Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках
статья по русскому языку

Доброневская Анна Владимировна

Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культурологический аспект изучения русского языка и его отражение в школьных учебниках

        Одной из важнейших проблем нашей страны является возрождение духовности. Происходящие значительные сдвиги в обществе меняют социальные, психологические и педагогические  подходы к образованию. В преподавании русского языка широкое распространение  получает культурологический аспект.

        Уроки русского языка должны быть не только уроками изучения языка как средства общения, изучения его грамматических, орфографических и семантических особенностей, но и уроками нравственности, добра, красоты, уроками приобщения к русской культуре. Все это приобретает особое значение  в  современных условиях, но многие вопросы этой важной проблемы до сих пор не решены: принципы построения уроков в культурологическом аспекте, содержание обучения, методы и приемы работы на подобных уроках.

        Культурологический аспект в преподавании русского языка находит свое воплощение в постановке и решении задачи ознакомления школьников с культурой России, ее истоками, достижениями и воспитании у них чувства национальной гордости посредством изучения русского языка, поскольку язык- это хранитель знаний о культуре народа, живое свидетельство нашей истории.

        Работу по использованию на уроке русского языка материала о русской культуре целесообразно строить с учетом принципов историзма, наглядности, развития познавательного интереса, текстовой основы урока.

         Широкие возможности  для приобщения к ценностям русской культуры предоставляют уроки развития связной речи. Так, работая над сочинениями по картинам русских художников, школьники откроют для себя мир русской живописи и русской жизни, а при работе над сочинением-описанием следует раскрывать перед учащимися идею о единении человека  и природы- источнике духовности и культуры.

        В культурологическое содержание уроков русского языка целесообразно включать также материал о художественных промыслах, в которых выражается единой представление народа о красоте. Учителю необходимо донести до школьников эту красоту,  привить любовь к народному искусству.

Так, в учебнике для 5 класса М. Т. Баранова и др. содержатся тексты о хохломской росписи и дымковской игрушке; в учебнике М. М. Разумовской учащимся  предлагается описание  портрета Арсеньевой работы Боровиковского и картины Машкова «Клубника  и белый кувшин»; приводится текст об именах людей как части истории народа; предлагается  поработать над стихотворением В. Полторацкого «Россия». В учебнике А. Ю. Купаловой содержится небольшой текст о произведениях народно-декоративного искусства.

        Таким образом, материала о русской  культуре в школьных учебниках для 5 класса явно недостаточно, его использование носит эпизодический характер, и вопрос о культурологическом аспекте школьного учебника русского языка требует своего решения, так как привлечение культурно-исторического материала на уроки русского языка значительно углубляет межпредметные связи с литературой, историей, изобразительным искусством, музыкой, что имеет немаловажное значение для формирования духовно богатой личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.

Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов                    курса русского языка в комплекте уче...

Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности

Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...

Инновационные образовательные технологи в аспекте изучения русского языка в школе

Инновационное обучение русскому языку  помогает преодолеть авторитарный стиль преподавания, соответствует  концепции гуманизации образования, развивает лингвистические и коммуникативные, инт...

Культурологический подход в изучении русского языка и литературы

Это интегрированный цикл уроков, который можно проводить в рамках 8-11 класов....

Культурологический аспект изучения литературы в школе

ФГОС по литературе среди предметных результатов освоения программы предполагает, что ребенок должен научиться осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне...

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ – ВАЖНЫЙ АСПЕКТ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Данная статья помогает грамотно организовать работу по формированию орфографической зоркости. При переходе с начальной ступени образования на среднюю нужно учитывать  индивидуальные особенности и...

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

В последние годы наиболее актуальной проблемой воспитания является развитие у детей чувства патриотизма. Мне представляется важным, используя на уроках русского языка тексты историко-патриот...