Рабочая программа индивидуально - групповых занятий
календарно-тематическое планирование по русскому языку (9 класс)

Бунькова Евгения Александровна

«Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку»

9 класс                                                                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igz_is_9_kl.docx39.72 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌ Ханты-Мансийский автономный округ, Советский район

Управление образования Советского района‌

МБОУ "СОШ п. Малиновский"

РАССМОТРЕНО

методист

________________________

Холманских Т.Д.

Протокол МС № 1

от «30» августа 2023 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

________________________

Казанцева Н.В.

 «31» августа 2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

директор школы

________________________

Куклина И.В.

Приказ № 342

 от «01» сентября  2023 г.

Рабочая программа индивидуально-групповых занятий

 «Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку»

9 класс                                                                                                                        

                                       

пгт.. Малиновский 2023г.

Пояснительная записка

Рабочая программа основного общего образования индивидуально-групповых занятий по предмету «Русский язык» составлена в соответствии с ФГОС и основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ п. Малиновский»,  призвана повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить обучающихся к итоговому собеседованию.  Программа курса (34 часа) рассчитана на обучающихся 9 класса и представляет систему поэтапной работы над устным собеседованием, которое будет допуском к основному государственному экзамену. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области устной речи.

Подготовка к итоговому собеседованию, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Это задание открытого типа с развернутым ответом, проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе предложенной темы. Данный курс позволяет работать над развитием умения воспринимать и понимать тему, умения выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Обучающимся предлагается система работы, назначение которой помочь научиться осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой задачей для выражения коммуникативного намерения, своих чувств, мыслей, овладеть умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. На занятиях предусматривается как индивидуальная, так и групповая, парная деятельность учащихся.

Цель курса: помочь успешно справиться обучающихся 9 классов с итоговым собеседованием в целях допуска к ОГЭ выпускников; активизировать внимание обучающихся к собственной устной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами. Курс даёт возможность обучающимся познакомиться с закономерностями общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Задачи курса: формирование у обучающихся научно-лингвистического мировоззрения, развитие языкового эстетического идеала; овладение нормами русского литературного языка.

В процессе обучения, обучающиеся отрабатывают следующие умения:

1) опознавать языковые единицы;

2) группировать языковые явления по определенным признакам, давать анализ и характеристику изученных языковых единиц;

3) правильно произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами; правильно образовывать формы слов; грамотно строить предложения разных структур;

4) находить в слове орфограммы, а в предложениях смысловые отрезки, требующие выделения знаками препинания;

5) сформировать умение воспринимать и понимать художественный текст, развить умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

6) создавать тексты разных жанров.

 Курс позволяет осуществить практическую деятельность школьников. Ученику предлагаются тексты для анализа, тренировочные упражнения, с помощью которых он может подготовиться к итоговому собеседованию и объективно замерить уровень своей подготовки. Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки в разделе «Говорение».

Виды деятельности: чтение, пересказ, говорение: монологическое высказывание и участие в диалоге.

           Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, все виды упражнений подчинены комплексной задаче - развитию речи обучающихся, усвоению практической грамотности - и составляют единую методическую систему. Задания помогают формировать:

- литературоведческую компетенцию, то есть умение проводить элементарный анализ языковых явлений художественного произведения, его своеобразия, особенностей;

- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать художественные особенности произведений  и создавать собственные высказывания на предложенные темы.

Выполнение обучающимися совокупности представленных в программе заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого к концу обучения в основной школе, государственным требованиям к уровню подготовки по русскому языку (устная речь).

           Курс состоит из тематических блоков, в каждый из которых входят разделы на усвоение грамматики, лексики, и развитие таких видов речевой деятельности, как чтение, говорение. В основе программы лежат следующие методические принципы:


• Интеграция основных умений и навыков.
• Последовательное развитие основных умений и навыков.
• Коммуникативная направленность заданий.
• Применение полученных умений и навыков на практике в ходе выполнения экзаменационных заданий.

1. Чтение текста вслух

Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста.

Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.

2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания

Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста ссоблюдением фактологической точности.

Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.

3. Монологическое высказывание.

Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.

Сроки реализации программы: Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю)

Предметные результаты включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета специфические для данной предметной области умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных ситуациях.

Ожидается, что выпускники основной школы должны продемонстрировать результаты освоения русского языка в коммуникативной сфере (говорении, чтении); в социокультурной сфере; в познавательной сфере (учебно-познавательная компетенция) - универсальные учебные действия (УУД) и специальные учебные умения (СУУ); в ценностно-ориентационной сфере; в эстетической сфере; в трудовой и физической сферах.

Мультимедийные уроки.

В настоящее время информационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей русского языка и литературы диктуется особенностями данных предметов, а именно потребностью в демонстрации иллюстраций к произведениям, решение тестов, воспроизведение текстов и т.д. Мультимедийные занятия по подготовке к ЕГЭ по русскому языку на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, докладов учащихся позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, текст, графика, анимация, слайды, музыка), стимулируют внимание.

Практика использования ИКТ при подготовке к итоговому собеседованию позволяет сделать следующий вывод - использование ИКТ имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

  1. Современность и актуальность учебного материала.
  2. Эстетичность и наглядность.
  3. Возможность распечатки материала для последующей индивидуальной работы.
  4. Возможность блочного обозрения темы, опережения знаний.
  5. Обучение через игровую или практическую деятельность.
  6. Повышение интереса учащихся к учёбе.
  7. Более чёткая организация деятельности учителя, облегчение его труда.

В целом, использование ИКТ при подготовке к ЕГЭ по русскому языку способствует повышению качества знаний и умений учащихся по предмету.

Интернет-ресурсы.

Сегодня актуальность темы использования Интернет-технологий ни у кого не вызывает сомнений.  Благодаря Интернету резко расширилось информационное пространство для школьников и педагогов.  Именно поэтому все чаще используются в повседневной практике  онлайн-консультации и Интернет-ресурсы, которые способствуют эффективной подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку.

Интернет-ресурсы – отличная возможность саморазвития, бесплатного и комфортного восполнения пробелов по предмету.

Календарно-тематическое планирование

 п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности обучающихся

Форма занятий

Дата   проведения

Итоговое собеседование. Знакомство с критериями.

1

Коллективная

  лекция

Структура, особенности ИС. Выразительное чтение. Алгоритм подготовки к выразительному чтению.

1

Коллективная

  беседа

Признаки выразительного чтения. Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Интонационная функция знаков препинания. Ошибки в прочтении текста: орфоэпические, грамматические.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (прич. и деепр. обороты, однородные чл.предл., обособленные чл.пред.).

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Чтение текстов с различными стилевыми особенностями и синтаксической осложненностью (обращение, вводные слова, уточнение и проч.).

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Тренировка в устном изложении содержания текста, интонационно правильном соответствии произнесения текста его пунктуационному оформлению.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Работа с орфоэпическими словарями.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Развитие монологической речи через умение свободно воспроизводить содержание произведения  или лингвистического текста.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Пересказ текста. Повторение таких понятий, как: микротема, абзац, основная мысль текста.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Передача чужой речи. Способы цитирования.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Схемы построения монолога.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Монологическое высказывание.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Развитие монологической речи через анализ эпизода (сцены) изученного произведения, объяснение  его связи с проблематикой произведения и теорией языка.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Развитие монологической речи через написание рецензии на прочитанные произведения.

1

Индивидуальная

практикум

Развитие монологической речи путем сравнительного анализа; выделение авторской и  собственной позиции.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Развитие монологической речи через аргументированное формулирование своего отношения к прочитанному произведению или лингвистическому тексту.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Развитие монологической речи через сочинения разных жанров на литературные темы.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися (например, при работе над правилами)

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности,

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Создание монологического текста-описания по фотографии.

1

Коллективная, индивидуальная

практикум

Подготовка монологического текста-описания по фотографии.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Выступление с монологическим текстом-описанием по фотографии.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Повествование как функционально-смысловой тип речи. Последовательность изложения при составлении текста.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Создание повествования на основе жизненного опыта

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Подготовка текста-повествования на основе своего жизненного опыта.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Выступление с текстом-повествованием на основе своего жизненного опыта.

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Создание рассуждения по одной из сформулированных проблем

1

Коллективная,

индивидуальная

практикум

Выступление - рассуждение на одну из тем.

1

Индивидуально-групповая

практикум

Диалог. Построение полных предложений.

Индивидуально-групповая

практикум

Ведение диалога по  поставленным вопросам   с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка.

1

Индивидуально-групповая

практикум

Изложение и аргументация своего  мнения, использование  необходимого  словарного запаса, правильное употребление  формулы речевого этикета.

1

Индивидуально-групповая

практикум

Разыгрывание диалогических сценок, работа в группах по обсуждению коммуникативных задач.

1

Индивидуально-групповая

практикум

Подготовка и проведение ДЕМО-версии устного собеседования.

1

Индивидуально-групповая

практикум

План подготовки

Направление работы

Мероприятия, занятия

Анализ результатов  экзамена за предыдущий год

Сентябрь

Работа с текстом: выразительное чтение текстов различной сложности и направленности.

Сентябрь (далее в течение года)

Тренировка в устном изложении содержания текста. Работа с орфоэпическими словарями. Развитие монологической речи.

1-2 раза в неделю в течение года

Работа с орфоэпическими словарями.

Орфоэпические пятиминутки.

В течение года: -еженедельно, ежедневно (дома)

Создание монологического текста-описания, повествования, рассуждения.

В течение года

Вопросно-ответная форма выстраивания общения между учащимися

В течение года

Решение демонстрационного варианта КИМ 2018

Март-апрель

Пробный экзамен

Март

Анализ пробного экзамена

Апрель

Используемая литература

Для учителя

Для обучающихся

Власенков, А. И., Рыбченкова, Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М., 2020

ОГЭ 2023 Русский язык. Типовые тестовые задания.  Васильевых И.П., Гостева Ю.Н.

Полезные сервисы и онлайн- тесты  .

  1. http://www.egesha.ru/
    Самый большой выбор текстов на сегодняшний день. Прохождение доступно без регистрации.
  2. http://ege.yandex.ru/
  3. Материалы сайта ФИПИ. http://www.fipi.ru/
  4. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. -  М.: Просвещение, 2022

Смирнова, Л. Г. Культура русской речи. – М., 2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа групповых занятий по математике 6 класс

Титульный лист, пояснительная записка, планирование, литература....

Рабочая программа группового занятия по информатике 6 класс. «Юный информатик»

Наше время можно назвать временем информатизации общества. Одним из важнейших аспектов деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого совр...

Рабочая программа групповых занятий по математике 5 класс

Рабочая программа  групповых занятий  по математике 5 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....

Рабочая программа групповых занятий по математике

Рабочая программа  групповых занятий  по математике 6 класс. Авторы: Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбург....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА групповых занятий «Информатика и ИКТ» для обучающихся 5-7 классов

Рабочая программа групповых занятий «Информатика и ИКТ»   для  обучающихся  5-7  классов, включает в себя пояснительную записку, учебно  – тематический план, содержание програ...

Алгебраические выражения и их преобразование Рабочая программа групповых занятий по математике для 7 класса

Специфика курса «Алгебраические выражения и их преобразование» заключается в том, что он открывает широкие возможности для выработки у учащихся важных трудовых умений, способствует развитию воли, сооб...

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 11 классе

Рабочая программа групповых занятий по русскому языку для 11 класса составлена с учетом требований современной методологии для подготовки обучающихся к итоговой аттестации...