Статья. Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.
статья по русскому языку по теме

Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов

                   курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.

 

    В последнее десятилетие вопросы речевой культуры стоят в центре внимания как специалистов, так и общественности, обеспокоенных в том числе и недостатками языкового воспитания, несформированностью речевой культуры школьников, за которыми стоят духовная и нравственная деградация [Александрова: 1].

  Во многих современных учебниках предусмотрена работа над  речевыми умениями и навыками на  уроках русского языка. В комплекте учебников «Русский язык» для 5 – 9 классов под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта [Разумовская: 3] разведены понятия речь и язык,  но учитывается и их взаимосвязь в учебном процессе при проведении работы над речевым развитием ученика. Актуальная проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса успешно решается в этом комплекте учебников, речевой аспект отражён и  в темах и в объёме речевого материала: это 65 параграфов из 298.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya__perepyolkinoy.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           СТАТЬЯ  Перепёлкиной

                                                                                         Н.А.Перепёлкина                                                                                                

                                                                                         (Г.Черноголовка)

Проблема интегрирования языкового и речевого аспектов

                   курса русского языка в комплекте учебников под редакцией М.М. Разумовской.

    В последнее десятилетие вопросы речевой культуры стоят в центре внимания как специалистов, так и общественности, обеспокоенных в том числе и недостатками языкового воспитания, несформированностью речевой культуры школьников, за которыми стоят духовная и нравственная деградация [Александрова: 1].

  Во многих современных учебниках предусмотрена работа над  речевыми умениями и навыками на  уроках русского языка. В комплекте учебников «Русский язык» для 5 – 9 классов под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта [Разумовская: 3] разведены понятия речь и язык,  но учитывается и их взаимосвязь в учебном процессе при проведении работы над речевым развитием ученика. Актуальная проблема интегрирования языкового и речевого аспектов курса успешно решается в этом комплекте учебников, речевой аспект отражён и  в темах и в объёме речевого материала: это 65 параграфов из 298.

   Как же осуществляется эта интеграция? Рассмотрим варианты  решения этой проблемы на примере учебника для 5 класса как стартового, в котором, как и во всех других, отражена работа над  рецептивными и продуктивными видами  речевой деятельности обучаемых.

  Уже в материале первого  раздела с названием «О языке и речи»(§ 1»Зачем человеку нужен язык», §2 «Что мы знаем о русском языке», §3 «Что такое речь» - стр. 8 – дано определение речи, ставится задача – развивать свою речь, §4 - «Речь монологическая и диалогическая») прослеживается эта  взаимосвязь. Сразу даётся понятие эпиграфа (речь) и лингвистики (язык) - стр. 3. Эту двойную  задачу развития целенаправленно выполняют и все  упражнения параграфа, в котором говорится о тесной связи языка и речи (текст о Маугли, высказывания писателей о языке, рассказ о Ломоносове).

  Попутно полезно поработать над образностью высказываний: «Язык – инструмент…,, «Язык – орудие…» - предложить ученикам объяснить смысл метафор. При анализе слов Н. Карамзина нужно  помочь детям увидеть красоту сравнения языка с рекой,  эпитеты (гордая, величественная, нежный), выраженные прилагательными, отметить, что второе сравнение (журчит нежным ручейком) выражено с помощью творительного падежа  и глагола, обратить внимание на восклицательность предложения (учим читать художественный текст). Интересное творческое задание  возможно и к словам К. Паустовского: отметив, что многообразие «чудес» (метафора), которые можно «творить» с языком, выражается с помощью  однородных членов, предложим ребятам самим сотворить эти чудеса. Как?   Два  варианта заданий: 1) составить красивые предложения, в которых отражены: а) звучание музыки, б) блеск красок, в) игра света, г) шум и тень садов, д) неясность сна, е) громыхание грозы, ё) детский шёпот, ж) шорох морского гравия – можно не обо всём, а по выбору. Можно предложить это сделать вдвоём с соседом по парте, затем обсудить в классе (это может стать  и домашним заданием, в том числе и по желанию; семейным проектом : сочинить или подобрать  цитаты, проиллюстрировать  своими рисунками или  репродукциями картин, провести как конкурс и т. д ).- Учим слушать и писать художественный текст.  2) Учитель на уроке может сам зачитать соответствующие примеры  из прозы и стихов (интересно по типу викторины: какое задание  иллюстрирует каждое предложение? – Ученики находят ответ по тексту). Так мы строим уроки языка и речи как интегрированные.

  Речевой раздел «Текст». К упр. 12 полезно добавить задания: выписать определения – прилагательные и сравнения, которыми автор характеризует кота, объяснить, как это создаёт юмористический образ Иваныча (списать словосочетание «из-за хвоста» - трудный предлог). – Обучаем просмотровому чтению.  Из упр. 39 предлагаем ученикам выписать глаголы, характеризующие действия  дождя (не забудем объяснить запятые, обозначим окончания, спросим, в прямом или переносном смысле употреблены эти глаголы, сделав вывод, что пред нами олицетворение).

  Из упр.41 в § 9 «Тема текста» предлагаем выписать слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами и подумать, почему автор не написал стебли, лампы, цветы, а также найти синонимы и антонимы, сказать, какой частью  речи они выражены.

  К  упр. 43 (§ «Основная мысль текста») даём задание: выписать существительные – эпитеты, характеризующие воробья, напоминая о постановке запятой при однородных членах.      Просим найти предложение с прямой речью, списываем его, сделав сжатие: Кричит: «Жив!»  Из упр. 44 просим выписать сложные прилагательные, цветовые эпитеты, обратив внимание на дефис, а также найти сравнения (раскидывает веером, точно накалили на огне) - обращаем внимание на использование при них синонимичного союза точно. Находим также отрицательные сравнения, отмечаем явление однородности и повторяющуюся частицу не.

  Работая над речевым разделом, мы имели возможность определить  падеж существительного, назвать знаки в конце предложения - точку, восклицательный и  вопросительный,  увидели однородные члены, обратили внимание на оформление диалога (упр. 12, 14) и выделение запятыми обращений, вспомнили, что есть нарицательные и собственные имена существительные (дедушка, Чудо – юдо), определяли  части речи. То есть при изучении темы по развитию речи мы работали, наряду с речевыми, и над   языковыми  умениями  и навыками, они взаимодействовали, переплетались.

   С первых уроков учебники помогают ученикам подготовиться к экзаменам по русскому языку - ГИА и ЕГЭ. Уже в 5 классе  предложено взять на вооружение высказывание Л. Толстого о языке (упр. 4), Н. Карамзина и К. Паустовского – упр. 7. Регулярны задания: найти в тексте главную мысль, ответ – доказательство; дано понятие о микротеме, строении абзаца, орфоэпии и пр. Каждый речевой блок, включённый в учебники, направлен на развитие навыков самопроверки.

    Содержание учебников и специальные задания направлены на формирование языка  науки данной предметной области – этому способствуют образцы рассуждений (стр. 25), лингвистические тексты, предлагаемые для чтения (упр. 105), анализа (упр. 111), пересказа (упр.177);     специальные задания по информационно – смысловой обработке текстов лингвистического содержания (упр. 182), таблиц  (упр. 232). Учебники ориентированы также на развитие языкового чутья, на работу с обобщающими понятиями («язык» и «речь» - упр. 9). Таким образом, работа становится комплексной и многоуровневой.

   Обучение направлено на формирование научного типа мышления и научных представлений у учащихся. В учебниках для 5 класса особое внимание уделено выработке осознанного, беглого, выразительного чтения, грамотного письма, осмысленного и точного понимания речи, правильного выражения собственных мыслей в устной и письменной речи (чтение, слушание, речь и письмо). Например,  после выполнения упр. № 2 - 1 предложено, прочитав последний абзац, доказать справедливость этой мысли, ответив на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?» -  Ученики должны определить коммуникативную задачу, адекватно подобрать языковые и речевые средства [Леонтьев: 2]. Это мы  учим писать научный текст.

  Содержание и методика обучения направлены на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности в сотрудничестве с педагогами и сверстниками (происходит развитие устной речи). Формулировка заданий предлагает совместную деятельность  (рубрики: «Учимся читать…», «Учимся проводить анализ…», «Учимся понимать…», «Создаём текст…», «Пробуем редактировать…», «Совершенствуем текст…»), работу в парах - ЗСП - 3, 4). В учебниках учтена ведущая деятельность, характерная для учеников 5 – 9 классов – общение: с учебником, с учителем, со сверстниками (даётся понятие о  речевом этикете).

  Учебники содержат упражнения на развитие способностей учеников и их использование в учебной, познавательной и социальной практике (задание  найти на рисунке – схеме три условия речевого общения – упр. 11). В комплекте учебников усилено внимание к устной речи: систематически проверяется усвоение норм орфоэпии и формирование навыков выразительной устной речи (упражнения на интонацию, логическое ударение, темп и тембр речи; предлагается наблюдать за произношением дикторов телевидения).

  Обучение направлено  на развитие умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей (упр. 579, 580). Три группы понятий составляют   теоретическую основу обучения связной речи: текст, стили речи, типы речи. Ученикам предложены различные виды речевой деятельности: чтение (упр. 260), восприятие и анализ высказывания (упр. 261), его воспроизведение и создание (упр.273, 271-2 задание), а также совершенствование  высказывания (упр. 785).

   Работа по 16 цветным репродукциям учебников каждого класса  – картины природы (Шишкин,  Васнецов, Юон, Грабарь, Левитан, Герсимов и др.), дополнительные задания и задания повышенной сложности тоже помогают ученикам в постижении родного языка и речи.

   Учебники содержат большой воспитательный потенциал, обладают социально – гуманитарной направленностью, что способствует утверждению ценностей гражданского общества, становлению личности ученика, его успешной социализации (предложено составить устный отзыв на фильм в разговоре с другом – упр. 15, обучение с помощью вопросов отзыву о фотографии – упр. 50, обучение оценке действительности - § 69).

  Первый языковой  раздел в учебнике -  повторение изученного. Опять есть возможность вспомнить об эпиграфе (стр. 12) и попросить найти  в нём 4 сравнения (1. яркого, как радуга вслед весеннему ливню, 2. меткого, как стрелы, 3. задушевного, как песня над колыбелью, 4. дивной вязью – тв. п.), выявив их роль и  обратив внимание учеников  на запятую перед как, эпитеты. Интересен эксперимент по превращению этого предложения А.Н. Толстого о языке и речи в  нераспространённое: Народ плёл сеть. Это приводит к выяснению переносного смысла высказывания, его метафоричности. А узнать  значение слова вязь полезно дать на дом. Так мы решаем сложные коммуникативные задачи.

  Работа по учебникам  способствует реализации деятельностного подхода: параграфы строятся так, чтобы учащиеся самостоятельно извлекали знания из учебного текста.

  Учебники содержат задания, направленные на формирование и развитие умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (упр. 29); классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения («Объясните, как вы понимаете высказывание А. Толстого» – упр. 16,  2) и делать выводы (упр. 95, задание  2). Этому способствует и систематическое проведение разнообразных  видов  языкового  анализа (упр. 260, зад 4). Ученик приобретает способность осуществлять разные виды деятельности и самостоятельно получать новые знания, применяя их в учебной работе  (упр. 487).

   Так организуется беспрерывный процесс по развитию речи, совершенствование речевых навыков в процессе обучения языковым разделам курса.      

     Учебники содержат задания, направленные на освоение обучающимися видов деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания. Особое внимание уделяется  усвоению системы знаний о языке и речи, способов опрерирования ими (упр.180), формированию и совершенствованию основных видов компетенций: языковой (ЗСП), лингвистической (упр. 181), коммуникативной (упр.205) и культуроведческой (упр. 233).

   Учебники учитывают возможность достижения межпредметных результатов обучения и универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных (в них   использованы отрывки из произведений, изучаемых на уроках литературы в 5 классе: «Иван – крестьянский сын…» - упр. 14, «Васюткино озеро» В. Астафьева, загадки и т.д.).

   Содержание и методика обучения по данным учебникам направлены на формирование и развитие компетентности в области использования информационно – коммуникационных технологий в процессе изучения русского языка: по мультимедийным пособиям, на формирование экологического мышления: тексты о природе, репродукции картин и фотографии; тексты о природе и Родине

   Работа по учебникам направлена на формирование ответственности учеников, способности к самообразованию, к проявлению самостоятельности в процессе обучения, к потребности обращаться к словарно – справочной литературе (в том числе и к словарям учебников), Интернет – справочникам, мультимедийному приложению.

   Содержание и методика обучения в учебниках направлены на формирование готовности и способности учеников к саморазвитию и личностному самоопределению, способствуют выработке способности в самооценке, развитию познавательных интересов, направлены на всестороннее развитие личности учеников средствами русского языка: развивают мышление и речь, эмоционально – волевую сферу, логическое мышление.

   Интеграция языкового и речевого аспектов в обучении позволяет формировать социальные компетенции, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Этому способствует формирование у учеников культуроведческой компетенции  - с помощью сведений об истории языка, этимологии, анализа произведений искусства, текстов о национально - культурных традициях русского народа и о русских учёных - лингвистах (о М. Ломоносове, Гроте, Аванесове, В. Дале, В. Виноградове, Пешковском; даётся понятие о старославянизмах, изучаются устаревшие слова (текст о деревенской избе – упр. 335).    Предложены темы для сочинений  по картинам (упр. 336).

    Всё это способствует выработке ценностных ориентаций и воспитанию любви к русскому языку и литературе.  Обучение идёт на текстах Крылова, Пушкина, Лермонтова, Фета, Тургенева, Толстого, Бунина, Есенина, Чехова, Блока, Ахматовой, Пришвина, Рубцова, Друниной, Ошанина и др.  

  В основу методической системы учебников положена идея синтеза языкового и речевого развития учащихся, усиление коммуникативного аспекта в изучении русского языка.

   Авторы учебников ставят целью курса русского языка усвоение системы знаний о языке и речи, способов оперирования ими и совершенствование на этой основе важнейших видов речевой деятельности. Прекрасным подспорьем  являются справочные  материалы с планами языкового разбора и мультимедийное пособие в приложении.

    Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Ученики приобретают опыт использования речевых средств в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

  Основы полноценного устного и письменного общения – это орудие «саморазвития (ученика)…, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное, личностное, художественно – ценностное развитие» [Леонтьев: 2] .

Литература.

1.Александрова О. проблема воспитания речевой (коммуникативной культуры) в обучении русскому языку. Материалы круглого стола на тему «Русский язык в общеобразовательной школе: программы и учебники» - М.: ЦРРЯ, 2002.

2. Леонтьев А.А. Виды речевой деятельности.//Начальная школа: плюс – минус. – 2000. - № 5.

3. Разумовская М. М., Львова С.И., Капинос В.И., Богданова Г.А., Тронина Т.С., Львов В.В., Сергеева Н.Н.  Русский язык 5 класс. – М.: Дрофа, 2011.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса под редакцией М.М. Разумовской.

   Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального ком­понента государственного стандарта основного об­щего образования, Программы по русскому языку...

Рабочая программа по предмету «Русский язык» 6 класс (УМК под редакцией М. М.Разумовской и П.А. Леканта)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе...

Рабочая программа по учебному курсу «Русский язык» ФГОС (основной общий уровень) УМК М.М.Разумовская

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерные программы основного общего образования).Русск...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. Учебник под редакцией Л.М. Рыбченковой. 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. УМК под редакцией М.М. Разумовской (5 часов в неделю).2018-2019 учебный год.

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова,...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс. УМК под редакцией М.М. Разумовской (6 часов в неделю). 2018-2019 учебный год

Программа составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос, В. В. Львова,...