Анализ ВПР и идеи повышения качества ВПР
рабочая программа по русскому языку

Рощина Елена Петровна

Мои успехи и успехи моих учеников:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roshchina_e.p._povyshaem_kachestvo_vpr.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Повышаем качество выполнения ВПР по русскому языку

Всероссийская проверочная работа по русскому языку в 6 классе состоит из 14 заданий

Анализ проверочной работы по русскому языку, проведенной в 6 классе, показал следующие результаты.

Самыми сложными заданиями в данной проверочной работе оказались

задания с 9-12

1.Задание 9  В задании 9 на основании  понимания обучающимися письменно предъявляемой текстовой информации, ориентирования в содержании текста (познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия) проверяются предметные коммуникативные умения распознавать и адекватно формулировать основную мысль текста в письменной форме (правописные умения), соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Не все дети умеют это делать. Основная мысль – это идея текста, т.е. то, что хотел сказать автор, чем он хотел поделиться или чему научить. А многие дети путают идею с темой текста, т.е. просто называют, о чем текст.

Ребёнку сложно понять смысл текста, выделить главную мысль и определить последовательность действий.

Для отработки этих навыков в течение учебного года  на каждом уроке проводить работу с текстом . Это могут быть клоуз-тесты

Клоуз-тест — это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как способность чтения и понимания текста; умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развѐртывание по ключевым словам) — информационная компетенция; коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор — читатель»); восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней; сопоставление разных версий (диалог «ученик — ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).

Задания по тексту должны быть разного типа(от самых простых до самых сложных)

1. Тренироваться решать конкретные задачи при чтении:

«Читая текст, обрати внимание, о ком рассказывается…»;

«Читая текст, обрати внимание, о чём хотел предупредить автор»;

«Постарайся запомнить, с чего начинается и чем заканчивается повествование».

2. Необходимо работать с ключевыми словами, фразами, смысловой основой. На первых этапах можно выбирать правильный вариант из предложенных. Дети анализируют, обсуждают и объясняют свой выбор.

Например:

- выбери из текста ключевые слова, отражающие основную мысль произведения;

- выбери ключевые слова, опираясь на которые можно составить план текста;

- выбери правильное начало или конец текста из предложенных вариантов;

- расставь предложения из текста в правильной последовательности, найди лишние предложения.

2.Задание 10 проверяет предметное коммуникативное умение осуществлять информационную переработку прочитанного текста, передавая его содержание в виде плана в письменной форме с соблюдением норм построения предложения и словоупотребления; вместе с тем задание направлено и на выявление уровня владения познавательными универсальными учебными действиями (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости, соблюдать в плане последовательность содержания текста).

Трудности возникают и с заданиями, которые требуют составить и записать план короткого текста. Чтобы подготовить к такому типу заданий, можно предложить детям действовать по алгоритму:

1. Посчитать количество абзацев.

2. Найти главное предложение или ключевое слово каждого абзаца. Это помогает ребёнку вчитаться, сформулировать основную мысль и правильно построить план текста.

3. Записать по порядку ключевые слова или предложения абзацев – это и будет план текста.

3. Задание 12 выявляет уровень предметных учебно-языковых опознавательных умений обучающихся распознавать лексическое значение многозначного слова с опорой на указанный в задании контекст; определять другое значение многозначного слова, а также умение использовать многозначное слово в другом значении в самостоятельно составленном и оформленном на письме речевом высказывании (предметное коммуникативное и правописное умения), построенном с учетом норм создания предложения и словоупотребления; предполагается ориентирование содержании контекста, нахождение в контексте 

Чтобы выполнить это задание, необходимо постоянно обогащать свой лексикон. Это постоянная работа со словарями.

Таким образом, анализ помог сформировать комплекс мер по ликвидации пробелов, выявленных при выполнении заданий ВПР:

1. Проводить текущий и промежуточный контроль УУД учащихся с целью определения затруднений.

2. Систематизировать работу по подготовке учащихся к ВПР с целью повышения качества их выполнения (подтверждения текущей успеваемостью учащихся).

3. Во внеурочной деятельности применять разнообразные формы работы (кружки, секции и т.д.), направленные на развитие связной речи учащихся.

4. Систематически повторять темы раздела «Лексика».

5. Проводить работу со словарями

6. Использовать в практике различные методы и приемы по развитию речи учащихся не только на специально отведенных уроках, но и во время ежедневных занятий.

7. Использовать упражнения, связанные со структурным анализом текста и работой над планом.

8. Тренироваться распределять время на задания разной сложности, учиться переключать внимание с одного вида заданий на другой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы над ошибками через анализ контрольных работ как фактор повышения качества обученности (выступление)

Выступление на заседании педагогического совета «Аналитическая деятельность учителя: содержание, результаты, пути совершенствования"...

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ 9-Х КЛАССОВ

В задачи статьи входит анализ проблем, вызывающих наибольшие затруднения в подготовке, чтобы понять, какие ресурсы для повышения качества языкового образования необходимо задействовать....

АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ТЕМЕ «ВКЛЮЧЁННОСТЬ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»

Стремление к повышению качества становится приоритетом образовательной политики. Эта цель определена в научных исследованиях и в стратегических планах развития федеральной и региональных систем образо...

Повышение качества образования: новые идеи, новые подходы

Сборник материалов заочной конференции...

ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ ПО ТЕМЕ: «Повышение качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации системы общего образования»

Тема выбрана   актуальная, обоснованная, имеющая практическую значимость для школы и ориентированная на повышение творческого потенциала учителя и учащихся, на интенсификацию учебно-воспитат...

Доклад "Учебно-исследовательская деятельность на уроках биологии" Педагогическая конференция "Повышение качества образования:интересные идеи,эффективные методики"г. Певек. 2019г.

Одним из путей творческого восприятия современных наук считается систематическая учебно-исследовательская работа. Грамотно проводить исследования может не только человек, занимающийся наукой профессио...