Сложносочинённые предложения (11 класс)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Краснова Ирина Николаевна

Цель:

создание  условий для совершенствования языковой и лингвистической компетенций учащихся  через повторение, систематизацию и обобщение и расширение  знаний учащихся о сложносочиненном предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_slozhnosochinennoe_predl.docx304.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Сложносочинённые предложения (11 класс)

Цель: 

создание  условий для совершенствования языковой и лингвистической компетенций учащихся  через повторение, систематизацию и обобщение и расширение  знаний учащихся о сложносочиненном предложении.

 образовательные: актуализировать, систематизировать  и расширить   знания учащихся об основных группах сложносочиненных предложений по союзам и значению, о пунктуационном оформлении названных синтаксических конструкций;   познакомить с текстообразующей функцией сложносочиненных предложений;

 развивающие: способствовать развитию  у учащихся умения анализировать, структурировать информацию в виде  опорных схем и конспектов;   формировать  умение построения графических схем сложносочиненных предложений, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль учебной деятельности, формировать навыки употребления в собственных текстах сложносочиненных предложений с учетом  текстообразующей функции и выразительных возможностей названных конструкций; содействовать развитию коммуникативных умений учащихся, необходимых при работе в паре, группе;  

 воспитательные: способствовать   формированию   бережного   отношения к русскому языку, воспитание стремления к познанию, к достижению поставленных целей.

Тип урока:  урок  углубления  знаний с использованием опорных конспектов и компьютерных технологий.

Технология: компетентностно-ориентированная, здоровьесберегающая, интерактивное обучение, информационная.

Оборудование урока: опорные конспекты,    “слепая” таблица-конструктор “Сложное предложение”, презентация,  карточки для индивидуальной и групповой работы, толковые словари, учебник русского языка для 11 класса (2022г.)

Ход урока

  1. Организационный момент

Знакомство с эпиграфом.

Мы выбираем путь, идем к своей мечте,

И надо не свернуть  с пути уже нигде.

                                                                              И. Кохановский

- Не будем сворачивать с пути, выбранного нами сегодня.

  1. Наблюдение над языковым материалом.

- Ещё раз обратимся к эпиграфу нашего урока.

- Какое предложение здесь записано?    Докажите.

А что вы знаете о сложном предложении?

  1. Заполнение уч-ся «слепой» таблицы-конструктора по теме

«Сложное предложение»  

  1. Самопроверка выполненной работы. (упр. 358,  Слайд № 3)

Озвучивание учащимися заполненной таблицы.

 

  1. Работа  «Найди соответствие». (Слайд № 4)

  1. Мотивация урока ( Слайд № 5)

Тема нашего урока – сложносочиненные предложения: основные виды, средства связи, пунктуационное оформление.

- Каковы задачи нашего урока?

- Попробуйте их сами сформулировать, исходя из темы урока.

Поможет вам ромашка вопросов

  1. Прием «Ромашка вопросов».

Ребята составляют вопросы по теме, которые начинаются словами (они записаны на лепестках ромашки):

Что?            (Что такое ССП?)

Какие?       (Какие группы ССП выделяют?)

Когда?        (Когда ставится запятая, точка с запятой и тире?

                    Когда запятая     не ставится?)

Какова?     (Какова роль ССП в речи?

                    Каковы выразительные возможности ССП?)

Где?            (Где используются ССП?)

Зачем?       (Зачем нам нужно изучать ССП?)

  1.  Ориентация на формирование деятельности учащихся.

А) озвучивание учащимися  опорной таблицы «Группы ССП».

ССП    с

Сочинительные союзы

Значение союзов

  1. соединительными союзами

и, да(=и)

одновременность,

следование

ни - ни

отрицательное перечисление

тоже, также

уподобительность

да и

добавочное присоединение

  1. разделительными союзами

или, либо

взаимоисключение

то - то

чередование

не то – не то,

то ли – то ли

предположительность

  1. противительными союзами

а, но, да (=но)

противопоставление

же, однако

сопоставление

зато

возмещение

Б)  анализ примеров . (Слайд № 6)

( Ребятам надо решить орфографические и пунктуационные задачи, построить схемы ССП, дать характеристику ССП).

  1. [   ]  или   [   ] ? ССП с разделительным союзом или со значением взаимоисключения.
  2. [   ], и   [   ]. ССП с соединительным союзом и со значением одновременности.
  3. [   ], но [   ]. ССП с противительным союзом но со значением противопоставления.

4. [   ] - и  [   ]. ССП с соединительным союзом и со значением следования.

- Можем ли мы записанные предложения назвать текстом? Почему? Какую роль  здесь играют сложносочиненные предложения?

- С помощью ССП мы можем выразить свои мысли более емко и выразительно.

В) сравнительный анализ таблицы  и опорных схем на доске.  (Слайд №7)

-Какие новые правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении вы узнали?

Д) выборочное письмо (упр.360).

Работа по вариантам.

   9. Физкультминутка (проводятся  упражнения  для глаз) 

 10. Организация развивающего пространства.

А) самостоятельная работа (упр.359): выписать по одному примеру сложносочиненного предложения с соединительным, разделительным и противительным союзом.

Б) Комплексный анализ текста ( групповая форма работы) ( Слайд № 8)

- Что вы знаете о К.Г. Паустовском?

- С какими произведениями Паустовского вы знакомы? ( Слайд № 9)

Групповая форма работы.

Задания для 1 группы:

  • определить стиль, тип речи.
  • определить тему, основную мысль текста;
  • дать тексту заголовок;

Задания для 2 группы:

  • решить орфографические задачи;
  • объяснить значение слова лицемер (работа со словарём).

Задания для 3 группы:

  • найти   сложносочиненное предложение, расставить знаки препинания;
  • построить графическую  схему сложносочиненного  предложения;
  • заменить одно предложение с однородными членами  сложносочиненным предложением.

- Давайте сделаем вывод, какую роль играют сложные предложения в тексте.

   В) творческая работа «Моя мечта» с использованием сложносочиненных предложений. 

Выступления учащихся с творческими работами.

Г) мини-тест по теме «Сложносочиненное предложение» (Слайд № 11)

Г) взаимопроверка выполненного теста с использованием ключа для проверки (Слайд № 12)

13. Рефлексия урока

- А сейчас мы вновь обратимся к ромашке вопросов.

- Что нового вы узнали о сложносочиненном предложении?

- Чему научились?

- Какой материал вам больше понравился и запомнился?

- Где в жизни вам это может пригодиться?

Выставление учителем оценок учащимся за работу на уроке, комментирование оценок.

Закончить сегодняшний урок  я хотела бы словами:

Поверь в мечту, иди туда, куда она тебя зовет!

И ты увидишь, что она тебя не подведет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии на уроках русского языка «Виды сложносочинённого предложения» 9 класс.

1.     Отработать навыки сбора материала к сочинению по картине.2.     Развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас.3.     ...

Презентация "Сложносочинённые предложения 9 класс"

Изучение сложносочинённых предложений при выполнении комплексного анализа текста в 9 классе...

Урок "Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения". 9 класс

Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения". План-конспект урока, презентация, приложения....

Тест "Сложносочинённые предложения" 9 класс

Проверочная работа по теме "Сложносочинённые предложения в 9 классе...

Разноуровневые тесты по теме "Сложносочинённое предложение", 9 класс

Разноуровневые тесты по теме "Сложносочинённое предложение", 9 класс...

Разработка урока русского языка "Сложносочинённое предложение" (9 класс)

Разработка урока русского языка "Сложносочинённое предложение" (9 класс)...