Контрольная работа по разделу "Лексикология".5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Бадмаева Надежда Васильевна

Контрольная работа по лексике для учащихся 5 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Лексика». 5 класс

Вариант 1.

  1. Задание: продолжи предложение.

1) Лексика – это…

2) Однозначные слова – это слова, имеющие…

3) Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

4) Синонимы – это слова одной и той же части речи с ……_значением. Они отличаются друг от друга……

       2.   В каком ряду приведены синонимы?

а) громадный, огромный, гигантский  

б) красота, прекрасный

в) чашка, тарелка, миска

       3.    Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) скучно       б) уныло     в) тоскливо     г) бесполезно

       4.    В каком ряду приведены антонимы?

а) красный – желтый      

б) дом – сад      

в) избушка – домик      

г) красивый – уродливый

       5.     Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.

     6. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) чудесная история, деревянный стол

б) серебряная ложка, ласковый ветерок

в) холодный взгляд, черствое сердце

       7. В каком ряду приведены олицетворения?

а) сосулька плачет, ребенок рыдает

б) время бежит, сердце поёт

в) ель машет лапой, звезда зажглась

Задание. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Т…мне…т хмур…т…ся небо. Наб…гают мрачные гр…зовые тучи. З…т…ха…т старый бор, готов…т…ся (к)бою. Сильный п…рыв ветра вырыва…т…ся (из)за в…ршин д…рев…ев, кружит…ся пылью (по)дорог… и мчит…ся (в)перёд.

Удар…ли (по)лист…ям первые крупные капли д…ждя и (в)скоре на землю обрушилась ст…на в…ды. Св…ркнула молния пр…катился (по)небу гром.

Быстро пр…ход…т летняя гроза. Но вот св…тле…т туманная даль. Небо начина…т г…лубеть. (Над)полем (над)лесом (над)водн…й глад…ю плывёт лё…к…й пар. Уже и со…нце г…рячее выгл….нуло а дождь ещё (не)прош…л. Это капают с д…ревьев и блестят (на)со…нце д…ждинки

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тему текста

3. Определите  основную мысль текста:

4. Определите тип речи

5. Определите стиль речи

6. Докажите, что слово ЛЕС является многозначным7.Подберите к слову ДОЖДЬ сначала формы слова, затем однокоренные слова

8.Сделайте фонетический разбор слова ТУМАННАЯ

 9.Напишите о своем отношении к дождю.

                    Контрольная работа по теме «Лексика». 5 класс

                                                           2 вариант.

  1.    Задание: продолжи предложение.

1) Наряду с прямым значением, у некоторых слов возникает ……….._значение.

2) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению, называются……..

3) Синонимы – это слова одной и той же части речи с ………_значением. Они отличаются друг от друга……._

4) Слова одной и той же части речи с противоположным значением называются_.......

       2.   В каком ряду приведены синонимы?

а) человек, ребенок, взрослый

б) черный, белый

в) смелый, отважный, бесстрашный

       3.    Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

а) нужный     б) важный      в) необходимый     г) недолговечный

       4. В каком ряду приведены антонимы?

а) телефон – телеграф        

б) движение – покой  

в) голова – нога    

 г) невежа – неряха

        5.  Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.

        6. В каком ряду приведены прилагательные в переносном значении?

а) хвойное дерево, еловые шишки

б) лазурный берег, ласковый ветер

в) безоблачное небо, тупой карандаш

       7. В каком ряду приведены олицетворения?

а) разгулялась вьюга, дверь заскрипела

б) ветер уснул, весна с зимой встречается

в) ребята веселились, природа празднует

Задание. Перепишите текст,  вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

В д…лёкие вр…мена на (З,з)емле жили гиган…ские ящ…ры. Некоторые (из)них х…дили (на)двух н…гах.

Это было уд…вительн…е время! Никогда прежде (З,з)емля (не)вид…ла таких чудовищ… и едва ли увид…т вновь. Им во вл…дение отд…вал…сь всё суша море воздух.

Бе…крайние л…са нас…ляли всевозможные ящ…ры. Они стр…мительно н…сились между д…рев…ями (на)кожистых крыл…ях складывали их и ра…пол…гались (на)отдых (на)д…рев…ях. (На)п…лянах то тут то там по…влялись проворные динозавры а в зар…слях р…скошных р…стений пощ…лкивали и п…свистывали причудливые птицы. В б…лотах копошились …громные ж…вотные.

1. Озаглавьте текст.

2. Определите тему текста.

3. Определите основную мысль текста:

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Докажите, что слово ЛЕС является многозначным.

7.Подберите к слову МОРЕ сначала формы слова, затем однокоренные слова.

8.Сделайте фонетический разбор слова ГИГАНТСКИЕ.

9.Напишите о своем отношении к динозаврам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по природоведению 5 класс; контрольная работа по географии 6 класс "Гидросфера"

Контрольные работы составлены с учётом материалов учебников "Природоведение 5 класс"  авторы: Т.С. Сухова, В.И.Строганов и "Землеведение 6 класс" авторы :В.П.Дронов,Л.Е.Савельева.Данные работы ап...

Контрольная работа по химии "Основные классы неорганических соединений" 8 класс

Контрольная работа составлена для итогового контроля по химии для учащихся 8 класса, которые изучают химию по учебнику Рудзитиса и Фельдмана. 2 варианта, есть таблица ответов....

Контрольная работа по геометрии 8 класс Учебник А.Г.Мерзляк "Геометрия 8 класс"

Это первая контрольная работа по теме "Параллелограм и его виды"...

Авторский учебный задачник "Контрольные задания" (контрольные работы для 2 - 6 классов)

Решение задач, стоящих перед образованием на современном этапе его развития, во многом зависит от того, как устроена система оценивания: насколько она обеспечивает обратную связь, насколько включает у...

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа

Контрольная работа по географии 5 класс Итоговая контрольная работа...

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации".

Контрольная работа по химии 9 класс. Тема контрольной работы "Теория электролитической диссоциации" на два варианта....