Глагол-необыкновенная часть речи
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Методическая разработка для урока по русскому языку в 6 классе по теме "Глагол" (повторение изученного в 5-м классе).

Урок понравится как учителю так детям, потому что содержит в себе различные типы заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glagol_-neobyknovennaya_chast_rechi_.doc68.5 КБ
Office presentation icon glagol_-6_klass.ppt870 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка для 6 класса

Мотичак Валерии Денисовны

Тема урока: «Глагол - необыкновенная часть речи » (повторение и обобщение изученного в 5-м классе)

Цели: повторить и обобщить изученный материал в 5 классе по теме «Глагол».

Задачи:

1)Продолжить развитие у детей орфографические и речевые навыки, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте.

2) Воспитывать любовь к родному языку и красоте родной природы;

воспитывать в учениках доброжелательность, коллективизм, тактичное отношение к окружающим, учить помогать друг другу; умение слушать.

3) развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: музыкальное оформление, рабочие индив. листы, игры, презентация.

Ход урока

  1. Оргмомент. Постановка цели, эмоциональный настрой
  2. Слово учителя. (Звучит музыка) (Слайд №1)

- «Вместе весело шагать».

- Здравствуйте, ребята. - Здравствуйте , уважаемые гости! Давайте послушаем музыку и настроимся на плодотворный урок русского языка.

- Ребята, как вы думаете, что можно делать под эту музыку?

(танцевать, веселиться, плясать, петь, двигаться)

Слова, какой части речи вы мне назвали? (глагол)

А как вы думаете? Какова тема нашего урока?

(глагол)

ІІ. Этап повторения изученного.

  1. Объявление темы урока, целеполагание. (Слайд№2)

Верно, тема нашего урока « Глагол - необыкновенная часть речи».

А попробуйте определить цель урока: Не перестаю удивляться, как быстро течет время.

Повторить и обобщить раннее изученный материал по теме «Глагол».

И мы сегодня на нашем учебном занятии будем активные, позитивные.

- Правильно! Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

- И если уж у нас такой необычный урок, вы не будете работать в привычных для вас тетрадях, перед вами лежат рабочие листы, в которых вы будете выполнять задания.

Записываем число и тему нашего урока

Проверка Д/З.

- Обратите внимание на рисунки. Ваши ассоциации со словом ГЛАГОЛ----
(ответы по желанию)

- Давайте подумаем, каков же портрет глагола?

(Для этого прочитайте высказывание Алексея Кузьмича Югова о глаголе, которое будет эпиграфом к нашему уроку.

Внимание на экран: (Слайд №3)

«Глагол-самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. Назначение глагола-выражать само действие».

Такую характеристику глаголу дал писатель.)

- Как вы понимаете их смысл?

(Глагол обозначает движение, без него невозможно передать события. Невозможно представить будущее, узнать прошлое).

2. Словарная работа. Мы начинаем работу по сбору информации с целью восстановления облика глагола.

-Знаете ли ВЫ. (индив. Задание для учащ-ся)

А вы знаете, что термин «глагол» - это перевод с латинского языка, что означает «слово», «речь». Именно глаголы делают нашу речь живой, придают ей динамичность. И т. д.

3. Игра «Не прерви цепочку». Слайд№ 4 (Прав. Ответ - жетон).

  1. Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол?
  2. Какие морфологические признаки глагола вы знаете?
  3. Какого вида бывают глаголы? Как определить?
  4. Какие времена имеет глагол? Какая морфема участвует в образовании глаголов прошедшего времени?
  5. Изменение глагола по лицам и числам называется…?
  6. Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?
  7. Как пишутся глаголы с НЕ?
  8. Как пишется глагол НЕНАВИДЕТЬ с Не?
  9. Расскажите о неопределенной форме глагола? Почему она называется неопределенной?
  10. В каких орфограммах пишется ь знак в глаголах?

Отлично справились с заданием.

(Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол? -обознач. действие,но может передавать настроение, чувства.)

4. Найдите лишнее слово в каждой строчке и объясните, почему оно лишнее.

  1. Танцую, мечтать, полет, придумать. (сущ. Полет –обозначает предмет)
  2. Беговая, поставим, расскажем, радоваться. (Беговая –прил. Обозначает признак)

5. Какие морфологические признаки глагола вы знаете? (Слайд №5)

(Пост. Пр. Возвратность, Вид, Спряжение, переходность)

Непостоянные пр.:(Наклонение, Время, число, Лицо, род) У доски работает ученик

  1. Какого вида бывают глаголы? Как определить?

Создать видовую пару:

Заверить-завершить учит-выучить

Посещать-посетить пить-выпить

Объединять-объединить мыть-помыть

  1. Какие времена имеет глагол? Какая морфема участвует в образовании глаголов прошедшего времени?

Синтаксич. разбор предлож.

Всякий Ларчиком прекрасным любовался.

Синтаксическая Роль глагола?

8. Практическая работа: из какого произведения взят фрагмент? Выписать глаголы определить их грамматические признаки.

«Здравствуй, Ассоль!- скажет он. – Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство….

9. Как называется изменение глагола по лицам и числам? Слайд№6

а) О каком грамматическом признаке глагола говорится в следующем стихотворении?

Стих. Читает Ильинская В.

10. Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?

(Слайд № 7)

  1. Цифровой диктант:

Ходить, летать, кормить, учиться, писать, любить, ненавидеть, смотреть (2,1,2,2,1,2,2,2,)

Как глаголы пишутся с НЕ?

Как пишется глагол НЕНАВИДЕТЬ с НЕ? Почему?

Читает стих Ученик.

(гл. пишутся раздельно, пишутся слитно, если без не не употребляется)

От существительных образовать глагол:

Ненависть-

Негодование-

Недоумение-

Недопонимание-

Недомогание-

Недосыпание-

Нездоровье-

Невзлюбить, несдобровать.

  1. Расскажите о н.ф. глагола. Почему она называется неопределённой? Работа с орфограммами:

  1. В каких орфограммах пишут Ь в глаголах? Давайте назовём эти орфограммы. (слайд№8)

-ЕШЬ,

-ИШЬ;

-ТСЯ и ТЬСЯ;

-чь

Поставьте слова в неопределённой форме и объясните орфограмму.

Запишите неопределенную форму глагола:

Смотрят- смотреть

Греет-____________

Ходят-____________

Победят- ____________Какая морфема помогла вам образовать неопред. Ф. ть –окончание.

Вывод: дать определение в таблицу.

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Резерв:

Продолжите цепочку: -Бер- - -бир-… (-пер-пир, дер-дир, тер-тир, мер-мир, стел- стил, блест-блист). Объясните орфограмму________________________
_____________________________________________________________________

Мы вспомнили признаки глагола. А какие признаки помогут нам завершить работу по восстановлению портрета?

(Непостоянные признаки).

Физкультминутка.

Вы проделали большую, серьезную работу, поэтому необходимо отдохнуть.

РЕЗЕРВ: Сейчас я расскажу вам одну очень интересную историю. Однажды встретились два друга – спортсмена, и один, рассказывая о своих спортивных победах, сказал: «В этом году на соревнованиях в области я обязательно победю, нет, побежу…».

- Эх ты, не знаешь, как правильно сказать, надо говорить побежду!

Ребята, кто прав в этом споре, и как сказать правильно?

(Никто из мальчиков не прав, т.к. некоторые глаголы не могут употребляться в форме 1 лица буд. времени: победить, убедить, пылесосить.)

ІІІ. Систематизация знаний по теме: «глагол»

Уважаемые друзья, мы прошли с вами по основным темам, посвященным глаголу. И для завершения нашей работы, рассмотрев портрет глагола, я прошу вас дать определение этой необыкновенной, огнепышущей части речи. Кто желает попробовать свои силы? (ответ ученика)

-Молодцы! Мы справились с заданием.

ІV. Рефлексия.

Я предлагаю каждому оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса. Выберете начало фразы из рефлексивного экрана на доске и одним предложением выскажите свое мнение о сегодняшнем уроке.

1. сегодня я узнал…

5 я научился…

6. у меня получилось…

8. я попробую…

9. я смог

#1091;рок дал мне для жизни!

V. Комментирование оценок.

Спасибо всем. Мы с вами хорошо поработали.

А нам ещё предстоит в дальнейшем совершенствовать своё мастерство.

VІ. Домашнее задание.

- Наша работа на сегодня закончена, но она будет продолжаться при изучении других тем.

Для всех, кто любит свой язык,

Кто с русской речью дружен,

Быть равнодушным не привык,

Кому покой не нужен,

Откроет двери наш музей,

Мы с нетерпеньем ждем гостей.

А домашнее задание будет исключительно творческим: сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…».

- Спасибо за урок! Всем хорошего настроения!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЛЫБКА – НАСТРОЕНИЕ – ВЕРА В СЕБЯ – РЕЗУЛЬТАТ.

Слайд 2

ТЕМА: «ГЛАГОЛ – необыкновенная часть речи »

Слайд 3

«Глагол – самая огнепышущая часть речи, самая живая и яркая. В глаголе струится самая свежая артериальная кровь языка. Назначение глагола – выражать само действие!» А.Югов

Слайд 4

Игра «Не прерви цепочку» Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол? Какие морфологические признаки глагола вы знаете? Какого вида бывают глаголы? Как определить? Какие времена имеет глагол? Какая морфема участвует в образовании глаголов прошедшего времени? Изменение глагола по лицам и числам называется…? Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения? Как пишутся глаголы с НЕ? Как пишется глагол НЕНАВИДЕТЬ с Не? Расскажите о неопределенной форме глагола? Почему она называется неопределенной? В каких орфограммах пишется ь знак в глаголах?

Слайд 5

Морфологические признаки глагола Возвратность, время, число, вид, переходность, склонение,наклонение, лицо, спряжение, род, степени сравнения.

Слайд 6

Постоянные Непостоянные Возвратность Наклонение Вид Время Спряжение Число Переходность Лицо Р од

Слайд 7

ВИД ГЛАГОЛА Завершать - учит - Посещать - пить - Объединять – мыть –

Слайд 8

ВИД ГЛАГОЛА Завершать - завершить Посещать - посетить Объединять – объединить учит - выучить пить - выпить мыть – помыть

Слайд 9

Физминутка ПОИГРАЕМ?! Игра «Ремонт» Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.

Слайд 10

- I спр. имеют окончания -У-(Ю) -ЕШЬ,-ЕТ, -ЕМ, -ЕТЕ, -УТ, -ЮТ. - II спр. имеют окончания -У-(Ю) -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ, -ЯТ.

Слайд 11

-ЕШЬ, -ИШЬ; -ТСЯ и ТЬСЯ; -чь

Слайд 12

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: сочинить сказку о глаголе по данному началу: «Жил-был Глагол…».

Слайд 13

РЕФЛЕКСИЯ. Оцени свою работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

«Глагол – необыкновенная часть речи»

Урок- экскурсия для систематизации и обобщения знаний по теме  «Глагол»  в 6 классе. ...

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...