предметы с детства;

- во-вторых, захотелось самой лично убедиться, существует ли проблема преемственности на самом деле, и в чём причины неуспеваемости детей в среднем звене после довольно успешного окончания начальной школы.

Проштудировав массу материалов из интернета, пообщавшись с учителями русского языка и литературы средней школы, с учащимися 4-5 классов, я пыталась  понять,  что я могу использовать в своей дальнейшей работе, как я могу помочь детям адаптироваться в новых условиях.

Цель данной работы: создание условий для успешного обучения выпускников начальной школы в среднем звене.

Задачи:

1.        Представить краткий теоретический материал по проблеме преемственности в обучении.

2. Сформировать основные проблемы преемственности начальной и основной школы.

3. Обосновать необходимость преемственности в преподавании русского языка и литературного чтения (литературе) между начальной и средней школой.

3. Проанализировать современные программы и учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) для 4 – 5 классов с точки зрения соблюдения преемственности в обучении.

4. Определить педагогические условия осуществления преемственности в преподавании русского языка и литературного чтения (4 – 5 классы) и способы формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы

 

Методы исследования:

- изучение и анализ литературы и  интернет-источников;

- опрос школьников, учителей и родителей;

- анализ полученных данных.

Объект исследования: преемственность между начальной школой и средним звеном как психолого-педагогическое явление.

Краткий обзор истории развития изучаемого вопроса.

Необходимость изучения проблемы преемственности на современном этапе развития образования подтверждается неизменным интересом к ней в разные эпохи и разными учеными, начиная с XVII века (Я.А. Коменский) до специальных исследований, появившихся в 50-60 годы XX столетия (Б.Г. Ананьев, Ш.И. Ганелин, Ю.А. Самарин, М.П. Ашмутайт, К.И. Золотарь, А.А.  Люблинская и др.). Психологическим основанием преемственности в обучении является утверждение психологов и педагогов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) о том, что ее реализация положительно влияет на развитие личности ребенка. Дидактическим основанием является необходимость преемственности как обязательного условия благополучного, успешного обучения, обеспечивающего беспрепятственный переход ребенка из класса в класс, с одной ступени обучения на другую (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский, Б.Г .Ананьев, Ш.И. Ганелин, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский, Ю.А. Кустов, Н.Ф. Виноградова и др.).

Особенно остро проблема преемственности встала в 50-е гг. в прежней десятилетней школе, когда начальная школа имела самостоятельное значение для обучающихся. Осуществлялся переход от обязательного начального образования к обязательному семилетнему. Несогласованность между четвертым и пятыми классами выражалась главным образом в различии методов обучения. Довольно значительными были расхождения в преподнесении теоретических вопросов. В учебниках начальной школы почти не было обоснований правил, дети учились в основном на задачах, а в 5 и 6 классах удельный вес теоретических знаний резко увеличивался. Сильно отличались и формы записей в тетрадях, требования к степени подробности в изложении решений текстовых задач.

Во второй раз проблему преемственности пришлось особенно внимательно решать в начале 70-х гг., когда была введена трехлетняя начальная школа. В учебниках и методических руководствах была достигнута известная согласованность, начальная школа перестала быть обособленным звеном. Однако в формулировках требований к подготовке учащихся, оканчивающих начальную школу, и требований к знаниям, умениям и навыкам ребят, приступающих к учебе в 4 классе, были допущены расхождения, которые оказывали негативное влияние в течение длительного времени.

В процессе реформы общеобразовательной и профессиональной школы проблема преемственности встаёт третий раз в 80-е гг. Всеобщей становится одиннадцатилетняя средняя школа, обучение начинается с 6 лет, а начальная школа снова оказывается четырехлетней.

На современном этапе проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной.

 

2. Преемственность в 4-5 классах как условие развивающего обучения русскому языку и литературе в период реализации ФГОС

 

2.1. Возрастные и психологические особенности школьников 4-5 классов. Социальная адаптация учащихся.

Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Не составляет исключения и переход учащихся из начальной школы в среднее звено. Этот период относится к подростковому возрасту (10-11 – 15 лет).  Иногда его называют переходным возрастом, так как в течение этого периода происходит своеобразный переход от детского периода к более взрослому состоянию, и связан он с перестройкой психических процессов. Данный возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший возраст. Характерным для подросткового возраста новообразованием является чувство взрослости, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям.

В это время наступает пубертатный кризис, то есть биологическое и физиологическое изменение, связанное с развитием соматических и половых функций.

Меняется его социальная значимость, характерным для этого возраста является имитация чьего - либо поведения. В отношении со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Если подросток попадает в группу с достаточно высоким уровнем социального развития, это благотворно отражается на развитии его личности. Но часто встречаются неуверенные в себе, замкнутые и излишне агрессивные, заносчивые дети, требующие к себе особого внимания. Социальная зрелость возникает в условиях сотрудничества ребенка и взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника взрослого. Интеллектуальная взрослость выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности.

В данный период изменяются условия учения. В отношении детей предъявляются более высокие требования к их интеллектуальному и социальному развитию, к степени сформированности определенных учебных знаний и действий, к уровню развития и саморегуляции.

Меняется развитие познавательных процессов.

Память в подростковом возрасте перестраивается, переходя от механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает опосредованность, логический характер, становиться более доступным запоминание абстрактного материала.

Внимание подростка превращается в хорошо управляемый, контролируемый процесс. Если у младших школьников преобладает произвольное внимание, то внимание подростка становится сосредоточенным, устойчивым, формируется непроизвольное внимание. Происходит изменение внимания от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому.

Воображение подростка может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Реальность воображаемого мира – это его реальность. Подросток уже владеет непроизвольным и произвольным воображением. В данный период формируется воссоздающее воображение. Развитие творческого воображения связано с интеллектуальным развитием. Воображение подростка менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка. Таким образом, воображение подростков может оказать влияние на познавательную деятельность, эмоционально – волевую сферу и личность ребенка.

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальным преобразованием в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений ребенка.

Если для младшего школьника (4-й класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (5-й класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение. Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка.

Самооценка начинает проявляться в младшем школьном возрасте, но там она отличается исключительной неустойчивостью, в то время как у подростка она носит относительно устойчивый характер.

Дети младшего школьного возраста отличаются повышенной впечатлительностью, подражательностью и внушаемостью, у них слабо развита самостоятельность.

Новообразованиями подросткового возраста являются чувство взрослости, стремление к самостоятельности. У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и требует, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. У пятиклассника появляются свои вкусы и взгляды.

По сравнению с младшим школьником, существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер и легко поддаются управлению со стороны учителя, эмоции подростка отличаются большой силой и трудностью в их управлении, подростки вспыльчивы, резки, самоконтроль недостаточно развит. Подросток, как правило, не забывает обид взрослым.

Начиная учиться, каждый пятиклассник полон решимости учиться, готов свернуть горы, его не пугают трудности, он готов их преодолевать. Но, увы, происходит то, что не вполне оправдывает детские ожидания. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают и адаптация затягивается.

Успеваемость у многих падает; многие начинают тяготиться учёбой, жалуются на трудности и усталость. Интерес к учёбе снижается. Мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые, отвечающие возрастным особенностям, ещё не сложились. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребенок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать ее в руки;

Отношения между детьми становятся нестабильными. Еще вчера дружный класс становится просто группой детей, возникают конфликты, драки, ссоры. Сами дети становятся тревожнее, беспокойнее. Иногда ученик не может решить даже те задачи, которые полгода назад делал “на счёт раз”.

Пятиклассники часто становятся непредсказуемыми в своих реакциях; они становятся забывчивыми. Дети начинают отстраняться от взрослых. Пятиклассник свои трудности плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями со взрослыми, создается впечатление полного благополучия. Очень важно уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

Почему это происходит? Всему виною – адаптационный период, просто ребёнок ещё не успел перестроиться на “взрослый лад”.

Вот факторы, которые делают процесс адаптации пятиклассников таким:

  • Смена учителя. В начальных классах учитель – это вторая мама для детей. Отношения между учителем и учащимися чаще всего строятся по принципу домашних, родственных отношений. Учитель не просто преподает предметы, он учит обслуживать себя, заботится, чтобы ребенок был хорошо одет, сыт. Дети, в свою очередь, чувствуют себя защищенными со своей первой учительницей. И вдруг им предлагают “сменить маму”.
  • Появление множество разных учителей, каждый со своим характером, со своими требованиями и привычками. Часто учителя ждут от детей, что те к ним приспособятся, никак не облегчая школьникам процесс приспособления к ним самим. Ребёнку приходится завоёвывать авторитет снова, и не у одного учителя, а у многих, со многими учителями выработать свои отношения. Поневоле заволнуешься, испугаешься – а в итоге повышается тревожность.
  • Возросший темп работы: дети, не умеющие быстро писать и читать, отстают. Появление новых предметов.  Возрастает объём работы. Если раньше ежедневно ученики готовились к 3-4 предметам, то теперь приходится готовиться к 5-6. На первых порах появление новых предметов и новых учителей вызывает интерес у пятиклассников. Поэтому на вопрос: “Ну, как тебе в школе?” они часто отвечают: “Хорошо, интересно, здорово!” Успокоенные взрослые перестают волноваться слишком рано. По-настоящему ощутить трудности новых предметов дети могут только месяца через два, а иногда и позже.
  • Нестыковка программ начальной и средней школы.
  • Новые требования. Выпускники начальной школы представляют себе, что новые требования будут заключаться в том, что появятся новые для них предметы. На деле оказывается, что от пятиклассников требуется умение организовать свою работу на уроке, анализировать, делать выводы и обобщения, писать рефераты, работать с дополнительной литературой, а также владеть еще многими общеучебными умениями и навыками. Имеет место противоречивость требований разных педагогов: учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п. Количество таких "мелочей”, противоречивость требований нередко существенно затрудняют жизнь школьника.
  • Отсутствие постоянного кабинета. Взрослым может показаться, что никаких трудностей здесь нет. Какая разница, в каком кабинете проходит урок. Такое мнение возникает из-за незнания психологии детей. На самом деле отсутствие своего места, своей территории, необходимость на каждой перемене сложить вещи и перейти в другой кабинет, сама проблема перетаскивания большого количества вещей с места на место вызывает у школьников чувство дискомфорта.
  • Смена позиции. В начальной школе четвероклассники – старшие, и дети это ощущают на каждой перемене, во время проведения совместных праздников и мероприятий. Попав в старшую школу, пятиклассники становятся младшими и сразу чувствуют свою незащищенность.
  • Отсутствие контроля. Всю начальную школу ребенку помогал один учитель. Он выполнял функцию и учителя, и классного руководителя, и контролера. Быстро выучив все особенности ребенка, учитель помогает ему контролировать учебный процесс. Одному ребенку напомнит, что надо выполнить домашнее задание, другому – чтобы тот принес карандаши, третьему простит невыполненное упражнение (потому что знает, что ребенка мучают головные боли) и останется с ним после уроков. В общем, отслеживал выполнение всех заданий всеми учениками. При переходе в пятый класс такой индивидуальный подход нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребенка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен, что можно что-то не сделать – в общей массе это может пройти незамеченным.
  • Пробелы в знаниях. За годы обучения в начальной школе практически у каждого ученика накапливаются неусвоенные темы, неотработанные умения и навыки. Они накапливаются как снежный ком. Но если в начальной школе эти "шероховатости" сглаживаются индивидуальным подходом учителя и повторными объяснениями сразу, как только был замечен неусвоенный ребенком материал (класс один, ребят немного, можно успевать контролировать всех), то в пятом классе такого отслеживания не происходит. И не усвоив тему (и не подойдя самому сразу за разъяснением к учителю или родителям), ребенок рискует не понять материал следующий. Материал усложняется от урока к уроку. И если предыдущие темы были не усвоены, то школьник потянет этот шлейф дальше, затягивая узел незнаний. Так появляются двойки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Преемственность дошкольного и начального школьного образования в предметной области «Физическая культура».

Тема моей работы:Преемственность дошкольного ишкольного образования в предметной области«Физическая культура»на современном этаперазвития».Над этой темой я работаю три года. Актуальность моей ра...

Доклад к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Проблема преемственности между дошкольным образованием и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...

Презентация к педсовету"Преемственность дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

Проблема преемственности между дошкольным образованием и  начальным  образованием давняя, но сохраняющая свою актуальность и на современном этапе. Её надо рассматривать в контексте подходов ...

Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая “детством”. Он считал, что дети 3 – 10 лет до...

«Преемственность в речевом развитии дошкольного и школьного образования»

В статье говориться о преемственность в речевом развитии дошкольного и школьного образования....