Исследовательская деятельность
статья по русскому языку (10 класс)

Вихляева Светлана Николаевна

В статье рассказывается о формировании исследовательской культуры учащихся .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование исследовательской культуры

Вихляева Светлана Николаевна,учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №36 г.Тамбова

При переходе современной школы на новые стандарты меняются цели основного и среднего (полного) образования. Одна из главных задач, стоящих перед нами, учителями, - вооружить учащихся осознанными, прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Мы всегда говорили о социальном заказе, но никто его конкретно не формулировал. Мы говорили, что нужно воспитать достойного гражданина общества.

В стандартах нового поколения этот заказ расшифровывается.

Основным предназначением стандарта является формирование базового круга вопросов современного человека:

– умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция);

– умение сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция);

– умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы (самоорганизация);

– готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность (самообразование).

Поэтому в практике работы современной школы все большее распространение приобретает исследовательская деятельность учащихся как образовательная технология, направленная на приобщение учащихся к активным формам получения знаний.

Научно-исследовательская деятельность является:

  • мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования;
  • одним из методов повышения интереса и соответственно качества образовательного процесса.

Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для самореализации. Одна из задач  работы учителя – применение знаний, полученных на уроке на практике.

Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность в процессе обучения закладывает основу для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, т.к. эта деятельность основана на стремлении каждого человека к самостоятельному изучению окружающего мира.

Огромную роль в формировании исследовательской культуры каждого ученика играет научное общество.

Любое научное общество учащихся ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы. Данная работа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к детям в учебно-воспитательном процессе.

Исследовательская деятельность является значимой в том случае, когда мотив проведения исследования является внутренней потребностью ученика, а проблема, которую он раскрывает, - субъективно интересна и значима для него.

научно-исследовательская деятельность приводит к повышению мотивации и соответственно повышению качества образования, что говорит об эффективности работы научного общества учащихся в данном направлении. Помимо осознания полученных результатов исследования учащиеся приобретают следующие компетенции:

  • умения работать с литературой;
  • умения проводить анализ, синтез, сравнение, обобщать и делать соответствующие выводы, моделировать;
  • умения творчески мыслить и творчески подходить к решению поставленной цели и задачи, что создает предпосылки для развития креативности;
  • умения правильно оформлять работу;
  • навыки использования таких эмпирических методов исследования как: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение документов и опыта (сбор необходимой информации), эксперимент, демонстрация опыта;
  • речевые навыки;
  • опыт отстаивания своей точки зрения;
  • ведения дискуссии.

Главной целью учебного исследования является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в “большой” науке. В ходе учебного исследования учащимся приобретается функциональный навык исследования как универсального способа освоения действительности, развивается способность к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося

Подводя итоги можно сделать вывод о том, что организация научно-исследовательской деятельности педагогов и учащихся способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа "Исследовательская деятельность на уроках физики и химии"

Как средство повышения качества знания у обучающихся по предметам физики и химии...

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...