Роль учителя в воспитании, развитии и обучении школьников
статья по русскому языку (7, 8 класс)

В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. Для того, чтобы успешно и бесконфликтно реализовывать процесс образования и воспитания преподавателю необходимо добиться уважения и доверия со стороны школьников. В этом случае он сможет максимально передать и закрепить духовные и нравственные основы, которые должны будут стать стержнем будущих личностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_uchitelya_v_vospitanii.docx15.79 КБ

Предварительный просмотр:

Роль учителя в воспитании, развитии и обучении школьников

     Работа педагога в школе должна быть направлена на сплочение коллектива школьников, а также на привнесение в повседневную жизнь учащихся видов деятельности, связывающей школьную и внеурочную деятельность.

       В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. Для того, чтобы успешно и бесконфликтно реализовывать процесс образования и воспитания преподавателю необходимо добиться уважения и доверия со стороны школьников. В этом случае он сможет максимально передать и закрепить духовные и нравственные основы, которые должны будут стать стержнем будущих личностей.

     Психологические проблемы во множестве кристаллизуются вокруг него. Его отношение к ученику, влияние, оказываемое им на душу ученика, и, с другой стороны, его собственный духовный рост и развитие, его духовные данные.

      И все же та сторона учителя, которая наиболее важна для его успехов, как будто более всего ускользает от точного анализа. Это не его познания, не его энергия и усердие, не его искусность и опытность, это то воспитательское воодушевление, которым определяется личность учителя. Учитель, не чувствующий красоты и святости своего признания, поступивший в школу не потому, что сердце его исполнено желания учить детей, а только для того, чтобы иметь работу и добывать себе средства к существованию, приносит вред ученикам и еще больший вред самому себе.

     Успешность или безуспешность преподавания зависит всегда от внутренней теплоты учителя. Никакое красноречие, никакая техника, никакая уловка не может обмануть чуткой души ребенка. Преподавание может касаться самых интересных вещей, но, если указанный элемент внушения отсутствует, ученики следят за учителем без веры и потому без собственной активности. Когда же души коснется  вдохновенье, тогда все становится живым и одухотворенным. Для результата воспитательной работы очень важно, какие отношения существуют между учителями и учениками.

      Данный учитель математики  уделяет много внимания развитию активности, инициативы и самостоятельности детей. Это удалось не сразу, но он не торопился.  Ребята сначала робко, а затем все увереннее и чаще выступали со своими предложениями. Узнав о его поддержке их начинания, девятиклассники  радовались и приступали к работе.

      По моему мнению, предоставление детям самостоятельности является необходимым условием воспитания воли, которая играет большую роль в жизни человека. Постановка цели и выработка плана действий самими школьниками порождает сильный мотив к преодолению трудностей и препятствий, встречающихся на пути выполнения задуманного.

        Увлеченность этого  учителя в процессе урока математики со школьниками определяется, прежде всего, любовью учителя, к своей профессии.

       Подъем, который возникает у учителя в процессе занятий, во многом зависит от душевного контакта с учащимися и подготовки к уроку.

      Учитель увлёк  ребят интересным материалом.  Ученики стремятся познать неизвестное, а учитель воодушевлен тем, что, обогащая ребят знаниями, растит их духовно. Возникает та атмосфера взаимного расположения, уважения, дружбы, которая благоприятствует обучению, и в то же время способствует выполнению воспитательных задач.

      Быть для ребят старшим товарищем, а в то же время оставаться их наставником, не выпускать из своих рук нитей руководства коллективом и каждым школьником в отдельности – это как раз и нужно, хотя трудно.

       Такой подход, конечно, нужен. Однако уважение и любовь выражается, прежде всего, в том, что учитель безраздельно отдает, свои силы, способности, знания, чтобы достигнуть наилучших результатов в обучении и воспитании своих учеников, в их духовном росте.

       Любовь к детям, которая вообще свойственна людям, живет и в сердце учителя. Но поскольку он учит и воспитывает одних и тех же школьников в течение ряда лет, чувство любви к детям принимает особые формы. Учитель, который внимательно наблюдает за своими учениками, видит их духовный рост, в этом росте узнает плоды своего труда, – ведь в каждом из школьников он как бы оставляет частицу своего сердца.

      Взаимоотношения учителя и детей должны быть деловыми. Учитель руководит приобретением знаний, прививает нормы и правила поведения, а ученик овладевает этими знаниями, нормами и правилами.

       Деловые взаимоотношения могут быть разными. Учитель математики сам захвачен процессом познания, он чутко реагирует на ответы учеников, внимательно выслушивает их вопросы и недоумения, побуждает к доказательству высказываемых ими суждений, сам с большим подъемом делится своими знаниями. Этот учитель зорко наблюдает за классом, выбирает момент, когда возбудить активность слабого ученика, когда дать простор сильному. И не только словом, но и взглядом ободряет, поощряет стремление ученика доискаться истины. Он не противостоит классу, а сливается с ним, не теряя в то же время авторитета руководителя, старшего товарища.

        Закончить я хочу словами немецкого педагога Адольфа Дистервега  «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в воспитании, развитии и обучении школьников

В воспитании старших школьников роль учителя вновь возрастает. В этот период формируются основы мировоззрения, у них складывается нравственная и гражданская позиция, что помогает им лучше ориент...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников

Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, ...

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников.

Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников...

Статья "Место и роль робототехники в воспитании дошкольников и младших школьников"

В статье раскрываются перспективы преподавания робототехники, начиная с младшего возраста....