Бессоюзное сложное предложение ( 11 класс)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Краснова Ирина Николаевна

1.      Показать особенности бессоюзных сложных предложений.

2.      Закреплять умение определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных союзных предложениях.

Формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП.  Совершенствовать пунктуационные навыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bessoyuzn._sozhn._predlozh.docx31.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Бессоюзное сложное предложение. ( 11 класс)

Цели: 

Образовательные:

  1. Показать особенности бессоюзных сложных предложений.
  2. Закреплять умение определять смысловые отношения между простыми предложениями в сложных союзных предложениях.
  3. Формировать умение определять смысловые отношения между частями БСП.  Совершенствовать пунктуационные навыки.

Развивающие:

  1. Развивать умения логически, аргументированно излагать свои мысли.
  2. Развивать рефлексивные умения обучающихся через анализ собственных достижений на уроке.

Воспитательные:

        Формировать интерес к изучению русского языка через расширение знаний о роли и значении БСП.

Тип урока: урок формирования знаний.

Форма урока: урок - исследование с использованием активных форм работы.

Формы организации работы: коллективная, индивидуальная, фронтальная деятельность, групповая и парная.

Методы организации работы: беседа, составление блочной схемы сложных предложений, анализ грамматического материала через его исследование, лингвистический эксперимент, взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка.

Материально-техническое обеспечение:  ПК, оценочный лист, раздаточный материал (интеллект- карта, таблица), афоризмы ( для этапа мотивации и рефлексии).

Используемые технологии: здоровьесберегающая, компетентностно-ориентированная, информационная, педагогика сотрудничества учителя и обучающегося.

Ход урока

1.Организационный этап.

Обращение к эпиграфу:

«Совместный труд способствует открытиям и свершениям, которые редко можно достичь в одиночку»,- так говорил Ральф Эмерсон, американский поэт, философ.  1 слайд

2. Мотивирование к учебной деятельности.

Еще мне нравится высказывание, которое я прочитала недавно

«Есть желание - будут возможности.

Будут действия - появится результат». Как вы его понимаете?

(Высказывания ребят).

- Внимательно посмотрите на структуру каждого предложения в этом высказывании. Как вы думаете, почему именно это высказывание взято к сегодняшнему уроку? Попытайтесь сформулировать тему учебного занятия. Окончательно сформулируем тему учебного занятия после выполнения первого задания.

2 слайд 

Английский философ и педагог Герберт Спенсер утверждал: «Великая ценность образования – это не знания, а действия». Так давайте начнем действовать.

Запишите дату. На каждом этапе урока вы будете оценивать уровень вашего участия в учебной деятельности, выставляя в соответствующий раздел знак «+»

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Задание 1 «Мозговой штурм» Работа со “слепой схемой” (Слайд 3)

– Восполните недостающие компоненты схемы :

Сложное предложение

                               Союзное предложение               Бессоюзное предложение

                        (ССП                      СПП)

                       

Какие виды сложных предложений вам известны? (союзные и бессоюзные)

- На какие две группы делятся союзные предложения?

Дайте определение сложносочиненного предложения.

ССП – сложное союзное предложение. Состоит из нескольких независящих друг от друга простых предложений, (равноправных) связанных сочинительной связью при помощи сочинительных союзов, которые находятся между частями простых предложений, и интонации).

– Дайте определение сложноподчиненному предложению.

СПП – сложное союзное предложение, части которого соединены подчинительной связью, то есть одна является главной, а другая-придаточной(зависимой, подчиненной главной по смыслу и грамматически). При помощи подчинительных союзов, союзных слов придаточные части могут присоединяться к главным или к другим придаточным)

Оцените степень своего участия в учебном действии.

О каком предложении не хватает информации в схеме? Она вам необходима? Для чего? (использования в письменной речи, помочь обучающимся для подготовки к экзамену)

Значит, сегодня речь пойдет …? (О бессоюзных сложных предложениях) 

4 слайд

Как можно получить необходимую информацию? (варианты ответов: прочитать в учебнике, самостоятельно рассмотреть БСП)

На что должны опираться? (на изученный материал).

Запишите тему урока «Бессоюзное сложное предложение».

Определите цели урока, дополнив фразы: 5,6 слайды

Учиться … (находить БСП.)

Узнать … (об особенностях БС предложений.)

Тренироваться…. (в интонировании БСП.)

Задание 2. Парная работа 

- Выясните, с помощью чего связаны части сложных предложений; поставьтье недостающие знаки препинания; определите  вид сложного предложения; графически объяснить расстановку знаков препинания между частями сложных предложений

Какой алгоритм будете использовать при анализе СП? 6 слайд

1. Найти основы предложений.

2. Определить союз (союзное слово).

3.Определить смысловые отношения между частями. В ССП (одновременно или последовательно, чередование явлений или событий, противопоставления одного явления другому )

4. Если СПП ,необходимо задать вопрос и определить вид придаточного. 

7 слайд

1.Понял он, что (союз) никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.(СПП с придаточным изъяснительным, сравнительный оборот)

2.Есть одна старая, мудрая притча о том, насколько (союзное слово) безграничной и самоотверженной бывает сила материнской любви.(СПП с придаточным изъяснительным, однородные определения)

3.Чуткое сердце матери уловило что-то тревожное, когда(союз) ее сын рассказал ей о своих чувствах. (СПП с придаточным обстоятельственным времени)

4.Материнская любовь – это любовь, которая(союзное слово) безмерна и безгранична.(СПП с придаточным определительным, тире между подлежащим и сказуемым)

5.Любовь матери всепрощающа, она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.(БСП, однородные сказуемые)

6.Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли.(ССП, однородные подлежащие)

7.Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом; она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами; она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. (БСП, обособленные определения, однородные определения и сказуемые)

8.Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму. (БСП, однородные сказуемые)

Заполните таблицу

8 – 9 слайды

ССП  -6

СПП -1,2,3,4

БСП -5,7,8

Оцените свою деятельность.

Почему предложения 5, 7, 8 бессоюзные? (нет союзов и союзных слов)

Тогда чем могут быть связаны простые предложения в составе БСП? (интонацией и по смыслу)

! – БСП отличаются особой выразительностью. Отсутствие союзов в бессоюзных сложных предложениях компенсируется интонацией.

Какую особенность БСП заметили? Какие знаки препинания расставлены в БСП?

Прочитайте вывод. (учебник)

!- Интонация в БСП обозначается на письме разнообразными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире. 10 Слайд

4. Выявление места и причины затруднения.

Встречались ли вы с проблемой выбора пунктуационного знака в ССП И СПП? (нет)

Достаточно ли определить, что предложение сложное для бессоюзного, найдя основы простых предложений, чтобы поставить знак препинания между частями БСП?

Знаете ли вы, что будет определять выбор того или иного знака препинания в БСП? (нет)

5. Построение проекта выхода из затруднения

Что должны сделать? (узнать)

Как узнать? К чему прибегают ученые-лингвисты в случаях сомнения?

 (к исследованиям, к экспериментам)

Можем ли мы таким способом найти истину? Что будем исследовать? (БСП) Как? (анализ предложения)

6. Физкультминутка. Дыхательные упражнения.

7. Реализация построенного проекта.

Начнем исследование. Составьте схемы этих предложений.  Оцените свою деятельность.

Какие же предложения называются бессоюзными сложными? Что такое БСП?

Посредством чего соединяются части БСП? (Бессоюзное сложное предложение - это сложное предложение, части которого объединены между собой только по смыслу, интонационно).

Допишите слова в определение (тетрадь).

11 слайд

Бессоюзные сложные предложения - это_________________ предложение, в котором _____________предложения объединены между собой только _________________ и _______________.

Почему не связаны, а объединены? (более или менее равноправны).

! – Части бессоюзного сложного предложения формально независимы. Однако на самом деле части БСП неравноправны по смыслу.

Оцените уровень выполнения учебной задачи

Прочитайте данные предложения. Определите смысловые отношения частей БСП. Запишите в тетрадь (напротив схем)

-Чем и как определяются смысловые отношения между частями БСП в устной речи? (интонацией)

предложение – одновременность действий Какой вид сложного предложения выражает одновременность? (ССП)

Можно ли это БСП заменить ССП? С каким союзом? Какой знак препинания ставим в ССП?

 5.Любовь матери всепрощающа, (и)она не ждёт благодарности и ничего не требует взамен.

предложение – последовательность действий

Каким синонимичным сложным предложением можно заменить?

Произведите замену БСП.

7.Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом;(и ) она расчесывала гребнем их молодые, небрежно всклоченные кудри и смачивала их слезами;и она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться.

Какое предложение получилось? Какие знаки препинания ставятся? (БСП, знаки препинания - , или ;)

8.предложение – значение причины, пояснения.

Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: (потому что) за окном он неожиданно увидел маму.

Какое предложение получилось? Какие знаки препинания ставятся? (БСП, знаки препинания   :)

Оцените уровень выполнения учебной задачи

Прочитайте вывод.

! - В устной речи смысловые отношения между частями БСП определяются интонацией.

8. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Могут ли интонация и значение влиять на выбор знака препинания?

Проведем лингвистический эксперимент.

Задание . Лингвистический эксперимент. 12 слайд

Автор следующих поэтических строчек Андрей Дементьев так расставил знаки препинания.

Прочитайте отрывок с соответствующей интонацией.

1) Не оставляйте матерей одних.

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюбленности и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Объясните графически постановку запятой в третьем предложении. (однородные дополнения).

Какие простые предложения можно объединить в БСП?

Объедините простые предложения в БСП.

Какой знак или знаки можно было бы поставить между первым и вторым простыми предложениями в составе БСП?

На что вам необходимо обратить внимание? (на интонацию)

Индивидуальная работа

- Запишите БСП, определив знак препинания.

За помощью вы можете обратиться к материалу параграфа учебника

13 слайд

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.(последовательность)

Не оставляйте матерей одних -

Они от одиночества стареют.( следствие)

Не оставляйте матерей одних:

Они от одиночества стареют.(причина)

Возможна ли в них постановка разных знаков препинания?

Как преодолели затруднение?

Какими способами воспользовались? Какой оказался эффективным?(подстановка сочинительного или подчинительного союза).

Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания?

Прочитайте вывод. 14 слайд

Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо:

1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;

2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.

Оцените уровень выполнения учебной задачи

Ознакомьтесь со следующей информацией в учебнике.(Виды интонации и смысловые отношения) Работа с ней вам предстоит на последующих уроках.

Виды интонации и смысловые отношения в БСП. Слайд 15

Части БСП могут иметь значения: одновременности, последовательности, сравнения, условия, причины, следствия, времени; они могут дополнять или пояснять первую часть предложения; части могут быть противопоставлены друг другу. И в зависимости от этого знаки препинания могут быть  , ; : -

9. Подведение итогов.

Что было сегодня на уроке предметом обсуждения?

Какие новые знания добавились?

-Решили ли поставленные задачи?

Слайд 16 . Рефлексия учебной деятельности на уроке. Самооценка.

Какие затруднения возникали по ходу урока?

-Что помогло выйти из ситуации затруднения?

Добились ли вы своей поставленной цели?

Закончите фразу «Теперь я знаю/ умею, у меня получается…»

Замените свою самооценку учебной деятельности на уроке на отметку.

Спасибо за работу и сотрудничество.

Слайд 17.В заключении хотелось бы подарить вам слова известного английского публициста Джона Рескина: «Смотри на каждую утреннюю зарю, как на начало твоей жизни, и на каждый закат солнца, как на конец её. Пусть каждая из этих кратких жизней будет отмечена добрым поступком, победой над собой или приобретённым знанием».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...