Виды сложных предложений
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Спайкова Ирина Натановна

Урок русского языка в 9 классе по теме "Виды сложных предложений" построен  с использованием   обучающей  настольной игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока русского языка в 9 классе: «Виды сложных предложений»

Тип урока: повторение и обобщение знаний, умений и навыков, подготовка к ОГЭ.

Цель урока:  выявление умения учащихся применять полученные знания  по разграничению видов сложных предложений, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

Задачи:

образовательные:

 Повторение и углубление   знаний обучающихся по пунктуации, синтаксису;  обучение умению самостоятельно создавать собственное высказывание, выстраивать алгоритм решения тестовых заданий;

развивающие:

развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения анализировать исходное задание, выделять главное, обобщать и делать выводы; отбирать материал для решения заданий, выражать личностно - эмоциональное отношение к поставленной задаче;

воспитательные:

формирование  нравственных качеств учащихся; формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения, общаться в группе.

Методы обучения: проблемно - поисковый, сравнительный анализ информации.

Технология: технология критического мышления, проблемно - поискового и дифференцированного подхода к обучению.

Организационные формы: фронтальная работа, индивидуальная, работа в  группе с использованием настольных обучающих игр.

Ход урока

Методический комментарий

Учащиеся делятся на 3 группы, присутствующие на уроке учителя  также получают задания групп для  активизации  работы на уроке.

Урок строится как настольная обучающая игра  с различными заданиями на разрезных карточках. Основа  работы -  комплексный анализ текста.

Результативность каждого учащегося на уроке  отмечается в зачетном листе.

ЗАЧЁТНЫЙ ЛИСТ

Фамилия, имя учащегося

Итого

1

2

3

 По окончании урока   присутствующие на уроке учителя отмечают работу наиболее активных учащихся смайликами, за которые ученики получают дополнительные оценки.

1. Организационный момент. Мотивационный этап. Целеполагание.

Владимир Солоухин писал: «У альпинистов есть золотое правило: нельзя терять высоту. Крив, сложен, извилист путь к намеченной вершине. Иногда приходится идти как бы от вершины в противоположную сторону, петлять, двигаться, не видя самой вершины за другими скалами. Все можно. Нельзя только одно – терять высоту.  Каждый шаг должен приподнимать тебя над предыдущим, и тогда, если даже ты идёшь как бы  и не к вершине, всё равно ты становишься выше, то есть ближе к цели. Итак, нельзя терять высоту!»

2. Обобщение и систематизация знаний

РАБОТА С  ТЕКСТОМ ( на разрезных карточках – без нумерации и знаков препинания) – 7 комплектов  карточек настольной обучающей игры

I. Постройте текст, определив верную последовательность предложений.  

II. ( После проверки правильности выполнения задания) Пронумеруйте  предложения.

  1. Осень  стояла  холодная,  голая земля промёрзла и была тверда, как камень. (Б/С)
  2. Но вот к вечеру закружились в воздухе крупные мохнатые снежинки (ПР)
  3. Постепенно их становилось всё больше, и, наконец,  снег повалил хлопьями, затягивая окрестность мутной дрожащей пеленой. (С/С)
  4. Накрывшее всё  снежное покрывало превратило  пеньки, кусты и скамейки в сказочных  незнакомцев. (ПР)
  5. Деревья, ещё не утратившие свои жёлтые одежды, получили новый пушистый наряд, их ветви под тяжестью переливающихся белых  мехов наклонились к земле. (Б/С)
  6. В мире воцарилась особенная тишина, иногда нарушаемая мягким шорохом проезжающих по заснеженной дороге машин. (ПР)
  7. На следующий день наступила настоящая зима, которая сковала льдом реки и укрыла землю белоснежным ковром. (С/П)

III. Определите тему текста.

IV. Как бы вы озаглавили текст?  

V. Определите тип речи текста. (Повествование с элементами описания).

РАБОТА С ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ

В некотором царстве в тридевятом государстве жили-были в своих дворцах Простые предложения. Жили они по соседству, но никогда не ходили друг к другу в гости. Со временем им стало очень скучно и тоскливо. И решили они подружиться между собой. Сказано – сделано. Построили они большой дом. Объединились и стали жить вместе. Было две семьи, а стала одна. Теперь стали они называться не Простым, а Сложным предложением. Все были рады этому объединению.

Но вот беда: слова в предложениях стали путаться между собой, и было непонятно, из какого предложения то или иное слово. Что делать???

Главные члены предложений посовещались и решили, что между частями сложного предложения нужно поставить преграду, стену, чтобы слова не смешивались. И в качестве этой преграды решили поставить Запятую. Вот с тех самых пор Сложное предложение состоит из нескольких простых, но между ними всегда стоит запятая.

?  О каких предложениях мы  будем говорить сегодня на  уроке ?  ( Сложных) – по ходу урока  учитель с учениками на доске строит кластер  видов сложных предложений и заполняют  лингвистический пазл.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПАЗЛ

1. ……………………………-это такое предложение, в котором  одна часть подчиняется другой, т.е.  придаточная часть подчиняется главной и части связаны между собой союзами или союзными словами.

2. …………………………..- это сложное предложение  без союзов и союзных слов, части  которого связаны только интонацией.

3. …………………………….- это предложение, состоящее из двух и более основ, в котором части соединяются  с помощью союзов и интонационно.

4. ……………………………- это такое предложение, в котором  части равноправны и связаны между собой интонацией и сочинительными союзами.

СХЕМА КЛАСТЕРА

Сложное предложение

Союзное

Бессоюзное

Сложносочинённое

Сложноподчинённое

ВОЗВРАЩАЕМСЯ К РАБОТЕ С ТЕКСТОМ

Учащиеся групп  распределяются  при помощи жеребьёвки на «СОЧИНИТЕЛЕЙ»,  «ПОДЧИНИТЕЛЕЙ», «БЕССОЮЗНИКОВ».

Задание: среди предложений текста найти соответствующие предложения, выделить в них главные члены, разделить предложения на части, указать средство связи частей сложного предложения.

Учительская группа находит в тексте простые предложения.

После проверки правильности выполнения задания продолжается заполнение  кластера и  «лингвистического пазла»  ( в качестве контроля )

Следующие задания выполняются при помощи текстовыделителей.

1. Учащимся необходимо найти  ОСЛОЖНЯЮЩИЕ предложения  КОНСТРУКЦИИ:

1 группа- однородные члены предложения ( 1,4,7)

2 группа- обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (3)

3  группа – обособленными и необособленными определениями, выраженные причастными оборотами (4,5,6)

Учительская группа – вводное слово (3)

2. Учащимся необходимо найти  предложения с ОБРАЗНЫМИ СРЕДСТВАМИ:

1 группа – эпитет

2 группа – метафора

3 группа – олицетворение

Учительская группа – сравнение.

3. Контроль  усвоения знаний

1. ПО  КАРТИНЕ «ПЕРВЫЙ СНЕГ» СОСТАВЬТЕ   СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ ВИД.

2. ВЫПОЛНИТЕ  ЗАДАНИЕ  В ФОРМАТЕ ОГЭ

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

(3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

 

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

 

1) Полна тайн (предложение 1)

2) Свет проникает освещает (предложение 2)

3) Дремлет (предложение 3)

4) Шорохи луч не беспокоят (предложение 4)

5) Медведь объелся (предложение 5)

Ответ: 24.

4. Подведение итогов урока

В КОНЦЕ УРОКА ПРИСУТСТВУЮЩИЕ УЧИТЕЛЯ РАЗДАЮТ СМАЙЛИКИ ПОНРАВИВШИМСЯ УЧЕНИКАМ.

Учащиеся групп заполняют и сдают зачётные листы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Роль национальных видов спорта. 2.Элективные курсы "Национальные виды спорта " 3.Урок по физкультуре.

Элективные курсы «Национальные прыжки» для 9-11 классов. Предметный элективный курс для учащихся 8-10кл.. Пояснительная записка.    Национальные прыжки являются одной из наиболее эффектив...

Виды и формы внеклассной работы по татарскому языку в коррекционной школе VIII вида.

В отличие от уроков внеклассная работа по татарскому языку характеризуется многообразием форм и видов.По способу подачи языково...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Открытый урок на тему: "Иллюзии зрения. или Всегда ли мы видим то, что мы видим"

Презентация может использоваться в качестве иллюстративного материала для программы дополнительного образования "Архитектура и дизайн"...

Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза.

Соединение части вида и части разреза. Соединение половины вида и половины разреза....

Геометрические иллюзии, или всегда ли мы видим то, что видим

Омский Научный центр Сибирского отделения Российской академии наукРегиональная общественная организация «Омский совет ректоров»Омское региональное отделение Всероссийской общественной организации«Русс...