Задания для 5 класса по русскому языку по теме "Разделительные ь и ъ"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Спиридонова Раиса Ивановна

Представленные упражнения нацелены не только на формирование грамотного написания разделительных ь и ъ знаков, но и на развитие интереса к истории страны, этимологии слов и любви к русскому языку. Задания выполняются индивидуально, парно и группами. Развивают творческие, коммуникативные навыки детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка учебных заданий по русскому языку в 5 классе по теме

«Разделительный Ъ и Ь»

для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Учебное задание

Результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.

55. Составьте и запишите предложения с 3-4 словами, данными в рамке. Обозначьте изучаемую орфограмму.

Съезд, подъём, въезжать, объявление, вьюга, ружьё, барьер, серьёзный, ладьи.

  1. Прочитайте слова в рамке. Выполните задание, данное в упр 55.
  2. Орфографический анализ. Прочитайте полученные предложения, объясните написание слов с разделительным Ъ и Ь.
  3. Наблюдение. Лексический анализ. Лексическое значение каких слов для вас непонятно? (ладьи)

Попробуем определить значение слова путем подбора однокоренных слов, ассоциаций. (ладья – ладонь – лодка – ладить – приладить). 5. Заглянем в этимологический словарь

(1 ученик ищет происхождение слова в этимологическом словаре)

Ладья́ (судно, лодка). Заимств. из ст.-сл. яз., где оно является суф. производным от *olda «челн, лодка», см. лодка. В ст.-сл. яз. ol перед согласным –ла

Подберите определения к данному слову, составьте словосочетания со словом «ладья».

Почему слово «ладья» не встречается сейчас в нашей речи? (его вытеснило слово «лодка», оно устаревшее) А где все же оно сохранилось и как может быть употреблено? (в исторических текстах, в стилизованных текстах об исторических событиях, для создания исторического и культурологического колорита)

  1. Смысловой анализ текста. (Текст у каждого учащегося) Прочитаем вместе текст (учитель читает текст вслух, учащиеся следят глазами и читают про себя), и объясните, почему в данном тексте встретилось слово «ладья», а не лодка? (описывается историческое событие 13 века)

15 июля 1240 года. Князь Александр Ярославич получил известие о нападении шведов на Русь. Он объявил дружине своё серьезное решение: атаковать врага. Александр с воинами подъехал к устью реки Ижора, впадающей в Неву. На рассвете слуга увидел знамение: плывшую по морю ладью, на которой стояли святые мученики, Борис и Глеб, решившие помочь своему сроднику Александру. Князь объяснил видение помощью Бога и воодушевил дружину речью: «Не в силе Бог, но в правде!» Воспользовавшись туманом, войска Александра подошли к неприятелю и застали его врасплох. Много шведов полегло. Князь Александр сразился с предводителем шведского войска - королем Биргером - и ранил его копьём. Одержав победу, русские войска не позволили шведам отрезать Новгород от моря и захватить побережье Невы и Финского залива. После битвы князя Александра стали звать Невским.

  1. Что же произошло 15 июля 1240 года? О каком событии рассказывает данный текст? Почему произошла битва? На чьей стороне правда и почему?

Что вам известно об Александре Невском?

Какими поступками прославился князь Александр Невский?

Что сделал князь для страны?

  1. Орфографический анализ. Выпишите из данного текста слова с разделительными ь и ъ знаками. Объясните графически написание в словах разделительного ъ и ь.

  1. Какие слова вы не выписали? Почему? (князь, Русь, атаковать, воспользовавшись, отрезать, захватить, стали звать: служат для смягчения предшествующего согласного, помочь – форма инфинитива)

Формировать понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа,

интереса к истории нашей родины и уважительное отношение к историческим личностям;

осознанное отношение к истории родного языка;

понимать значимость исторических изменений в языке;

осознавать взаимосвязь истории и современности;

проявлять интерес к изучению этимологии слов и русского языка в целом;

Базовые логические действия:

Уметь классифицировать языковые единицы (явления), обобщать и сравнивать учебную информацию, проводить анализ материала урока;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант.

Базовые исследовательские действия: подтверждать примерами свою точку зрения, самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения.

Работа с информацией: понимать, находить, выбирать, анализировать, объяснять, интерпретировать, сравнивать, обобщать и систематизировать информацию, предоставленную учителем.

Свободно пользоваться словарями и справочной литературой различных типов.

Общение: уметь слушать и формулировать свою точку зрения

в беседе, в устной монологической речи, в письменных текстах; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство мнений по заданным критериям.

Самоконтроль:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), рефлексии.

Знать правила употребления разделительных ъ и ь знаков;

уметь находить в словах разделительные ъ и ь знаки;

уметь разграничивать разделительный ь знак и мягкий знак, как показатель мягкости предшествующего согласного,

уметь правильно употреблять на письме разделительные ъ и ь знаки; уметь графически обозначать условия их выбора.

Отрабатывать умение определять разделительные ъ и ь знаки .

.

2.

57. Запишите слова с указанными в скобках приставками.

Ехать (от-, под-, об-, у-, в-), ёжиться (с-, по-), ездить (из-, с-), явиться (об-, по-)

Работаем по группам. Группа А (слабомотивированные). Составьте и запишите слова с указанными в скобках приставками.

Группа В (среднемотивированные). Составьте и запишите словосочетания с получившимися приставочными глаголами.

Группа С (сильномотивированные).

Составьте текст об Александре Невском и Невской битве, используя некоторые получившиеся приставочные глаголы.

1. Оцените работы своих товарищей в группе (работа в парах). Выберите самую удачную работу. Представитель от группы отчитывается о проделанной работе.

2. Обратите внимание, во всех ли случаях вы поставили разделительный ъ. Объясните, в каких случаях ъ не ставится.

Подведём итоги упражнений.

  1. Когда ставится разделительный ъ?
  2. Когда не ставится ъ?
  3. Когда ставится разделительный ь?
  4. Когда ь обозначает мягкость предшествующего согласного?
  5. Когда ь обозначает форму слова?
  6. Приведите примеры.

Проявлять интерес к познанию русского языка;

ценностное отношение к русскому языку, к нематериальному наследию народа.

Чувствовать богатство русского языка.

Проявлять интерес к природе родного края, учиться наблюдать и видеть красоту осеннего леса – от неба до земли.

Базовые логические действия: устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения,

критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; формулировать гипотезы о взаимосвязях;

Базовые исследовательские действия: проводить небольшое исследование по установлению причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других

Работа с информацией: выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию в предложенных высказываниях

Общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения

Совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной задачи

Самоорганизация:

ориентироваться в различных подходах к принятию решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой)

Самоконтроль:

ориентироваться в различных подходах к принятию решений

Принятие себя и других:

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

Создавать высказывания с опорой на жизненный опыт, осуществлять выбор языковых средств в соответствии с целью, темой и коммуникативным

замыслом.

Уметь определять связь предложений в тексте.

Уметь работать с Толковым словарём, определяя лексическое значение незнакомых слов.

Уметь составлять текст на заданную тему, используя предложенную лексику.

Уметь грамотно строить речевые высказывания

в соответствии с задачами коммуникации.

3

Творческая работа. Парная. На столе у каждой пары учащихся карточки со словами. Составьте из данных слов кроссворд, используя заготовку-форму. Найдите каждому слову своё место и напишите определение, по которому слова можно разгадать.

  • Например: Примеры слов с разделительным ь. Здоровье, счастье, льёт, бьёт, вьёт, вьётся, вьюга, семья, воробьиный, хлопья, пьеса, барьер, бельё, брильянт, бурьян, вьюн, интервью, лисьи, ружьё, шалунья, полозья, питьё, пьёт, друзья, серьёзный, Татьяна, Марья, шьём, шитьё, выльется, обезьяна, ночью, листья, деревья, птичьи, вьющиеся растения, в улье, ателье, рьяный (работник), (выступить) с речью, (владеть) вещью, медальон, батальон, бульон, павильон, шампиньон, компаньон, сеньор

Формировать умение творчески подходить к выполнению мыслительных, логических заданий, проявлять смекалку, самостоятельно находить пути решения поставленной задачи,

Развивать самостоятельность, сообразительность, желание обновлять свой лексический запас,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные задания по заданию 4 ЕГЭ по русскому языку...

Задания для конкурса по русскому языку Знатоки русского языка"

Задания по орфографии и пунктуации для конкурса "Знатоки русского языка" в рамках недели гуманитарных дисциплин...

Аргумент из литературы. Справочный материал для учащихся 10-11 классов при выполнении задания № 26 ЕГЭ по русскому языку (сочинения) Автор: учитель русского языка и литературы МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска Краснодарского края Гузей Светлана Анатольевна

Методическая разработка предназначена для педагогов и учащихся 10-11 классов при подготовке наиболее сложной части задания ЕГЭ по русскому языку - сочинения. Она содержит примеры аргументов из художес...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"

Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

Олимпиадные задания 10 класс по русскому языку

Олимпиадные задания по русскому языку 10 класс...

Задание 8 ОГЭ Грамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языку

Задание 8 ОГЭГрамматическая основа предложения — это главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) — задание 8 ОГЭ по русскому языкузадание 8 ОГЭ теория:Подлежащее — ...

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку. Теоретический материал к заданию 3.

В 3 задании  необходимо произвести стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка. Данный материал поможет определить особенности каждого функционального стиля....


 

Комментарии