Олимпиада по русскому языку 7,8 классы
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс)

Давыдова Светлана Петровна

Олимпиадные задания для полготовки учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_rya_7-8_klassy.odt31 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по  русскому языку

Предмет

Русский язык

Класс

7-8

Время выполнения  

90минут

Максимальное кол-во баллов

68

Учитель

Давыдова С.П.

  1. Даны русские слова: люк, яр, лён. Запишите, что получится, если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке.

  1.  Старославянское слово ПРАХ устаревшее, имеет общий корень с древнерусскими словами порошок и пороша. Определите и запишите значение слова ПРАХ.  Запишите выражения, в которых это слово используется в современном русском языке.
  2. Вставьте пропущенные буквы. Подберите и впишите в соответствующую графу таблицы русские синонимы для заимствованных словарных слов.

      в…яж

…гоизм

…ксклюзивный

д…фект

м…муары

…ргумент

 …нтузиазм

эв…люция

  1. Даны 19 русских слов и чешские соответствия 11 из них в перепутанном порядке:

вещь, воз, вошь, дом, дума, кол, конь, кора, куль, ложь, лужа, мех, мох, нож, сено, сень, сон, стол, стул

dům , kůl, kůň , kůra, lež , mech , nůž , sen , stůl , veš,  vůz.

     Для каждого чешского слова найдите его русское соответствие.

Примечание. Буквосочетание сh читается примерно как русское х,

ň — как нь в слове тень,

 š — как ш,

ž — как ж,

 ů — долгое у.

Для верного решения задачи следует начать со слов kůň , kůra, nůž , vůz. Обратить внимание на русские гласные: каким «буквозвукам»  чешского языка они соответствуют.

5.   Графически покажите, каким членом предложения является словоформа с умом в каждом примере.

1. Этот человек – с умом.

2.Человек с умом не пропадет.

3.Этот человек, с умом, с талантом, с большими страстями, прожил яркую, интересную жизнь.

4.С умом задумано, а без ума сделано.

6.   Какими средствами можно выразить разную (меньшую или большую) степень качественного признака белый?  Приведите примеры 

 7.  Распределите слова по всевозможным  группам. Объясните принцип распределения для каждой группы.

Возить, постичь, хотеть,  сидеть, висеть, шуметь, прожить, бежать.

8.  Подберите к словам в ПРАВОЙ колонке слова из левой колонки так, чтобы они образовали сочетания: научный термин или образное выражение. (Если сочетания будут подобраны правильно, то по первым буквам левого столбика Вы прочтете сверху вниз название известной картины. Вспомните, кто ее написал):

Прокруст

узел

 избиение

изобилие

лимонный

конюшня

Елисейский

футляр

Тришка

шпат

Авгий

ложе

лебединый

Пенелопа

именованное

младенец

рог

кислота

Гордий

поле

человек

кафтан

исландский

натр

работа

песня

едкий

число

9.  Найдите лишнее слово с точки зрения морфологии в каждом ряду и объясните, почему оно является лишним: 

1) праздники, будни, сутки, именины;

 2) духи, чары, щи, макароны;

3) точка, запятая, дефис, пробел.

10.  Прочитайте текст и найдите речевую ошибку. Объясните, почему так нельзя сказать (написать). Исправьте ошибку.

В известном театре премьера. Нет ничего удивительного в том, что уже за неделю до премьеры билетов в кассе нет. Театралы мечутся в поисках хоть каких-нибудь мест, критиков рассаживают на дополнительных стульчиках, даже режиссёр уступает кому-то своё место… – Полный аншлаг, – удовлетворённо констатирует директор театра, обращаясь к администратору. Тот улыбается: да, аншлаг полный.

11. В сочетании слов (в том числе «квазислов») посредством анаграммирования зашифрован лингвистический термин. Пример: собрание азоловов (ответ: словообразование). 

Разгадайте анаграммы  Еноть лечилси,  Япун Цикута, напишите лингвистические термины.

12 . Многие имена у разных народов включаются в одно этимологическое гнездо, восходя к общему имени-предку. Обычно это древнегреческое или древнееврейское имя. Так, итальянское имя «Теодоро», румынское «Тудор» и русское «Фёдор» восходят к древнегреческому имени «Теодорос», что значит «дар Божий». Укажите русское имя, которое этимологически родственно имени иностранному.

 По-датски Йорген, а по-русски …         По-португальски Жуан, а по-русски …

По-польски Генек, а по-русски …    По-белоруски Рыгор, а по-русски …

Критерии оценивания, ответы.

  1. 3 балла. Куль, рай, ноль.

 

  1. Пыль //мелкие частицы – 1 балл;  за выражения по 1 баллу, но не более 3-х

(всего 4б)

  1. Вояж – путешествие/ поездка;  эгоизм- себялюбие; эксклюзивный – единственный/неповторимый;   дефект – недостаток/изъян;    мемуары- воспоминания ; аргумент – основание, довод;  энтузиазм- воодушевление;  эволюция- развитие. За верно написанное слово и верно указанное русское слово  по 0,5балла.       Всего  8 баллов.
  2. kůň — конь, kůra — кора, nůž — нож, vůz — воз,  stůl —  стол , dům – домkůl – кол,  lež — это ложь,  mech — мохsen — сонveš — вошь .  По 1 баллу за слово (всего  11баллов)
  3. В 1-ом – сказуемое.

Во 2-ом – входит в состав семантически неразложимого подлежащего.

В 3-ем – определение.

 В 4-ом – обстоятельство.

За каждое верное определение синтаксической роли 1 балл,  всего 4 балла.

  1. 1.Меньшую степень: 1) суффиксами: беловатый, беленький [2 балла];

2) словами: не вполне белый, не очень белый, не совсем белый [1 балл];

3) составной формой сравнительной степени: менее белый [1 балл].

2. Большую степень: 1) суффиксом белейший (простая форма превосходной степени) [1балл];

2) словами: на редкость, совершенно, удивительно, совсем (белый) [2балла];

 3) составной формой превосходной степени: самый белый, наиболее белый [1 балл].       Всего 8 баллов.

  1. За объяснение каждого принципа деления – 1 балла,  за верное распределение по группам – 2 балла(по спряжению – 3 группы(1+2); по виду – 2 группы(1+2). Если допущена ошибка в распределении – 0 баллов)       Всего 6 баллов.
  2. За верную фразу – по 0,5 балла, за  название картины – 1 балл, указание автора- художника – 1 балл.      Всего 9 баллов. (Гордиев узел, Рог изобилия, Авгиевы конюшни, Человек- футляр, Исландский шпат, Прокрустово ложе, Работа Пенелопы, Избиение младенцев , Лимонная кислота, Елисейские поля, Тришкин кафтан, Едкий натр, Лебединая песня,  Именованное  число. (Алексей Саврасов).
  3. Слово + объяснение  -   1+1,       всего 6 баллов.
  4.  Всего 3 балла.   Объяснение +верное употребление(2+1) ошибка – полный аншлаг
  5. По 1 баллу за каждый термин. Всего 2 балла. Пунктуация  и числительное.
  6.  Всего 4 балла. Георгий, Иван, Евгений, Григорий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса

Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для  учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

олимпиада по русскому языку 7-11 классы, муниципальный этап

В данной папке содержится материал олимпиады по русскому языку 7-11 классы, 2012 год, ключи....

Комплект заданий для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе

Предлагаемый материал даёт возможность учителю использовать его на занятиях кружка по русскому языку, внеклассных предметных мероприятиях, для проведения олимпиад. Данные задания позволяют проверить г...

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Вашему вниманию предлагается олимпиада по русскому языку, которая может быть проведена в конце учебного года с целью проверки усвоения материала за 5 класс. Разработка включает систему оценивания, а т...