"Род имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Открытый урок русского языка 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_rod_imen_sushchestvitelnyh.docx23.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Род имён существительных.

Тип урока: Урок совершенствования и углубления знаний.

Цель: расширить представления учащихся о грамматической категории рода - постоянном морфологическом признаке имени существительного (познакомить с существительными общего рода); совершенствовать умение определять род имён существительных и отработать навык согласования с существительным в роде других частей речи; развивать познавательный интерес средствами учебного предмета.

Задачи:

  • Обучающие: повторить материал о роде имён существительных, известный учащимся из курса начальной школы; продолжить знакомство с именем существительным как самостоятельной частью речи; учить учащихся определять род имён существительных; проверить умение относить существительные к роду, познакомиться с существительными, имеющими нетипичные окончания, с существительными общего рода; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода существительных; ;
  • Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, орфографическую зоркость; развивать и совершенствовать навыки индивидуальной работы в парах; развивать речь и логику мышления, интерес к русскому языку; формировать у учащихся способности к фиксированию собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения.
  • Воспитательные: воспитывать бережное и сознательное отношение к языку; способствовать сохранению чистоты языка как явления культуры; способствовать воспитанию трудолюбия, взаимопонимания, гражданственности и патриотизма.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах, фронтальная.

Методы обучения: поисковый, эвристический метод, словесный, наглядный, практический, работа с учебником.

Оборудование: индивидуальные рефлексивные листы, учебники, тетради, карточки, орфографические словари.

Ход урока:

#1054;рг.момент.

Здравствуйте, ребята!

- Сегодня на уроке вам необходимы внимание, активность, умение использовать имеющиеся знания.

-Откройте тетради, запишем число, классная работа.

#1040;ктуализация знаний и проверка степени усвоения материала прошлого урока.

-На протяжении нескольких уроков мы говорили об имени существительном. Повторим с вами , что мы знаем об этой части речи. Дополняйте мои предложения:

- Существительное – это…

- Существительное обозначает…

- Существительное изменяются по…

- Существительное в предложении может быть…

- Что мы узнали о существительном на предыдущем уроке?

Река Волга, город Тольятти, Жигулевское море, парк Победы, улица Горького, писатель Алексей Толстой, село Ягодное (распечатать)

-Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы?(одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные)

- Орфографическая пятиминутка Распечатать!

-Спишите с доски слова, вставьте пропущенные орфограммы, подчеркните их:

Б..рёза, заря..ка, в..сна, с..рока, со..нце, л..пить, гн..здо, сер..це, сне.., лоша..ь, тр..ва, бр..вно.

-Взаимопроверка. Распечатать!

Берёза, зарядка, весна, сорока, солнце, лепить, гнездо, сердце, снег, лошадь, трава, бревно.

-Объясним выбор орфограмм. Какие правила необходимо применить, чтобы правильно написать эту работу?

3. Постановка учебной задачи.

Поделите слова на три группы? Объясните свой выбор?

-К каким из этих слов можно поставить слова он, мой ? (праздник, снег).Это существительные… рода (М.р.праздник, снег)

-К каким из этих слов можно поставить слова она, моя ?( Ж.р.- берёза, зарядка, весна, сорока, комната, трава)

-К каким из этих слов можно поставить слова оно, моё ? (Ср.р. – солнце, гнездо, сердце, облако)

-О каком признаке имени существительного идет речь? (род имен существительных)

-сформулируйте тему и цели урока:

что нового можно узнать и чему можно научиться.

Запишем тему урока.

Еще в начальной школе вы узнали, что имена существительные имеет род, но не изменяется по родам. Существительные относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему.

Категория рода – это постоянный признак.

Но очень много в русском языке трудных случаев, связанных с определением рода. Значит, мы можем обратиться к словарю и запомнить их род.

-Правило определения рода имени существительного

  • Заменяем имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.
  • Определяем род имени существительного.
  • Если сложно, обращаемся к словарю.

- Наша задача: выучить слова - помощники и научиться определять род имен существительных.

А чтобы лучше запомнить правило, предлагаю выучить стихотворение: Распечатать!!

Женский род запомню я

И скажу: она моя.

И запомню род мужской

И опять скажу : он, мой.

Средний род: оно, моё.

Это правило твоё.

Запомни

  • Пони, какаду, шимпанзе, фламинго, кенгуру, кофе, шампунь, тюль – мужского рода.
  • Пальто, радио, шоссе, кино, метро, пианино, какао, эскимо, желе, меню – среднего рода.
  • Мозоль, вуаль, бандероль. -женского рода.

4. Рубрика «Открытие»

Давайте посмотрим, какие проблемы встают при определении рода существительных.

Вспомним, сколько мы знаем родов имени существительного? (Три.)Вы уверены?

-Послушайте текст(тексты лежат на столах).

Ранним утром проснулись сестрички - сони Саня и Соня. Вышли они на балкон, где грелся на солнышке их рыжий кот-забияка Федя. Во дворе они увидели задиру Федю, который дергал за косичку плаксу Катю. Вдруг из подъезда выбежали умница Надя и тихоня Коля. Они спасли Катю от неряхи и непоседы Феди

-Выскочки,- сказали, зевая, Саня и Соня.

-Можно ли выделенные слова отнести к какому– нибудь роду (нет). Запишите их. Почему?

-Такие слова называются существительными общего рода. Их можно употреблять с разными родами. Во ещё одно открытие урока.

Весной не нужны сани. Снег растаял, светит солнце. Сутки стали длиннее, сумерки наступают позже. Скорее бы весенние каникулы.

  • Определите род имён существительных?
  • У каких существительных это нельзя сделать? Почему?

Вывод: В русском языке есть слова , которые не имеют рода, так у них нет единственного числа. Значит, мы ещё помнить должны об одной категории- категории числа

Казалось бы, все очень просто, однако грамматический род имен существительных- очень сложное явление.

Человек, хорошо владеющий русским языком, безошибочно определяет род большинства имен существительных .Но есть и трудности с определением рода.

-Перед нами ещё один текст.

Весной не нужны сани. Снег растаял, светит солнце. Сутки стали длиннее, сумерки наступают позже. Скорее бы весенние каникулы.

  • Определите род имён существительных?
  • У каких существительных это нельзя сделать? Почему?

Вывод: В русском языке есть слова , которые не имеют рода, так у них нет единственного числа. Значит, мы ещё помнить должны об одной категории- категории числа

#1047;акрепление изученного материала.

Теперь проверим, насколько вы усвоили материл.

Лексическая разминка.

-Как будете определять род у существительных во множественном числе? (ставим в единственное число)

-Определите род существительных сутки, ножницы, грабли, очки, сумерки?(род не определяется, слова имеют форму множественного числа).

-Запишите существительные общего рода.(плакса, грязнуля, неряха, замарашка, забияка, задира, зазнайка, знайка, растяпа, соня)

-Как можно определить род существительных? (из предложения)

Самостоятельная работа.

- На столе карточки Ваша задача – вставить пропущенные окончания. Над существительными обозначить род. При затруднении обратиться к словарю.

Горяч. .кофе,, сладк.. какао, красн.. тюль, прохладн.. тень, болезнен.. мозоль, высок.. тополь, черн.. тушь, сладк.. яблоко, бел.. мышь, военн.. госпиталь, вишнев.. повидло, знамент... фамилия.

Проверим работу.

-Какой вывод можно сделать? (имена существительные имеют род)

Мягкий знак после шипящих на конце существительных

Врач., грач., ноч., доч., из-за туч., мяч., много задач.

Вывод: ь знак пишется только у существительных женского рода

Дидактическая игра «Найди лишнее слово»

На доске

Деревня, дядя, воля, земля;

Деревья, перья, стулья, село;

Ладонь, огонь, конь, окунь;

Места, стена, вёдра, вёсла.

#1042;ключение в систему знаний.

- Над какой темой работали? С каким постоянным признаком имени существительного мы сегодня познакомились?

- А как помогут нам сегодняшние знания?

- Для чего нужно уметь определять род? Что нового узнали о роде имён существительных?

А знаете ли вы?

Учитель:

Знаете ли вы, что есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего? Их называют “безродовыми” языками. Это английский, финский, венгерский, эстонский, турецкий, китайский, вьетнамский, японский, узбекский и другие.

Есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, итальянский, румынский, молдавский.

Есть языки, в которых родов намного больше, чем в нашем языке. Например, во многих языках народов Кавказа, Африки может быть до 40 родов. Их там называют “классами”. Есть класс, обозначающий людей (сын, дочь, мать, брат), класс животных (овца, обезьяна, лев), класс вещей (стол, шкаф, нож), класс круглых предметов (колесо, яблоко, мяч), класс деревьев (клён, тополь) и другие классы.

Домашнее задание: Параграф (род имён существительных),

Упр

#1056;ефлексия учебной деятельности

Поднимите карточку красного цвета, кто доволен своей работой (активностью, правильностью ответов, письменной работой).

Кто не доволен, поднимите желтую карточку?

А теперь выставьте себе отметки в дневнике за урок в первой половине клетки, а во второй половине появится моя отметка. Я уверена, что наши мнения совпадут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе.Учебник Э.М. Береговская "Синяя птица"

В данной работе содержатся задания на отработку грамматического материала по теме "Согласование имени существительного и имени прилагательного в роде и числе"....

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...