Конспект урока в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Васильева Лариса Владимировна

Местоимение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МБОУ «Сятра-Лапсарская ООШ» Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики
  2. Васильева Лариса Владимировна
  3. Русский язык
  4. 5 класс
  5. Русский язык. 5 класс. /Под редакцией Т.А.Ладыженской и др. - М: Просвещение, 2022
  6. Местоимение

Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе

Форма урока: традиционный

Метод: комбинированный

Цель урока: повторить части речи

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий;
  • отработать способ действия при определении частей речи, определении морфологических признаков местоимения;
  • формировать умение использовать местоимения в речи;
  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические умения.

2. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных);
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения работы в парах.

3. Воспитательные: воспитание интереса и уважения к родному языку.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

– Здравствуйте! Я рада видеть каждого из вас.

И пусть осень прохладой в окна дышит, нам будет здесь уютно, ведь наш класс друг друга любит, чувствует и слышит.

– В своем обращении к вам, я выделила интонацией несколько слов. Назовите их

Тема урока: «Местоимения» - запишите в тетрадь тему.

Приветствие учащихся. Называют слова: каждого, из вас, нам, наш – слова являются местоимениями

Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний.

Постановка учебной цели.

Проверка д/з. Вызвало ли выполнение д/з затруднения? Если да, то какие? Синтаксическая пятиминутка. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям.

 – Составьте схему предложения. Произведите синтаксический разбор.

– Послушайте текст. Ответьте на вопросы.

Мама принесла его домой однажды вечером. Это создание было ещё совсем крохотное и пушистое с коготками на лапках. Замерзший и перепуганный он дико озирался по сторонам, и время от времени начинал громко плакать. Лишь к полуночи, выпив теплого молока и, видимо, вконец, выбившись из сил, малыш заснул прямо на полу у теплого камина.

– О ком говорится в тесте?

– Почему у вас не было однозначного ответа? (в этом тексте не было слова, которое называет предмет, о котором идет речь в тексте, а есть местоимение, во множественном числе, в родительном падеже)

Комментируют ответы учащихся. Записывают предложение, объясняют орфограммы.

Слушают текст, отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Запись учащимися числа, темы урока. Формулируют цель урока.

Закрепление изученного материала

1. Вопрос-шутки:

– Какое местоимение спрятано в алфавите? (Я)

– Какие местоимения нужны, чтобы руки стали чистыми (Вы, мы, ты)

– Какие местоимения встречаются на плохих дорогах? (Я, мы)

– Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (оно)

2. Словарный диктант (устно)

Задание:

Определите начальную форму и падеж местоимений:

У вас – вы.

С тем – тот.

За тобой – ты.

У каждого – каждый.

За тобой – сам.

3. Работа с учебником. 1) Упр. 111 (устно). 2) Упр. 112 (комментировать письмо).

4. Игра Корректор». Работа в парах (карточки). Исправьте ошибки: в предложениях наблюдается неоправданное употребление одного и того же слова, или тавтология.

Запишите в исправленном виде:

1. Очень давно человек приручил диких животных. Человек заставил их служить себе. 2. За окном светило ласковое солнце. Солнце согревало молодую травку и первые цветочки.

5. Игра «Четвертый лишний» (у доски 3 учебника)

А) ОН, ОНА, ОНО, Я (Я – 1-е лицо, остальные – 3-е лицо)

Б) Я, ТЫ, ОНИ, ОН (ОНИ – мн.ч., остальные – ед. ч.)

В) МЫ, ОН, НО, ВЫ (НО – союз)

Г) ТЫ, К. ОТ, ЗА (ТЫ – местоим., остальные – предлоги)

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные(учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Д) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ (МНЕ-местоим.,остальные-гл.)

6. Измените местоимения по вопросам: (карточки)

Кто?              Я                  Мы

У кого?        У меня         У нас

К кому?        Ко мне         К нам

На кого?       На меня       На нас

С кем?           Со мной         С нами

О ком?           Обо мне       О нас

- По каким вопросам вы изменяли местоимения? ( по падежам)

-Как нужно писать местоимения с предлогами ?(раздельно)

- Почему? ( предлог-это слово)

 Итак, мы вспомнили правило правописания местоимений с предлогами. Между предлогом и существительным можно вставить другое слово, например: у школы- у новой школы. А между предлогом и местоимением что можно вставить? ( Вопрос)

Отвечают на вопросы.

Записывают словарный диктант.

Комментируют выполнение упражнения.

Рефлексия деятельности

Подведение итогов работы.

- Что нового узнали на уроке?

- Что запомнилось, понравилось?

-Испытали ли вы трудности? В чем?

- Назовите местоимения, о которых говорили на уроке?

-Какого лица бывают местоимения?

-Молодцы,ребята. Благодарю вас за активную работу на уроке. ( Выставление оценок)

И в заключении я прочитаю вот такие строчки: « Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна. Я заменяю имена!» Эти строчки подведут итог, о чем мы говорили на уроке. Такими словами могло сказать о себе местоимение.

Отвечают на вопросы

Домашнее задание

Упражнение по учебнику. Повторить параграф.

Запись учащимися задания в дневники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...