Дидактическое пособие Работа с текстом (6-9 классы)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8 класс)

Будаева Ирина Владимировна

 

Дидактическое пособие предназначено для постепенной подготовки учащихся к итоговой государственной аттестации. Дети учатся работать с текстом, ориентироваться  в нем. В пособии таким образом подобраны тексты и задания, чтобы повторить либо проверить знания детей по основным темам ( «Однокоренные слова», «Словообразование», «Синонимы», «Связь слов в словосочетаниях», «Чередующиеся гласные в корне слова», «Гласные о-е после шипящих в корне , в суффиксе и  в окончании слова»,  «Правописание звонких и глухих согласных», «-Н-НН- в разных частях речи», «Правописание приставок», «Грамматическая основа предложения», «Простое и сложное предложение», « Предложение с обособленными членами предложения», «Изобразительно- выразительные средства языка» и др.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                     Будаева И.В.

                         Дидактическое пособие

                   Работа с текстом

                         (6-9 классы)

                                      г.Усть-Кут, 2021г.

Дидактическое пособие предназначено для постепенной подготовки учащихся к итоговой государственной аттестации. Дети учатся работать с текстом, ориентироваться  в нем. В пособии таким образом подобраны тексты и задания, чтобы повторить либо проверить знания детей по основным темам ( «Однокоренные слова», «Словообразование», «Синонимы», «Связь слов в словосочетаниях», «Чередующиеся гласные в корне слова», «Гласные о-е после шипящих в корне , в суффиксе и  в окончании слова»,  «Правописание звонких и глухих согласных», «-Н-НН- в разных частях речи», «Правописание приставок», «Грамматическая основа предложения», «Простое и сложное предложение», « Предложение с обособленными членами предложения», «Изобразительно- выразительные средства языка» и др.)

Работа с текстом, 5 класс

Морфемика и орфография

     1.Оз..ро около б..регов засыпано ворохом ж..лтых лист..ев.2. Их так много, что мы не можем л..вить рыбу.3. Лески л..жат?ся сверху на лист..я и не тонут.4. Приходит?ся брать ч..лн и плыть на с..р..дину оз..ра, где голубая вода к..залась ч..рной.5. Там мы л..вили разноцветных окуней. 7. Ст..яла осень в своем  ж..лтом наряде, в со…це и туманах.8. Сквозь обл..тевшие л..са были видны д..лекие обл..ка и синий густой воздух.9. По ночам в зар..слях вокруг нас шевелились и др..жали ни..кие звезды.

Озаглавьте текст и  перепишите его, вставляя пропущенные орфограммы.

Выполните задания:

  1. Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
  2. Из 1 предложения выпишите слова, в окончаниях которых происходит оглушение.
  3. Из 4-5 предложений выпишите слова с орфограммой « Гласные о-ё после шипящих в корне слова».
  4. Из предложений 8-9 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
  5. Из предложений 2-3 выпишите слово с разделительным Ь.
  6. Из предложений 2-3 выпишите наречие
  7. Из предложений 7-8 выпишите слово с непроизносимым согласным в корне
  8. Во 2 абзаце укажите № предложения, осложненного однородными сказуемыми.
  9. Подберите синоним к слову ворох из 1 предложения.

10)Подберите антоним к слову далекие из 8 предложения.

Ответы:

  1. Ловить
  2. Берегов, листьев
  3. Челн, черной
  4. Заросли
  5. Листья
  6. Сверху
  7. Солнце
  8. 9
  9. Куча

10)близкие

6 класс

Списать, вставить орфограммы, пропущенные знаки препинания.

Зима в поле.

    1) Л..дяной вет..р гуля..т в открытом поле носит?ся по лесу меж голых осин и берез.2) Он заб..рает?ся под тугое перо проника..т в густую шерсть студ..т кровь.

   3) ( Не) ус..диш? ни на з..мле ни на ветк…4) Всё покрыто снегом стынут лапы.  5)Надо бегать прыгать летать, чтобы как-нибудь согрет?ся.

    6)Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово норка гн..здо, у кого запасов полна кл..довая. 7)Закусил поплотней свернулся калачиком- и спи крепко.

Задания:

  1. Выписать слово с чередующейся гласной.
  2. Выпишите грамматическую основу 1 предложения
  3. Подпишите качественные прилагательные
  4. Укажите количество грамматических основ в предложении № 4.

Работа с текстом, 6 класс

     1.С п..лей в..да хлынула сразу. 2. Реки пошли, началось нав..днение. 3. Дуб зат..пило до самой кроны и выше. 4. Прох..дящие льды много ун..сли неподатливых дубовых в..твей. 5. Но одну одну льдину дуб уд..ржал.6. И она осталась в..сеть на дубовых в..твях, как на могучих руках.

     7. Много лет много льдин прох..дило, а вот случилось, льдина повисла.8. Крепко будет д..ржать её дуб: ведь такое случает?ся в жизни раз. 9. Будет изнывать в лучах со? нца х..лодная льдина. 10. А когда начнет?ся движение сока в дубу, в самое жела(н,нн)ое  время она вдру.. скользнёт в реку и станет просто в..дой.

                                                                                                                 (По М.Пришвину)

Задания:

  1. Озаглавить текст, переписать, вставляя пропущенные орфограммы.
  2. Определить стиль и тип текста.
  3. Из 1 предложения выписать слово, в котором букв больше, чем звуков.
  4. Из 3 предложения выпишите слово с безударной гласной, проверяемой ударением.
  5. Из 1 абзаца выписать слово с оглушением в корне.
  6. Из 2 абзаца выпишите слово с непроизносимым согласным в корне.
  7. Выпишите из 2 абзаца разносклоняемое существительное.
  8. Из 10 предложения выпишите наречие.
  9. Из 2 абзаца выпишите слово с орфограммой «н-нн в прилагательном»
  10. В 1 абзаце укажите номер бессоюзного сложного предложения.
  11. Из 1-2 предложений выпишите однокоренные слова.
  12. Какое средство художественной изобразительности использовано в 6 предложении?
  13. Подберите синоним к слову могучих (6 предложение)
  14. Из 1-3 предложений выписать слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Ответы:

2.Художественный, повествование

3. Началось

4.Затопило

5.Дуб

6. Солнце

7. Время

8.Желанное

9.Вдруг

10. 2

11.Вода-наводнение

12.Сравнение

13. Больших

14.Наводнение

Работа с текстом, 6класс

 (1) Последний день перед Рождеством прошел.(2) Зимняя, ясная ночь наступила. (3) Глянули звезды. (4) Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.(5) Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. (6) Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. (7) Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.(Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством)

Задания:

1. Среди предложений 1–3 найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.

2. Подберите синонимы к слову величаво (предложение 4).

3. Укажите однокоренные слова к существительному Рождество.

4. Выполните морфемный разбор слова разглядывал (предложение 6). Укажите, от какого слова и каким способом оно образовано.

5. Из предложений 4–5 выпишите все прилагательные. Укажите их грамматическую характеристику.

6. Из предложений 5–6 выпишите глаголы II спряжения.

7. Среди предложений 1–4 найдите простые. Выделите в них грамматические основы.

8. Выполните синтаксический разбор предложения

7. Обозначьте в нем виды обстоятельств.

9. Укажите в тексте все однородные члены предложения.

РАБОТА С ТЕКСТОМ, 6класс

(1) Рождество…

(2) Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежность…

(3) Синеватый рассвет белеет. (4) Снежное кружево деревьев легко, как воздух. (5) Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. (6) Пламенное оно, густое,больше обыкновенного – солнце на Рождество.(7) Выплывает огнем за садом. (8) Сад – в глубоком снегу, светлеет, голубеет. (9) Вот побежало по верхушкам; иней зарозовел; розово зачернелись галочки, проснулись; брызнуло розоватой пылью, березы позлатились, и огненно-золотые пятна пали на белый снег. (10) Вот оно, утро праздника, – Рождество.(11) В детстве таким явилось – и осталось.(И.С. Шмелев. Лето Господне)

Задания:

1. Выпишите из предложения 10 два слова, в которых звуков меньше букв.

2. Из предложений 4–5 выпишите слова, использованные в переносном значении. Какие образы они помогают создать автору?

3. Подберите к слову чудится (предложение 2)контекстные синонимы.

4. Слово позлатить (предложение 9) старославянского происхождения. Подберите к нему русское соответствие.

5. Выполните морфемный разбор слова светлеет(предложение 8). Укажите, от какого слова и

каким способом образован глагол светлеть.

6. Из предложения 9 выпишите глаголы II спряжения.

7. Выполните синтаксический разбор предложения 5.

8. Объясните употребление дефиса в сложном прилагательном огненно-золотые (предложение 9).

9. Объясните правописание нн в прилагательных пламенное, обыкновенного (предложение 6).

Работа с текстом, 6 класс

Зима в поле.

     1.Ледя(н,нн)ой ветер гуляет в открытом поле, носит?ся по лесу меж голых берез и осин.2.Он заб..рает?ся под тугое перо, прон..кает в густую шерсть.3. Студ..т кровь.

     4.Не ус..дишь ни на земле, ни на ветк...5.Всё покрыто снегом, стынут лапы.6.Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как (нибудь) согрет?ся.

    7.Хорошо тому, у кого тёплое, уютное логово, норка, гн..здо, у кого запасов полна кладовая. 8. Закусил поплотней, свернулся калачиком - и спи крепко.

                                                                                           (По В.Бианки)

Задания:       Переписать, вставить пропущенные орфограммы.

1.Из 1 предложения выпишите слово с оглушением в корне.

2.Из 2 предложения выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

3.Выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

4.Випишите слово с орфограммой «н-нн в суффиксах прилагательных».

5.Из 2 предложения выписать существительное 2скл., в ед.ч., в винит. падеже.

6.Выписать неопределенное местоимение.

7.Из 2 абзаца выписать глагол 2 лица, ед.числа, наст.времени.

8.Из 3 абзаца выписать указательное местоимение.

9.Из 3 абзаца выписать слово, образованное переходом из одной части речи в другую.

10.К слову ледяной (3 предложение) подберите синоним.

11. К слову густую (2 предложение) подберите антоним.

12.Определите средство художественной изобразительности: ледяной ветер.

13. В 1 абзаце укажите № односоставного предложения.

14. В 3 абзаце укажите № сложноподчиненного предложения.

Ответы:

1.Берез

2.Забирается, шерсть.

3.Забирается.

4.Ледяной

5. Перо.

6.Как-нибудь

7.Не усидишь

8.Тому

9.Кладовая

10.Холодный

11.Редкую

12.Эпитет

13. № 3

14. № 7

Работа с текстом, 6 класс

Списать, вставить пропущенные орфограммы и знаки препинания, выполнить задания.

    1)В мутном знойном воздух.. еще с самого обеда со всех ст..рон т..жело громоздились обл..ка. 2) А потом на юге зас..нелась и неизвес?но откуда стала р..сти и пр..бл..жат?ся грозная (темно)синяя туча.

    3)Со..це закрылось передними обл..ками. 4) В..да в пруду пр..няла (зл..веще)ч..рный оттенок.

    5)Вдруг поднявшийся свежий вет..р с..льнее подул в в л..цо порывисто пр..гнул траву проб..жал по ней поднял с дороги пыль и лист?я закружил их и понес на д..ревню. 6) Стало вдруг пасмурно  полил дождь.

Задания:

  1. В предложении №5 укажите слово, состоящее из приставки, корня, двух суффиксов.
  2. Из предложения №5 выпишите прилагательное в простой сравнительной степени.
  3. Из предложения №5 выпишите существительное 3 скл.
  4. Выпишите слова с непроизносимым согласным.(1-2 абзац)
  5. Из 1 абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне.
  6. Из 1 абзаца выпишите слово со значением приставки – приближение.
  7. Из 3 абзаца выпишите слово со значением приставки- неполное действие.
  8. Выпишите прилагательное с орфограммой «о-ё после шипящих в корне»
  9. Укажите №№ предложений с однородными сказуемыми.
  10. Укажите № БСП  предложения.
  11. Выпишите грамматическую основу из 1 предложения.
  12.  Подберите синоним к слову  свежий (5 предложение)
  13. Какое средство художественной изобразительности использует автор (мутный воздух, грозная туча)

Ответы:

1.порывисто

2.сильнее

3. пыль

4.Солнце, неизвестно

5.расти

6.приближаться

7.пригнул

8.зловеще-черный

9. 2,5

10.6

11.громоздились облака

12.прохладный

13.эпитет

Работа с текстом, 7 класс

Ёж.

     1.Через пни и колоды  через высокие заросшие коч?ки  через лесные открытые поляны проб..рается в своё логово ёж.

     2. В ясные осе(н,нн)ие дни г..товит себе хл..п..тливый труженик з..мовище. 3. Ноч..ю и днем таскает в нору душистые сухие лист?я и мя..кий лесной мох. 4. Стел..т зимнюю постель.

     5. Скоро заб..рет?ся ёж в свое логово на всю зиму. 6. Больше не станет бегать по лесу, л..вить червей и жуков.

    7. Пр..дет зима, и накроет его нору глубокий снежный сугроб.8. Под глубоким сугробом, как под толстым пушистым одеялом   тепло ежу.  9. Н..кто не найдет его логово н..кто не ра..будит.

                                                                                                  (По Соколову-Микитову)

Задание:

Переписать текст, вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы.

1.Определить стиль текста и тип речи.

2. Из 1 предложения выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.

3. Из 3 абзаца выписать слово с чередующейся гласной в корне.

4.Из 2 абзаца выписать слово с орфограммой «-н-нн- в прилагательных»

5.Из 2 абзаца выписать слова с орфограммой «Разделительный ь знак»

6. Из 2 абзаца выписать глагол-исключение 1 спряжения

7. Из 4 абзаца выписать отрицательное местоимение

8. Из 4 абзаца выписать глагол с приставкой при - (значение-приближение)

9.Из 3 абзаца выписать предлоги.

10. К слову душистые (3предложение) подберите синоним.

11. Укажите № предложения, осложненного однородными сказуемыми.

12. Укажите № сложносочиненного предложения

13.Укажите № бессоюзного сложного предложения

Ответы:

  1. Художественный стиль, повествование.
  2. Пробирается
  3. Заберется
  4. Осенние
  5. Ночью, листья
  6. Стелет
  7. Никто
  8. Придет
  9. В, на ,по
  10. Ароматные
  11. № 6
  12.  №7
  13. № 9

Работа с текстом, 7 класс

       1.Отлогий мысок  слома(н,нн)ой подковой врезавш..йся в озеро  напоминает в..лнистый снежный сугроб накида(н,нн)ый зимними в..югами. 2. На б..р..гу за мысом т..мнеет бор. 3. В ночной мгле он кажется особенно неприглядным.4. Изд..ли нос мыска выгл..дит голым но пр..смотрясь можно разл..чить на нем выступающие из(под) снега в..рхушки з..леных вересков и спута(н,нн)ую паутину ивняка.

       5.Время близко к ра(с,сс)вету.  6. Мутное небо (не)унимаясь, сыплет ре..ким сне..ком.7. Кажется что и лес и оз..ро и всё вокру.. успокоилось в предутре(н,нн)ем сне.

                                                                                                           (По А.Субботину)

Задания:

  1. Перепишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы.
  2. Из 3 предложения выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.
  3. Из 1 предложения выпишите слово с оглушением в корне.
  4. Выпишите существительное с орфограммой « Разделительный мягкий знак в слове».
  5. Из 1 абзаца выпишите глагол-исключение 2 спряжения.
  6. Из 1 абзаца выпишите слово с приставкой при- в значении «неполное действие».
  7. Выпишите  слово с орфограммой «н-нн в суффиксе прилагательных».
  8. Из 7 предложения выписать наречие.
  9. Из 4 предложения выписать страдательное причастие прошедшего времени.
  10. Из 4 предложения выпишите действительное причастие настоящего времени.
  11. Из 2 абзаца выпишите разносклоняемое существительное.
  12. Из 2 абзаца выпишите деепричастие несовершенного вида, настоящего времени.
  13. Укажите номер предложения, осложненного 2 причастными оборотами.
  14. Какое средство художественной изобразительности использовано в 1 предложении?

            Ответы:

2.Кажется, особенно

3.Сугроб

4.Вьюга

5.Выглядит

6.Присмотрясь

7.Предутренний

8.Вокруг.

9.Спутанную

10.Выступающие

11.Время

12.Не унимаясь

13.1

14. Метафора.

Работа с текстом,7 класс

Пристань.

    1.Вся пристань была сплошь заставле(н,нн)а подводами с пшеницей.2. С сухим  ш..лковым шелестом т..кло з..рно по деревя(н,нн)ому ж..лобу в квадратные люки трюмов.

    3. Белое, ярос?ное со?нце с бе..пощадной скукой царило над этой пыльной площад..ю, лищё(н,нн)ой малейших признаков поэзии красоты.

    4.Ч..дес?ные помидоры горяч.. и лакомо когда(то) бл..стели в тени вялых лист..ев на огородах.5.Сейчас они были упакованы в тысячи однообразных реш..тчатых ящиков.

    6. Среди мешков  ящиков и бочек ра..хаживал городовой в белом кителе из ч..ртовой кожи, с оранжевым шнуром на ч..рной шее и с больш..й шашкой.

                                                                                                                         (По В.Катаеву)

Задания:

Перепишите текст, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы.

1. Из 1 предложения выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.  

2. Из 1 абзаца выписать слова с орфограммой «Гласные о-ё после шипящих в корне слова».                          

3. Из 2 абзаца выписать слова с непроизносимым согласным в корне слова.

4. Из 2 абзаца выписать слово, в котором написание приставки зависит от согласного в корне.

5. Из 1-2 абзацев выпишите слово с орфограммой «н-нн в суффиксах прилагательных».

6. Из 1-2 абзацев выписать краткое страдательное причастие.

7. Из 3-4 абзацев выписать  неопределенное местоимение.

8.Из 3-4 абзацев выписать глагол с чередующейся гласной в корне.

9. Из 3-4 абзацев выписать наречие со значением времени.

10.Укажите номер предложения, осложненного причастным оборотом.  

11. Укажите во 2-3  абзацах номер предложения, осложненного однородными определениями.

12. Замените глагол текло (2 предложение) стилистически нейтральным синонимом.

13.Какое средство художественной изобразительности использовано в примере: шёлковый шелест(2 предложение)

Ответы:

  1. Пристань, сплошь
  2. Шёлковый, жёлоб
  3. Яростное, солнце

4. Беспощадный

5.Деревянный

6. Заставлена

7. Когда-то.

8. Блестели.

9. Сейчас

10. 3.

11. 3.

12. Сыпалось

13. Эпитет

Работа с текстом

(1) Однажды ночью меня ра..будили (не)обычные звуки грохот треск крики. (2) Я поспе..шила ра..творить окно. (3) Вся улица наполнилась зап..хом дыма и г..релого дерева и оз..рялась удивительным светом. (4) На соседнем участке я увидала дог..рающий сарай и заг..ревшийся от него забор и г..рящую траву целое море огня. (5) Разг..ревш…ся пламя м..талось по ветру на минуту пр..творялось уг..сающим и потом вырывалось с новой силой. (6) Языки огня кл..нились и в одну и в другую сторону и л..зали землю. (7) Яркие искры ул..тали в темное небо и св..ркали там з..рницами. (8) Два грозных великана огонь да вет..р вместе могут натв..рить много зла и бед. (9) На з..ре своей истории люди узнали повадки огня и оп..сались его коварства и силы. (10) В старые врем..на на Руси от пожара выг..рали в одну ночь целые деревни. (11) Бедные пог..рельцы в одночасье л..шались всего и крова и одежды и домашней утвари.

Задание. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные орфограммы.

1) Выпишите номера предложений с однородными членами.

2) Выпишите все слова с чередованием гласных.

 3) Из предложений 1-3 выпишите слова, написание приставок которых зависит от согласного в корне.

4) Выпишите грамматическую основу предложения №1.

5) Укажите количество грамматических основ в предложении № 6.

6) Замените слово металось (предложение 5) стилистически нейтральным синонимом.

7)Выпишите однокоренные слова.

8) Выпишите номера предложений, в которых есть такое художественное средство, как метафора.

9) Какое средство художественной выразительности автор использовал в 6 предложении?

Работа с текстом

Задание. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1) Перед домом красовался приземистый необъятный дуб широкий плотный с густой кроной заслоняющей крышу. 2) Из сплошной массы морщин выдавался вперед и вниз нос кривой и острый. 3) Мы оказались в прихожей просторной и чистой но плохо освещенной. 4) Эти люди похожи на ученых-экспериментаторов упорных трудолюбивых но лишенных воображения. 5) Он поглядывал на ее шею загорелую почти черную. 6) Лес был сосновый редкий. 7) Косые солнечные лучи падали между прямыми соснами. 8) Дул порывами несильный ветер теплый и холодный одновременно. 9) Мохнатые полуседые брови его свисали над щеками. 10) Дверь отворилась вошел мальчик-слуга тощенький и угрюмый. (Братья Стругацкие) 11) За полупрозрачным стеклом смутно угадывалось шевеление небольших малосимпатичных существ. 12) На ладони пролился тяжелый золотой дождь. 13) Потные запыхавшиеся они все-таки вскарабкались наверх. 14) Среди густой зеленой травы обнаружилась землянка с широким круглым входом и шершавыми глинистыми стенами. 15) Послышался чей-то зычный сварливый голос. 16) Луна освещала дорогу светом неверным мертвенным. 17) Берега его сизые и гладкие лоснились и поблескивали на солнце. 18) Его глаза озарились добрым дедовским ехидством. 19) Резной солнечный диск был искажен гримасой негодования.

Работа с текстом,7 класс

     1.Август ст..ял жаркий и бе..ветре(н,нн)ый. 2.В поезде пахло ржаным хлебом. 3. Берг с..дел на подно..ке вагона, жадно дышал, и ему казалось, что он дышит не воздухом, а уд..вительным солнечным светом.4. Кузнечики кр..чали на п..лянах, заросших белой засохш..й гвоздикой.5. На (полу)станках пахло немудрыми п..левыми цветами.

    6. Ярцев жил д..леко от бе..людной станци.., в лесу, на б..р..гу глубокого оз..ра с ч..рной водой.  7.Он снимал избу у лесника. 8. Вез Берга на озеро сын лесника Ваня Зотов, сутулый и застенчивый  мальчик.9. Телега стучала по к..рням, скр..пела в глубоких песках. 10. Иволги п..чально св..стели в перелесках. 11. Ж..лтый лист изре..ка падал на дорогу.12. Розовые облака стояли высоко в небе над в..ршинами мачтовых сосен. 13. Берг л..жал в телег.., и сер?це у него глухо и т..жело билось.

                                                                                                            (По К.Паустовскому)

Задания:

  1. Перепишите текст, вставляя пропущенные орфограммы.
  2. Определите стиль и тип текста.
  3. Из 1 предложения выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков.
  4. Из 1 предложения выпишите слово, в котором звуков больше, чем букв.
  5. Из 1 абзаца выпишите слово с орфограммой « н-нн в суффиксах прилагательных»
  6. Из 1 абзаца выпишите глагол-исключение 2 спряжения.
  7. Из 2 абзаца выпишите слово с непроизносимым согласным в корне.
  8. Из 2 абзаца выпишите слова с орфограммой «Гласные о-ё после шипящих в корне слова»
  9. Из предложений 9-11 выпишите слово с оглушением в корне.
  10. Из предложений 11-12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом
  11. Подберите синоним к слову застенчивый (8 предложение)
  12. Подберите антоним к слову черной (6 предложение)
  13. Укажите номер предложения с причастным оборотом.
  14. Укажите в 1 абзаце номер простого нераспространенного предложения.
  15. Укажите во 2 абзаце номер простого предложения, осложненного однородными сказуемыми.
  16. Укажите во 2 абзаце номер сложносочиненного предложения.

        Ответы:

2. Художественный, повествование

3. Безветренный

4. Стоял

5. Безветренный

6. Дышит

7. Сердце

8. Чёрной, жёлтый

9. Изредка

10. Изредка

11. Скромный

12.Чистой, прозрачной

13.4

14. 1

15. 9

16. 13

Работа с текстом, 7 класс.

Стрекоза.

    1.Каждое утро хозяйка вын..сила утятам полную тарелку рубле(н,нн)ых яиц. 2.Она ставила тарелку возле куста и уходила.

   3.Как только утята по..бегали к тарелке из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружит?ся над ними. 4.Она так страшно стрекотала что перепуга(н,нн)ые утята убегали и прятались в траве. 5.Они боялись что стрекоза их всех перекусает.

    6. А злая стрекоза садилась на тарелку пробовала еду и улетала.

                                                                                                                   (По Б.Житкову)

Задания:

Переписать текст, вставляя пропущенные орфограммы и пунктограммы.

1.Из 2 абзаца выписать слово, в котором букв больше, чем звуков.

2.Выписать страдательное причастие прошедшего времени.

3.Из 1 абзаца выписать определительное местоимение.

4.Из 2 абзаца выписать наречие.

5.Из 1 абзаца выписать существительное 2 скл., в родит. падеже.

6.Из 1 предложения выписать слово, образованное приставочным способом.

7.Выписать отглагольное прилагательное.

8.К слову злая (6 предложение) подобрать антоним.

9.Указать  предложения, осложненные однородными сказуемыми.

10. укажите номера сложноподчиненных предложений

11.Из 2 абзаца выписать все предлоги.

12.Из 2 абзаца выписать все личные местоимения.

13.Из 6 предложения выписать союзы

Ответы:

  1. Кружиться
  2. Перепуганные
  3. Каждое
  4. Страшно
  5. Куст
  6. Выносила
  7. Рубленых
  8. Добрая
  9. № 2,6
  10. № 3,4,5
  11. К, из, над, в.
  12. Ними, она, они, их
  13. А, и

Работа с текстом,7 класс

                                                                   Орел и кошка.

За д..ревн..й вес..ло играла кошка со своими котятами. Весе(н,нн)ее со..нце грело, и мал..нькая семья была очень счас..лива.

Вдруг откуда ни возьмись – огромный ст..пной орел. Как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще поднят..ся, как мать вц..пилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Зак..пела битва (на)смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с дли(н,нн)ыми, кривыми ко..тями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выкл..вал ей один глаз. Но кошка не пот..ряла мужества, крепко вцепилась в орла ко..тями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клонит..ся в сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ло..кий прыж..к и пов..лила орла на землю. В ту же минуту откусила ему голову и, забыв свои собстве(н,нн)ые раны, принялась облизывать и..ране(н,нн)ого котенка.

(К.Ушинский)

Вопросы и задания

1. Ответьте на вопрос: почему кошка победила орла?

2. Сделайте синтаксический разбор 2-го и 6-го предложений.

3.Из 2 абзаца выписать существительное в род. падеже, 1 скл.

4. Из 2 абзаца выписать наречия, определить значение.

5.Назвать средства художественной изобразительности во 2 абзаце.

6.Выписать слова с орфограммой - «-н-,-нн- в прилагательных».

7. Выписать страдательное причастие.

8.Выписать деепричастие прошедшего времени.

9. Выписать слово с орфограммой - « о-е после шипящих в суффиксе существ-х».

10. Выписать слова с непроизносимой согласной.

11. Из последнего абзаца выписать слово, написание приставки которого зависит от согласной в корне.

12. Подобрать синонимы к словам 2 абзаца:

Схватился, закипела

13. Подобрать антонимы к словам последнего абзаца:

Победа, забыв.

14. Сделать морфемный разбор: облизывать, израненного.

15. Сделать словообразовательный разбор: степной, хищник 

Списать, вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы.

     1)Кругом н.. одного живого звука.2) Только дует ветер шумит лес к..чая высокими в..ршинами и скр..пит словно стон..т от боли подгнившая сосна.3) В  ..гущающихся сум..рках кружась точно гоняясь друг за другом реют снежинки.

    4) Я ра..вожу к..стер. 5)В..пыхнув быстро ра..г..рается б..рёста свёртываясь в тру..ку давая копоть пахнущую дёгтем.6) Затр..щали сухие сучки. 7)Огонь переб..гая от одного к другому ласково лиж..т их острыми дли(н,нн)ыми языками. 8) Над костром в..ет?ся кудрявясь сизый дым. 9) Он ст..новится всё гуще ширится выр..стая в волнующие клубы. 10)Через минуту пробившись сквозь толщу наложе(н,нн)ых дров высоко поднялось пламя и вес..ло пыла..т ра..двигая нав..лившуюся тьму щедро ра..брасывая  (в)верх золото искр.11)Словно и..пуга(н,нн)ые зам..тались (во)круг тени нас..ляя лес привидениями.

Задания 

1.Из  предложения №6 выпишите слово, в котором все согласные глухие.

2. Из 2 абзаца выпишите слова, написание приставки которых зависит от согласного в корне

3.Из 1 абзаца выпишите слово, написание приставки которого НЕ зависит от согласного в корне.

4. Из 2 абзаца выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

5. Из 1 абзаца выпишите действительные причастия

6. Из 1 абзаца выпишите страдательные  причастия

7. Из 2 абзаца выпишите разносклоняемое существительное

8. Выпишите слово с орфограммой «н-нн в прилагательном»

9. Из предложения №11 выпишите наречие.

10. Из 2 абзаца выпишите прилагательное в сравнительной степени.

11. из предложения № 5 выпишите слова с оглушением в корне.

      12.Укажите количество грамматических основ в предложении № 2

      13.Выпишите грамматическую основу из предложения № 11

      14.Укажите № предложения в 1 абзаце с обособленными обстоятельством и определением.

      15.Какой троп использован во 2 предложении?

       Ответы:

1.сучки

2.развожу,вспыхнув, разгорается, раздвигая, разбрасывая, испуганные.

      3. сгущающихся

      4.разгорается, вырастая

     5.Подгнившая, сгущающиеся

     6.Наложенных, испуганные

     7. Пламя

     8. Длинный

     9.Вокруг

     10.гуще

     11. трубку, дегтем

12. 3

13. тени заметались

14. 2

15.сравнение

Работа с текстом, 8 класс

1)Здесь (на)верху всегда дул холодный ветер ст..кавший с ледника на р..внину.2) Лес в этом месте отступал от скальной стены дальше чем всюду. 3)Видно  никакая жизнь не могла долго переносить дыхание проп..сти. 4)Ущелье напоминало каме(н, нн)ую реку. 5)Казалось  какая(то) сила бушевавшая здесь в стародавние врем..на вылила наружу россыпи чугунно(серых) скал.

6)Сторона скалы обращенная к горам была покрыта слоем ж..лтого налета.7) Трава то(же) не хотела здесь р..сти.

8)Бе(з, с)порядочно нагроможде(н,нн)ые валуны несколько отступали от края проп..сти может, были кем(то) нарочно сброше(нн,н)ы (в)низ. 9) Они обр..зовали (не)большую площадку.10) Ее дальний край обрывался в бездну.11) (От)туда неторопливо клубясь выползал желтоватый туман.

12)(В)низу под мостом зияла немере..ая глубина.13) Никто наверное по своей воле не спускался туда и уж никто конечно не смог бы подняться обратно.

Задание: спишите текст, расставьте и графически объясните знаки препинания и буквы.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выпишите разносклоняемое существительное.
  3. Выпишите вводные слова.
  4. Указать номера предложений с причастным оборотом.
  5. Указать № предложения с деепричастным оборотом.
  6. Выписать слово, которому свойственно правило: «В прилагательном, образованном от существительного с основой –н-, пишется –нн»
  7. Из предложений 8-11 выписать слово, написание приставки которого зависит от  согласного в корне.
  8. Выписать слово с чередующейся гласной.
  9. Укажите количество грамматических основ в 13 предложении.
  10. Выпишите грамматическую основу 11 предложения.
  11. Укажите средство художественной выразительности в 3 предложении.
  12. Подберите синоним к слову зияла (12 предл.)

Работа с текстом, 8 класс

1)Н..где в Подмосков..е вы не увид..те такого изобилия густых трав пол..вых цветов как под Звенигородом. 2)Здесь в деревне Дунино провел свои последние семь лет жизни Михаил Пришвин писатель и путешестве..ик.

3)Его дом ут..пающий в зелени стоит на пр..горке.4) С круглой те(р, рр)асы открыва..тся широкая панорама реки заречные дали тихие и ласковые.5) Сюда в дом пр..обрете(н, нн)ый писателем утомле(н, нн)ым скитаниями врывались освежающ..й грозой воспоминания об увлекательных пут..шествиях.6) О них он рассказ..вал ребятишкам часто пр..ходивш..м к нему. 7)В саду ра..саживались на ск..мейке сдела(н, нн)ой, как и стоящий здесь стол, самим Пришвиным. 8)Ребята конечно просили рассказать о пр..ключениях. 9)Пр..сев к ним и глядя на шумящие верхушки деревьев писатель вспоминал (не)выдума(н,нн)ые истории о своей жизни удивлявш..й всех.        _      

Задание: спишите текст, расставьте и графически объясните знаки препинания и буквы.

  1. Озаглавьте текст.
  2. Выпишите вводное слово.
  3. Укажите номера предложений с причастными оборотами.
  4. Укажите номер предложения с деепричастным оборотом.
  5. Из предложений 6-9 выпишите слово со значением приставки «приближение».
  6. Из предложений 6-7 выпишите слово со значением приставки « неполное действие»
  7. Из предложений 5-7 выпишите слово, написание приставки которого зависит от согласного в корне.
  8. Укажите средство художественной выразительности в 3 предложении.
  9. Укажите средство художественной выразительности в 4 предложении.
  10. Подберите синоним к слову скитания (5 предл.)

Однородные члены предложения, 8 класс

Переписать, вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы, выполнить задания.

Морское свечение

   1).Море г..рело. 2) Его дно будто состояло из хрусталя осв..щ..(н,нн)ого  (с)низу лу(н,нн)ым огнем.

   3) Свет ра..л..вался до г..ризонта св..ркало небо затянутое с..р..бря(н,нн)ым туманом. 4)После  (не)долгой темноты море опять пр..вращалось в (не)знакомое звез?ное небо броше(н,нн)ое к нашим ногам.5) Мириады звёзд сотни млечных путей плавали под водой. 6) Они то погружались потухая на самое дно, то ра(з,с)г..рались в(с,з)плывая на поверхность воды. 7) Глаз ра(з,с)личал два света (не)подвижный, качавшийся в воде, и другой свет ра(з,с)..кающий воду ф..олетовыми в(с,з)пышками.8) Камни и жестянки валявшиеся под водой покрылись тонкой огне(н,нн)ой росой.

    9)Мы пр..сутствовали при одном из самых величестве(н,нн)ых явлений в мире. 10) До рассвета мы просидели на застекле(н,нн)ой те(р,рр)асе и говорили о разных морских чудесах.

Задания:

  1. Из 1 абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
  2. Из 2 абзаца выпишите слово с орфограммой «Н-нн в суффиксах отыменных прилагательных»
  3. Из 2 абзаца выпишите слово с непроизносимым согласным
  4. Из 3 предложения выпишите слово, написание приставки которого зависит от согласного в корне.
  5. Из 3 абзаца выпишите страдательное причастие прошедшего времени.
  6. Укажите № предложения с однородными сказуемыми.(3 абзац)
  7. Укажите №№ предложений с однородными подлежащими. (2 абзац)
  8. Укажите № предложения с обобщающим словом при однородных членах.(2абзац)
  9. Укажите № БСП с причастным оборотом.(2 абзац)
  10. Выпишите грамматическую основу предложения №10
  11. От с/с дно из хрусталя (управление) образуйте  с/с с подчинительной связью-согласование
  12. Укажите № предложения с одиночным обособленным деепричастием

Ответы:

  1. Горело
  2. Серебряный
  3. Звездное
  4. Разливался
  5. Застекленной
  6. 6
  7. 5,8
  8. 7
  9. 3
  10. Мы просидели, говорили.
  11. Хрустальное дно
  12. 6

Карточка. Подготовка к ОГЭ

1. Ямал. 2. Суров этот край: бе..конечно тянется метельная зима. и ненадолго появляется на сером небе холодное солнце ж..стокие морозы сковывают почти до дна многочисле..ые озера и реки. 3. Главная река Западной Сибири - красавица Обь. 4. С весны до глубокой осени величаво н..сёт она свои воды в Великий Ледовитый океан. 5. Впадают в Обь-матушку большие и маленькие речушки. 6. Любуются своим отр..жением в речном зеркале сосновые и кедровые леса  горные в..ршины седого Урала. 7. Конча..тся лесной край уступая место лесотундре, где сопротивляясь морозам р..стут (не)высокие ели, листве..ицы, березки с искривлё..ыми стволами... 8. Дальше, до самого Ледовитого океана, ра..кинулась тундра.

1. Определить тему текста.

2. Стиль текста

3.Тип

4. (А5) Выпишите из предложений 6-8 с чередующейся гласной в корне.

5. (А6) Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором написание согласного в приставке определяется звонкостью-глухостью последующего согласного корня.

6. (А7) Из предложений 6-8 выпишите слово, котором написание НН в суффиксе определяется тем, что это полное страдательное причастие.

7. (В2) Замените словосочетание ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ ((предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

8. (В3) Выпишите грамматическую основу предложения 6.

9. (В4) Найдите предложение с обособленным обстоятельством, выпишите номер этого предложения.

10. (В6) Укажите количество грамматических основ в предложении 2.

11. (В8) Найдите сложноподчиненное предложение, выпишите его номер.

«Сложное предложение», 9 класс

1.Переписать, вставить пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Ра..кале(н,нн)ый воздух едва(едва) колыш..тся иссохшая трава никн..т и стел..тся от зноя почти невыносимого для живого существа дремл..т без живительной влаги уже почти с..ежившаяся зелень рощ.. и пашен. Что(то) невнятное (не)преста(н,нн)о шепч..т в полудремоте (не)угомонный кузнеч..к.

2. Выполните задания по тексту.

   (1) Вчера мы не расспросили дорогу и теперь шли наугад вдоль села. (2)За ним начиналось плоское широкое полотно, укатанное некогда лихими тройками да тарантасами, а теперь поросшее травкой.(3) Идти было легко и радостно- и потому, что воздух свеж, ласково пригревало солнце, а мы еще молоды.

     (4)Некоторое время мы пробирались сквозь лес, надеясь, что он кончится, но ольха смешалась с березняком, напросились к ним в компанию рябинка да черемуха, а малина с бересклетом так запутали все дело, что ничего не оставалось нам, как возвратиться на то место, откуда началась лесная заросль.

    (5) Когда мы возвратились на старое место, мы увидели, что нам на выбор предложено два пути: чахлая тропинка, ведущая вправо, вниз, в топкое место, и яркий тракторный след, загибающий вправо.

Задания:

  1. Из 1 абзаца выписать слово с непроизносимым согласным.
  2. Из 4 предложения выписать слово с чередующейся гласной в корне.
  3. Из (1-3) предложения выпишите слово, написание приставки которого зависит от согласного в корне.
  4. Из предложений(1-3) выпишите слово со значением приставки «неполное действие»
  5. Из 5 предложения к слову чахлая подобрать синоним.
  6.  Замените словосочетание «тракторный след», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.
  7. Выпишите грамматическую основу предложения 1.
  8. Укажите количество грамматических основ в предложении 3
  9. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными однородными определениями.
  10. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством.
  11. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Метель становилась сильнее и сильнее,(1) и сверху снег шел сухой и мелкий;(2) казалось,(3) начинало подмораживать: (4) нос и щеки сильно зябли,(5) чаще пробегала под шубу струйка холодного воздуха,(6) и надо было запахиваться.

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.
  2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
  3. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Загремел засов, (1)и мы ощупью вошли в сени; (2)в них пахло сеном,(3) которое толстым слоем лежало вдоль стены.

Ответы:

  1. Радостно
  2. Пробирались
  3. Расспросили
  4. Пригревало
  5. Плохая, запущенная, заросшая
  6. След трактора
  7. Мы не расспросили, шли
  8. 4
  9. 2
  10. 4
  11. 3
  12. 2,4,5
  13. 1,6
  14. 3

   

Подготовка к ОГЭ

 1.Подле отеля был новый двухэтажный дом, внизу двери открыты настежь.(И.Гончаров) 2.Через минуту трое всадников неслись по дороге.( Н.Островский) 3. Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.(А.С.Пушкин) 4. Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением. (А.С.Пушкин)5. Когда наша шлюпка от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (И.Гончаров) 6. Хочу оттолкнуть ее от себя – она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море.(М.Лермонтов) 7.А солнце уже опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен.(И.Гончаров) 8. Теперь дворянские усадьбы попадаются редко, а лет через десять и последние из них, пожалуй, исчезнут бесследно. (И.С.Тургенев) 9. Проточный пруд, заросший лозником и камышами, приволье хлопотливых уток, к которым изредка присоединяется осторожный чирок. (И.С.Тургенев) 10. Он не чувствовал склонности к чиновничеству и, одаренный выдающимся талантом наблюдения, прекрасно знал свою среду и еще лучше народ.(А.И.Герцен)

1. К выделенным словам подобрать синонимы.

2. Выписать грамматическую основу предложения №2.

3. Из предложений 6-8 выписать отыменное прилагательное с н-нн.

4. Из предложений 6-8 выписать слово, написание приставки которого зависит от согласного в корне.

5. Из предложений 9-10 выписать страдательное причастие с н-нн.

6.Указать № сложного предложения с однородным подчинением придаточных (3-5предлож.).

7. Указать количество грамматических основ в предложении №3.

8. Указать № СП с неоднородным подчинением (4-6 предл.)

9. Указать № СП с бессоюзной и сочинительной связью.(5-8 предл.)

10. Указать № СП с бессоюзной и подчинительной связью.(5-8 предл.)

11. Указать № предложения с обособленным обстоятельством.(5-8 предл.)

12. Указать № предложения с вводным словом. (5-8 предл.)

13. Указать № предложения с обособленным определением.(7-9предл.)

Ответы:

1.после, мчались, кони, зря

2. трое всадников неслись

3.огненной

4.бесследно

5. одаренный

6.4

7.4

8.5

9.6

10.7

11.7

12.8

13.9

Подготовка к ОГЭ. Пунктуация.

I.Встретился мне однажды куст черемухи, (1)увешанный спелыми плодами. Я остановился и стал есть вкусные черные плоды, (2) а косточки,(3) не глядя,(4) бросал под ноги. Вскоре под ногами кто-то стал явственно шуршать,(5) и я увидел бурундука. Была на носу поздняя осень, (6) а кормов у бедняги запасено, (7) видимо,(8) мало. (C.Устинов)

  1. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном определении.
  2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
  3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
  4. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

II.Если нет урожая орехов,(1) бурундуки запасают семена трав. Забавно смотреть,(2)как, (3)привстав на задние лапки,(4)передними он сгибает,(5)иногда наваливаясь телом,(6) какую-нибудь травинку с созревшими семенами. А то прыгает,(7)пытаясь схватиться за вершинку,(8) и пригнуть стебель. Быстро вышелушив семена,(9)бурундук отпускает стебель, (10)тот с шорохом распрямляется,(11)а бурундук мчится домой.

(C.Устинов)

1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

3. Выпишите цифру, обозначающую запятую  между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

4. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.

III.Саня ахнул и невольно приостановился, (1)когда, (2)спустившись с горы и вывернув из-за последнего дома поселка,(3) увидел он утром на площадке,(4) где притормаживал поезд, огромную толпу народа. Поезд шел медленно и неровно,(5) подергивая старый скрипящий вагон. Пошел дождь, (6)но никто из них ничем не отозвался на него,(7) не заторопился в шалаш,(8) каждый еще больше заторопил руки. Дождь,(9) падая на кустарник,(10) шумел густо и звучно;(11) мокрую ягоду брать стало трудно,(12) она давилась,(13) мялась,(14) к рукам налипали листья.(В.Распутин)

       1.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

2. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

      3. Выпишите цифру, обозначающую запятую  между частями сложного предложения, связанными  сочинительной связью.

 4. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.

IV. И тут на столике с телефоном обнаружил телефонную трубку,(1) забытую,(2) очевидно,(3) мастером.

Для нас,(4) детей, (5) эти дни общей тревоги,(6) напротив,(7) в Разводной прошли шумнее и веселее обычных,(8) потому что купец Баснин прислал к нам своих сыновей,(9) чтобы удалить их в безопасное место на случай пожара……,(10) но дня через два гости наши вернулись в отчий дом,(11) и у нас снова воцарился прежний порядок.

       1.Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

2.Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточнении.

4. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

5. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 Ответы:

I.1)1                  II. 1)1,2                         III. 1)1,4                    IV. 1) 8,9

2) 2,5,6                2)3,4,5,6,7,8,9                  2)2,3,5,9,10               2)2,3,6,7

3)7,8                     3)11                                 3)6                             3)4,5

4)3,4                     4)10                                 4)8,11,12,14              4)1,2

                                                                                                        5)10,11

Пунктуация . Подготовка к ОГЭ

    I. Он подошел к колодцу,(1) загремел цепью и, (2) вытащив тяжелую бадью с водой,(3) жадно приник к ней. Пить ему не хотелось,(4) но он считал, (5) что лучше этой воды нигде нет, (6) и поэтому каждый раз,(7) проходя мимо колодца, (8) пил ее с огромным наслаждением. Вода, (10) переливаясь через край бадьи, (11)плескала ему на босые ноги, (12) он поджимал их, (13) но все пил и пил, (14) изредка отрываясь и шумно дыша.        (Ю. Казаков «Тихое утро»)

1.В приведённых выше предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленных обстоятельствах.

 II. Наконец,(1) подгоняемый страшными звуками,(2) которые издавал Володя,(3) Яшка выскочил на луг, кинулся к деревне, (4)но,(5) не пробежав и десяти шагов, (6)  остановился, будто споткнувшись, (7)чувствуя, (8) что убежать никак нельзя. Поблизости не было никого ,(9) и некому было крикнуть о помощи.

 (Ю. Казаков «Тихое утро»)

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
  2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
  3. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.
  4. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.
  5. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обособленном определении.

III. Солнце наконец взошло; (1)тонко заржала в лугах лошадь,(2) и как-то необыкновенно быстро посветлело, порозовело все вокруг;(3) еще отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах, (4) а туман пришел в движение, поредел и стал неохотно открывать стога  сена, (5) темные на дымчатом фоне близкого теперь леса.     (Ю. Казаков «Тихое утро»)

  1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными бессоюзной связью.
  2. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
  3. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном определении.

IV. Снова пришли незнакомые люди,(1) и заскрипели возы,(2) и застонали под тяжелыми шагами половицы,(3) но меньше было говора и совсем не слышно было смеха. Напуганная чужими людьми,(4) смутно предчувствуя беду,(5) Кусака убежала на край сада и оттуда,(6) сквозь поредевшие кусты, (7)неотступно глядела на видимый ей уголок террасы и на сновавшие по нем фигуры в красных рубахах.

-Ты здесь,(8) моя бедная  Кусачка,(9)- сказала вышедшая Леля.

(Л. Андреев «Кусака»)

1. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

2. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обособленном определении.

3. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющих членах предложения.

4. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Ответы:

I.

  1. 5,6
  2. 4
  3. 2,3,7,8, 10,11,14

II.  1. 2,8

2.4,9

3.1

4.5,6,7,8

5.1,2

III. 1. 1,3

     2. 2,4

    3. 5

IV. 1. 1,2,3

      2. 4

     3. 6,7

    4. 8,9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по истории в 9 классе (для учащихся специальных (коррекционных) школ 8 вида)

Данный материал предназначен для учащихся 9 класса специальных (коррекционных) школ 8 вида....

Дидактический материал по русскому яз. 6 класс

Дидактический материал по русскому языку для повторения   6 класс (7вариантов)...

Дидактические материалы п математике 5-6 классы

Тесты по математике дат ученикам закрепить знания...

Дидактический материал по геометрии для 5 класса

Подбор практических задач по теме "Полощади и объемы" для 5 класса...

Дидактический материал по теме "Причастие" (7 класс)

Дидактический материал предназначен для проверки ЗУН учащихся 7 классов  по теме  "Причастие", а так же для подготовки  к ГИА и ЕГЭ....

Текст с заданиями для комплексного анализа текста 9-11 класс

Проверочная работа для проверки знаний по орфографии и пунктуации, вопросы к тексту ориентированы на проверку знаний по всем ранее изученным темам за курс 5-9 классов...

План-конспект урока по государственному (татарскому языку) на день единого текста в 5 классе. Текст "Тундра"(повторение имён существительных)

Метапредметные цели урока:- формирование читательской грамотности: работать с текстом, используя различные виды чтения (просмотровое, изучающее, рефлексивное)...