Рабочая программа по русскому языку "Секреты русской орфографии"
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Гриценко Юлия Сергеевна

Программа элективного курса по русскому языку в 7 классе "Секреты русской орфографии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ-7-klass-na-sayt.docx53.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска средняя общеобразовательная школа №6

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______/__________

подпись/расшифровка подписи

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ г.Иркутска СОШ №6

__________ М.А. Рябчевская

Приказ №____

от «____»__________20__г.

                                                                                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 факультативного курса

_Секреты русской орфографии

название курса

для учащихся  7 класса

Образовательная область: __русский язык____________________

Разработал(а):

     Гриценко Юлия Сергеевна

(фамилия, имя, отчество)

___-______________________,

(квалификационная категория)

20__г.

Программа рассмотрена на  заседании

 МО учителей  русского языка и литературы

МБОУ г. Иркутска СОШ №6

Протокол №____ от «____»____________20__г.

Руководитель МО:

________/_______________

(подпись/расшифровка подписи)

Иркутск

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программафакультативного курса «Секреты русской орфографии» для 7 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по русскому языку с учетом авторской  программы по русскому языку М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капиноса, В.В.Львова, Г.А.Богдановой «Программа по русскому языку. 5-9 классы».(Рабочие программы. Русский язык. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/ сост. Е.И.Харитонова.-М.: Дрофа,2015).

Рабочая программа ориентирована на УМК М.М. Разумовской: Русский язык. 7 класс: учебник /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.  – М.: Дрофа, 2015.

Программа факультативного курса «Секреты орфографии и пунктуации» разработана в связи сневысоким уровнем грамотности учащихся 7 классов, с недостатком времени на уроке для орфографического и пунктуационного тренинга.

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;

- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка;

- подготовка к успешной сдаче ОГЭ;

- формирование функциональной грамотности учащихся, необходимой для дальнейшей жизни.

Цель:

Обеспечение условий для успешного освоения учащимися трудных случаев пунктуации и орфографии, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

содействовать формированию навыка относительной орфографической и пунктуационной грамотности;

способствовать развитию метапредметных умений и навыков.

обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

Общая характеристика факультативного курса

Программа  факультативного курса ориентирована  на языковое развитие учащихся 7 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти итоговую государственную аттестацию.

Актуальность программы определяется  и тем, что учащиеся должны понимать, что изучение орфографии и пунктуации содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. 

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие всех видов речевой деятельности и культуры устной и письменной речи, базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения.

Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 7 класс рассматривается какэтап основного учения, имеющий  морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание  вводный курс синтаксиса и пунктуации.Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией М.М.Разумовской. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала. Так, каждый год обучения  строится на основе двухступенчатой структуры: закрепительно-углубляющий этап по материалам предыдущих лет обучения и основной этап, реализующий учебный материал в логике его развития.

Курс "Секреты русской орфографии" имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.Программой предусмотрены практические  занятия.

Место в учебном плане факультативного курса «Секреты русской орфографии»

Данная рабочая программа предусматривает изучение курса в VII классе 35ч. (1 ч. в неделю).        

  1. Результаты изучения факультативного курса «Секреты орфографии и пунктуации»

Личностные результаты

Ученик научится:

  1. - Понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
  2. - Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Ученик получит возможность научиться:

  1. - Осознавать эстетическую ценность русского языка.
  2. - Проявлять потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.
  3. - Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
  4. Метапредметныерезультаты обучения

Регулятивные

Ученик научится:

  1. - Умению контроля.
  2. - Принятию решений в проблемных ситуациях.
  3. - Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).
  4. - Осознанию критериев оценки выполнения учебных заданий.

Ученик получит возможность научиться:

  1. - Основам саморегуляции.
  2. - Осуществлению познавательной рефлексии.

Познавательные

Ученик научится:

  1. - осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
  2. - осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;
  3. - пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;
  4. - строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему;
  5. - находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
  1. - воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  2. - анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  3. - осуществлять синтез как составление целого из частей;

Ученик получит возможность научиться:

  1. - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
  2. - записывать, фиксировать информацию о русском языке с помощью инструментов ИКТ;
  3. - создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
  4. - находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
  5. - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
  6. - строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).
  7. Коммуникативные
  1. - Чтение и аудирование.

Выразительно читать текст публицистического стиля. Просматривать местную газету, ориентироваться в содержании номера по заголовкам статей, а в содержании статьи — по ключевым словам, абзацным фразам; при обнаружении интересной (нужной) информации переходить на вдумчивое, изучающее чтение, фиксировать главное содержание прочитанного в виде тезисов. Слушать информационные теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения.

  1. - Анализ текста.

Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля речи;

- Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания

- Совершенствование текста.

С учётом стиля речи совершенствовать написанное: повышать выразительность речи, используя в высказываниях разговорного, художественного и публицистического стилей выразительные языковые и речевые средства, в том числе обратный порядок слов, экспрессивный повтор, вопросно-ответную форму изложения.

  1. Предметные результаты обучения

по орфографии: характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;

знать правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; условия, от которых зависит написание;

норму, действующую при данных условиях;

алгоритм обнаружения изучаемой орфограммы;

приёмы разграничения схожих написаний.

уметь

правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;

правильно писать сложные слова,

правильно употреблять прописную букву в собственных наименованиях и в прилагательных, образованных от собственных имен;

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных,

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных,

правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

правильно писать слова с орфограммами в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных;

правильно писать не с разными частями речи;

по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах;

знать алгоритм обнаружения изучаемой пунктограммы;

 обосновывать и правильно употреблять знаки препинания при однородных членах, обращениях, причастных оборотах, деепричастных оборотах;

обосновывать и правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

        3.         Содержание факультативного курса

Раздел программы

Количество

часов

1

1

Введение

Правописание гласных и согласных корня.

3

5

2

Правописание приставок.

2

3

Правописание форм глагола.

4

4

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.

5

5

Правописание н и нн в различных частях речи.

4

6

Правописание не с разными частями речи.

4

7

Правописание служебных частей речи.

2

8

Пунктуация в простых и сложных предложениях.

7

Содержание факультативного курса

Правописание гласных и согласных корня.Правописание безударных гласных, проверяемых ударной позицией, в корне слова, окончании, приставке, суффиксе. Правописание чередующихся гласных в корне слова.Правописание согласных, проверяемых сильной позицией, в корне слова. Правописание непроизносимых  согласных корня, удвоенных согласных.О, е, ё после шипящих и ц в корне, суффиксе, окончании существительных, прилагательных, глаголов, причастий.

Правописание приставок.Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с. Приставки пре-/при-.

Правописание н и нн в различных частях речи. Употребление н и нн в полных формах отыменных и  отглагольных прилагательных, причастий, в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях,  в именах существительных.Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов.Слитные и дефисные написания сложных имён существительных.Слитные и дефисные написания имён прилагательных.Слитные и раздельные написания имён числительных.Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.Дефисное написание наречий.

Правописание форм глагола.Правописание личных окончаний глагола.Употребление мягкого знака в глагольных формах.Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), -ом- (-ем-), -им-.Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-.

Правописание не с разными частями речи.Слитное написание не со словами, не употребляющимися без не.Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.Написание не с именами существительными, прилагательными.Написание не с причастиями.Написание не с наречием.

Правописание служебных частей речи.Правописание предлогов.Правописание союзов.

Пунктуация в простых и сложных предложениях.Пунктуация в предложениях с обращениями.Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами.Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием  и деепричастным оборотом.Пунктуация в сложных предложениях.

4. Тематическое планирование факультативного курса «Секреты орфографии и пунктуации». 7 класс

Тема урока, раздела

Кол-во часов

Дата

Планируемые результаты

Характеристика деятельности обучающихся

Тип занятия

Виды и формы контроля

личностные

метапредметные

предметные

коммуникативные познавательные, регулятивные

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

I

Введение

3 ч.

1

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

К. Создавать устные и письменные высказывания

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

Р. Принятие решений в проблемных ситуациях

Отражение в письменной форме результатов своей

деятельности

практикум

2

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы

К. Создавать устные и письменные высказывания

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

Р. Принятие решений в проблемных ситуациях

Знать основные принципы орфографии

Отражение в письменной форме результатов своей

деятельности

практикум

3

Тайна фонемы.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу)

К. Создавать устные и письменные высказывания

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

Р. Принятие решений в проблемных ситуациях

Знать: понятие фонемы.

Отражение в письменной форме результатов своей

деятельности

практикум

II

Правописание гласных и согласных корня.

5 ч.

4

(1)

Ударение под гласной может сделать букву ясной.

Понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

К.Создавать устные и письменные высказывания

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

Р. Принятие решений в проблемных ситуациях

Знать: основные типы

орфограмм корня, изученные в 5-6

классах; порядок действий при решении

орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой

выбор

Отражение в письменной форме результатов своей

деятельности

Учащиеся  опознают проверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе на слух и зрительно,  определяют

правильное написание путём подбора однокоренных слов.

практикум

Объяснительный

диктант

5

(2)

Коварные словарные слова.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

К. Создавать устные и письменные высказывания

П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему

Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Знать: основные типы

орфограмм корня, изученные в 5 -6

классах; порядок действий при решении

орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой

выбор

демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи

Правильно пишут

слова с чередующимися гласными, указывают условия выбора гласной в корнях с чередованием.

практикум

Распределительный диктант

6

(3)

Орфографический словарь – наш главный помощник.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы

К. Создавать устные и письменные высказывания

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

Р. Принятие решений в проблемных ситуациях

Знать: основные типы

орфограмм корня, изученные в 5 -6

классах; порядок действий при решении

орфографических задач.

Уметь: обосновывать свой

выбор

демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи

Определяют написание согласных и безошибочно пишут их.

практикум

Выборочный диктант

7

(4)

Проверь себя. Тест

Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

К. Создавать устные и письменные высказывания

П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему

Р. Принятие решений в проблемных ситуациях

Знать: правило выбора буквы

после шипящей и ц, ударение.  

Уметь: грамотно писать о-ё

после шипящих и ц

демонстрировать роль орфографии  в передаче смысловой стороны речи

Объясняют выбор буквы о-ё после шипящих в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются

практикум

тест

8

(5)

Опасные согласные.

II

Правописание приставок

2ч.

8

(1)

Приставки с традиционным написанием, приставки, оканчивающиеся на з и с.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

К. Создавать устные и письменные высказывания

П.осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся

Знать: правило о написании  

приставок и предлогов, гласных

в приставках.

Уметь: различать приставку и

предлог

демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи

Безошибочно определяют три группы приставок в зависимости от их правописания.

практикум

Самодиктант

9

(2)

Приставки пре-/при-.

Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».

К.владение разными видами чтения

П. осуществлять синтез как составление целого из частей

Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Знать: правило о написании  

приставок и предлогов, гласных

в приставках.

Уметь: различать приставку и

предлог

демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи

Указывают семантическую основу выбора написания приставок при- и пре-.

практикум

Распределительный диктант

III

Правописание форм глагола 

4 ч.

10

(1)

Правописание личных окончаний глагола. Тест

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу)

К.способность извлекать информацию из различных источников

П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему

Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Знать: основные типы

орфограмм суффиксов и окончаний; порядок

действий при решении

орфографических задач. Уметь:

обосновывать свой выбор

демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи

Правильно пишут гласную в безударных личных окончаниях глагола.

практикум

Объяснительный диктант

11

(2)

Правописание суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-), гласной перед ударным суффиксом -ва-.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

К. способность извлекать информацию из различных источников

П. осуществлять синтез как составление целого из частей

Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Знать: основные типы

орфограмм суффиксов; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь:

обосновывать свой выбор

демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи

Применяют способы действия по  написанию суффиксов глагола

практикум

Работа по карточке

12

(3)

Правописание суффиксов причастий -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ющ-), 
-ом- (-ем-), -им-
.

Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».

К. владение разными видами чтения

П. воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей

Р. Умение контроля

Знать: основные типы

орфограмм суффиксов; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь:

обосновывать свой выбор

демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи

Указывают суффиксы причастий и условия их употребления.

практикум

Самодиктант

13

(4)

Правописание гласных перед суффиксами страдательных причастий -вш-, -нн-. Тест

Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала

К.способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

П.осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

Р. Принятие решений в проблемных ситуациях

Знать: основные типы

орфограмм суффиксов; порядок действий при решении орфографических задач. Уметь:

обосновывать свой выбор

демонстрировать роль орфографии в передаче смысловой стороны речи

Применяют правила написания гласной перед суффиксом страдательного причастия прошедшего времени на практике, приводят примеры.

практикум

Тематическая тестовая работа

IV.

Слитные, раздельные и дефисные написания сложных слов 

5 ч.

14

(1)

Слитные и дефисные написания сложных имён существительных и прилагательных

Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».

К. владение разными видами чтения

П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему

Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся

Знать: основные типы

орфограмм слитно-дефисно-раздельного написания

разных частей речи; порядок

действий при решении

орфографических задач.  

Уметь: обосновывать свой выбор

Роль лексического и

грамматического разбора

при написании слов

различной структуры и

значения

Называют условия выбора слитного или дефисного написания сложных существительных, применяют правила при написании.

 Указывают словообразовательную основу сложных прилагательных, применяют правила употребления дефиса в сложных прилагательных на практике, приводят примеры, грамотно употребляют дефис на письме.

практикум

Работа по карточке.

15

(2)

Слитные и раздельные написания имён числительных.

Формирование ориентировки на нравственно-этическое содержание поступков и событий

К. способность извлекать информацию из различных источников

П.осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

Р. Принятие решений в проблемных ситуациях

Знать: основные типы

орфограмм слитно-дефисно-раздельного написания

разных частей речи; порядок

действий при решении

орфографических задач.  

Уметь: обосновывать свой выбор

Роль лексического и

грамматического разбора

при написании слов

различной структуры и

значения

Объясняют выбор слитного и раздельного написания числительных, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются.

практикум

Трансформационный диктант

16

(3)

Слитные, раздельные и дефисные написания неопределённых и отрицательных местоимений.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся

Знать: основные типы

орфограмм слитно-дефисно-раздельного написания

разных частей речи; порядок

действий при решении

орфографических задач.  

Уметь: обосновывать свой выбор

Роль лексического и

грамматического разбора

при написании слов

различной структуры и

значения

Применяют  правило связанное со слитным, раздельным и дефисным написанием неопределённых и отрицательных местоимений на письме, объясняют в тексте и самостоятельно подбирают  примеры  на данную орфограмму

практикум

Распределительный диктант

17

(4)

Слитные и раздельное написание наречий, образованных от имен существительных.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу)

К. владение разными видами чтения

П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему

Знать: основные типы

орфограмм слитно-дефисно-раздельного написания

разных частей речи; порядок

действий при решении

орфографических задач.  

Уметь: обосновывать свой выбор

Роль лексического и

грамматического разбора

при написании слов

различной структуры и

значения

Объясняют выбор слитного и раздельного написания наречий, применяют способ определения слитного или раздельного написания слов, свободно им пользуются.

практикум

Выборочный диктант

18

(5)

Дефисное написание наречий. Тест

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы

К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

П. воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей

Знать: основные типы

орфограмм слитно-дефисно-раздельного написания

разных частей речи; порядок

действий при решении

орфографических задач.  

Уметь: обосновывать свой выбор

Роль лексического и

грамматического разбора

при написании слов

различной структуры и

значения

Применяют правило дефисного написания наречий, приводят примеры.

практикум

Тематический тест

V.

Правописание Н и НН в различных частях речи

4ч.

 

19

(1)

Употребление н и нн в полных формах отыменных имён прилагательных.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

П. осуществлять синтез как составление целого из частей

Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся

Знать: правило написания нн-,  н- в разных частях речи.

Уметь: применять это правило на письме

Принцип единого    написания морфем

при проверке орфограммы    

Безошибочно  определяют условия  выбора одной и двух нв суффиксах полных отыменных прилагательных

практикум

Выборочный  диктант

20

(2)

Употребление н и нн в полных формах причастий и отглагольных прилагательных.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы

К. владение разными видами чтения

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

Знать: правило написания нн-,  н- в разных частях речи.

Уметь: применять это правило на письме

Принцип единого    написания морфем

при проверке орфограммы    

Правильно пишут

слова с

н и нн, указывают условия выбора одной и двух букв «н».

практикум

Объяснительный диктант

21

(3)

Употребление н и нн в кратких формах имён прилагательных, причастий и наречиях.

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

К. владение разными видами чтения

П.воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей

Р. Умение контроля

Знать: правило написания нн-,  н- в разных частях речи.

Уметь: применять это правило на письме

Принцип единого    написания морфем

при проверке орфограммы    

Определяют условия выбора одной и двух нв суффиксах в кратких формах имён прилагательных и причастий, наречиях, отличают омонимичные формы.

практикум

Работа по карточке

22

(4)

Употребление н и нн  в именах сущесительных. Тест

Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

К. способность извлекать информацию из различных источников

П. осуществлять синтез как составление целого из частей

Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Знать: правило написания нн-,  н- в разных частях речи.

Уметь: применять это правило на письме

Принцип единого    написания морфем

при проверке орфограммы    

Указывают условия выбора одной и двух нв суффиксах имен существительных.

практикум

Самостоятельная проверочная работа

VI.

Правописание не  с разными частями речи

4ч.

23

(1)

Всегда раздельное написание не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими причастиями.

Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».

К. владение разными видами чтения

П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему

Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Знать: основные типы

орфограмм - правописания не с разными частями речи; порядок действий при решении орфографических задач.  

Уметь: обосновывать свой

выбор

Роль лексического и

грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения

Определяют условия всегда раздельного написания не со словами определённых частей речи: глаголами, деепричастиями, краткими  причастиями.

практикум

Распределительный диктант

24

(2)

Написание не с именами существительными, прилагательными.

Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

К. способность извлекать информацию из различных источников

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

Знать: основные типы

орфограмм - правописания не с разными частями речи; порядок действий при решении орфографических задач.  

Уметь: обосновывать свой

выбор

Роль лексического и

грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения

Указывают условия выбора слитного или раздельного  написания не с именами существительными, прилагательными, применяют данные правила при написании.

практикум

Выборочный диктант

25

(3)

Написание не с причастиями.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы

К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

П. строить сообщения в устной и письменной форме на лингвистическую тему

Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся

Знать: основные типы

орфограмм - правописания не с разными частями речи; порядок действий при решении орфографических задач.  

Уметь: обосновывать свой

выбор

Роль лексического и

грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения

Применяют правила написания не с причастиями на практике,

приводят собственные примеры, грамотно употребляют причастия с не  на письме.

практикум

Самодиктант

26 (4)

Не с наречиями. Тест

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

П. осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

Знать: основные типы

орфограмм - правописания не с разными частями речи; порядок действий при решении орфографических задач.  

Уметь: обосновывать свой

выбор

Роль лексического и

грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения

Указывают условия выбора слитного или раздельного  написания не с наречиями, применяют данное правило при написании.

практикум

Тематический тест

VII.

Правописание служебных частей речи

2ч.

27

(1)

Правописание предлогов.

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

К. способность извлекать информацию из различных источников

П.осуществлять синтез как составление целого из частей

Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

Знать: условия слитного и

раздельного написания

производных предлогов.  

Уметь: применять правила слитного и раздельного

написания предлогов; различать

предлоги и синонимичные

части речи; подбирать предлоги-синонимы

Нормы употребления

предлогов

Определяют написание производных и непроизводных предлогов  и безошибочно пишут их.

практикум

Тестовая работа

28

(2)

Правописание союзов. Тест

Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

Р.Формирование умения планировать свою деятельность, составление хронокарты самостоятельной работы учащихся

Знать: нормы употребления союзов в письменной и устной речи.  

Уметь: соблюдать эти нормы; конструировать различные виды

сложных предложений;

отличать союзы от наречий и местоимений с частицей

Конструирование

предложения с при-

менением изученных

пунктуационных правил

Опознают союзы и безошибочно пишут их.

практикум

Тестовая работа

VIII.

Пунктуация в простых и сложных предложениях

7ч.

29

(1)

Пунктуация в предложениях с обращениями.

Формирование рефлексивности (осознанности и обоснованности) самооценки в учебной деятельности, личностного действия, самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик».

К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

П.воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей

Р. Умение контроля

правильно ставить знаки препинания при обращении

анализировать синонимические средства синтаксиса

Опознают обращения в художественном тексте, применяют правила постановки  знаков препинания при обращениях на практике.

практикум

Выборочный  диктант

30

(2)

Пунктуация в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире в предложениях с обобщающими словами и однородными членами. Тест

Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

К. участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

правильно ставить знаки препинания , соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, союзами и, а, но, а также при бессоюзной связи

анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи

Указывают трудные  случаи постановки знаков препинания при однородных членах, применяют правила постановки знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах на письме.

практикум

Объяснительный диктант

31

(3)

Пунктуация в предложениях с причастным оборотом.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности (анализу)

К. участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

Знать условия постановки знаков препинания при  причастном обороте,

правильно ставить знаки препинания и находить их в тексте

анализировать синонимические средства синтаксиса

Применяют  пунктуационное правило постановки знаков препинания при причастном обороте на практике.

практикум

Тестовая работа

32

(4)

Пунктуация в предложениях с одиночным деепричастием  и деепричастным оборотом. Тест

Формирование и оценивание уровня сформированности личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

К.участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

П. осуществлять синтез как составление целого из частей

правильно ставить знаки препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте и находить их в тексте

анализировать синонимические средства синтаксиса

Применяют  пунктуационное правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте, распознают одиночные деепричастия и наречия

практикум

Работа по карточке

33

(5)

Пунктуация в сложных предложениях. Тест

Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

К. способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста

П.осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

Р. Осознание критериев оценки выполнения учебных заданий.

правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения

демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи

Применяют  пунктуационное правило правила постановки  знаков препинания между частями сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного).

практикум

Самостоятельная проверочная работа

34

(6)

Итоговая тестовая работа.

Формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы

П. пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе

Знать: основные нормы

русского литературного языка.

Уметь: применять изученные

орфограммы, соблюдая

основные правила орфографии

Умение классифицировать

ошибки, правильно

объяснять графически

орфограмму

Выполняют тестовые задания, применяя  изученные правила решения орфографических и пунктуационных задач.

УКЗУ

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.Русский язык. 7 класс. 52 диагностических варианта/ Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух. - М.: Издательство «Национальное образование», 2013.

2.Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 7 класс/ Под редакцией И.П.Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2015

Интернет- ресурсы

http://www.ruscorpora.ru – Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме.

http://etymolog.ruslang.ru/ Этимология и история русского языка.

www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы.

http://philology.ru/default.htm – Русский филологический портал.

http://russkiyjazik.ru – Энциклопедия «Языкознание»

http://philology.ruslibrary.ru – Электронная библиотека специальной филологической литературы

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook107/01/index.html?part-005.htm/ – Валгина, Н.С. Современный русский язык: электронный учебник

http://www.gumfak.ru/russian.shtml/ – Учебные материалы по русскому языку.

Издательский дом «Первое сентября»: 

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка.

Методические материалы: 

www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе.

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу.

www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет - портале «ProШколу.RU»

http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации.

http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе.

www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/ – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы.

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы.

http://infoteka.intergu.ru/index.asp?main=res&id_subject=23#./ – Инфотека методических материалов по русскому языку: сайт интернет-государства учителей ИнтерГУ.ру

http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы

http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/ – Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/ - Сообщество учителей-словесников.

ЕГЭ: 

http://ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ.

www.ege.ru – Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме.

www.rustest.ru – ФГУ «Федеральный центр тестирования»

Материально-техническое обеспечение.

1.Ноутбук, проектор, подставка для ноутбука и проектора, экран.

2.Комплект таблиц по русскому языку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса

Программа  базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся", 9 класс

Рабочая  программа  по  элективному  курсу  «Роль орфографии и пунктуации в письменной речи учащихся»  для  9    класса  составлена  н...

Рабочая программа предметного курса по русскому языку «Секреты орфографии»,8 класс

Базовый курс «Русского языка» в 8 классе дополнен в учебном плане школы вариативным  предметным курсом «Секреты орфографии», цель которого – расширить возможности личностного развития учащихся в ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русское правописание: орфография, пунктуация", 10 - 11 классы.

Владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать см...