«Роль учителя в создании условий для саморазвития школьников».
учебно-методический материал по биологии (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бакулина Галина Григорьевна
«Роль учителя в создании условий
для саморазвития школьников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovanie_effektivnyh_tehnologiy_na_urokah_biologii.ppt727.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Роль учителя в создании условий для саморазвития школьников». Использование эффективных технологий на уроках биологии

Слайд 2

Во всем мне хочется дойти до самой сути: В работе, в поисках, в сердечной смуте, До сущности протекших дней, до их причины, До оснований, до корней, до середины.

Слайд 3

С первых дней моей работы в школе я поняла, что обучение детей не может быть без взаимопонимания. Увидеть в каждом учении индивидуальность, понять и принять его самоценность, научить размышлять, отстаивать свою точку зрения, решать проблемы и сегодняшние, и те, с которыми он столкнется в будущем – вот моя педагогическая задача.

Слайд 4

Знание- не застывшая догма, не сумма фактического и теоретического материала. Знание, прежде всего, должно применяться практически, помогать социализации личности в обществе. Приоритетная цель моей деятельности: Создание оптимальных условий для развития познавательной активности каждого ученика, его готовности к преобразующей деятельности.

Слайд 5

Задачи педагогической деятельности Изучение и реализация современных педагогических технологий. Создание на уроках оптимальных условий для развития каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей, потребностей. Создание условий для развития творческих способностей учащихся, их умения видеть проблемы, находить верные решения. Создание устойчивой мотивации к учению, так как это приводит к возникновению у учащихся стремлений к самообразованию.

Слайд 6

В процессе своей педагогической деятельности акцент необходимо делать не на содержание учения, а на процесс применения имеющихся знаний. В результате, дети начинают восхождение по ступеням «лестницы познания»: знания оценка знания осмысление применения анализ изобретения

Слайд 7

Три составляющих учебного процесса:

Слайд 8

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ для достижения поставленных задач: «Индивидуально-дифференцированный» . «Учить учиться». «Практическая направленность уроков биологии и химии». «Использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности». «формирования нового отношения к учащимся». «Использование современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образовательных технологий».

Слайд 9

учитель без новаций – это всегда учитель вчерашнего дня. Считаю. что учитель без новаций - это учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребёнку стать человеком, совершенствующим самого себя.

Слайд 10

Упражнения на правописание терминов . Задание 1. Вставьте пропущенные буквы: 1) бе...позвоночные; 7) прогрес…, 2) вод...росли; 8) ос…зание, 3) ал-ель; 9) мет…болизм, 4) ак...омодация; 10) ду…ликация. 5) гидроли...; 11) репрес…ор, 6) се…чатка, 12).эн…одерма.

Слайд 11

Упражнения на соотнесение термина с понятием Задание. Придумайте как можно больше терминов со следующими корнями: а) био (греч. – жизнь). б) фото (греч. – свет). в) поли (греч. 􀀂 – многочисленный, обширный). г) сома (греч. – тело). д) эндо (греч. – внутри).

Слайд 12

Анализ и синтез сложного термина Задание Разбейте термины на составные части, выясните их смысловое значение, дайте определения терминам . Хлоропласт, биосинтез, археоптерикс, хромосома, биотоп , антиген, антибиотик , биоценоз. Ответы проверьте по Биологическому энциклопедическому словарю. Пример: хлорофилл (хлорос от греч. 􀀂– зеленый, филлон от греч. – лист). Хлорофилл – зеленый пигмент листа, с помощью которого осуществляется фотосинтез.

Слайд 13

Задание . Подберите русские эквиваленты к следующим терминам: 1) филлотаксис (листорасположение); 2) популяция (сообщество); 3) метаболизм (обмен веществ); 4) селекция (отбор); 5) гибридизация (скрещивание); 6) транскрипция (переписывание); 7) эукариоты (ядерные организмы); 8) адаптация (приспособление).

Слайд 14

Задание. Какие термины вы употребите, если вам нужно рассказать о: 1) фотосинтезе; 2) обмене веществ? Ответы. 1 – хлоропласт, хлорофилл, грана, тилакоид, фотолиз фермент, АТФ-синтетаза, протонный резервуар, цикл Кальвина, углеводы и др .2 – метаболизм, катаболизм, биосинтез, анаболизм, распад, эндотермический процесс, экзотермический процесс, энергетический обмен, ассимиляция, диссимиляция, дыхание, окисление, гликолиз, гидролиз, АТФ, белки, аминокислоты, глицерин, жиры, глюкоза и др.)

Слайд 15

Задание. Составьте развернутые предложения по следующим схемам: Кровь Лимфа Внутренняя среда Тканевая организма жидкость Спинно-мозговая жидкость

Слайд 16

Работа с научными текстами Задание . Прочитайте и перескажите тексты (отрывки из книги: Мир живой природы / Пер. Б.Д. Васильева. – М.: Мир, 1984). Критерием оценки является количество специальных терминов, употребленных в ответе. Задание . Прочитайте текст. Выпишите термины и дайте объяснение каждому из них.

Слайд 17

Составление схем, таблиц, диаграмм, графиков Биологическая схема – это краткое объяснение при помощи знаков, символов и условных обозначений строения и функций организма, явлений и процессов, классификации организмов и т.д., а также отражение взаимосвязей разного рода. Схематичный рисунок – это изображение

Слайд 18

Основные компоненты экосистемы П К I К II Р П – продуценты (зеленые растения). КI – консумент 1-го порядка (растительноядные животные). КII – консументы 2-го порядка (плотоядные животные). Р – редуценты. Стрелками показаны переходы энергии и питательных веществ.

Слайд 19

Задание . Расскажите об обмене веществ в организме, используя данную схему. Метаболизм Анаболизм Катоболизм Ассимиляция Диссимиляция Пластический обмен Энергетический обмен АТФ расходуется АТФ образуется

Слайд 20

Разрабатывая проблему самостоятельной деятельности учащихся, нужно помнить, что работа на уроках не должна быть односторонней, вопросы должны быть познавательного характера и начинаться со слов: «Почему..?», «Можно ли..?», «Являются ли..?», «Как..?», «Зависит ли..?», и т.д Почему происходит движение листьев ?», « Как кислород поступает в организм лягушки ?», « Как объяснить , что состав крови постоянный?».

Слайд 21

Метапредметные задачи Ситуация неожиданности ( информация вызывает удивление, контрастность ) Ситуация опровержения (предлагается доказать на основе анализа, синтеза и применение знаний, несостоятельность какого-то предположения, идеи или проекта) Ситуация предположения ( в процессе сопоставления какого-нибудь закона выявляется недостаточность информации) Ситуация неопределенности (ситуация с недостаточными или избыточными данными).

Слайд 22

новая педагогическая идея “Конструктор урока”, «Конструктор урока”, применяется как эффективное средство для “сборки уроков” . Использование конструктора снижает время на подготовку к урокам, повышает их многообразие, а также повышает интерес учащихся к предмету и сказывается на качестве обучения.

Слайд 23

Вопросы к тексту Учащиеся составляют разные виды вопросов: репродуктивные, расширяющие, проблемные. Вопросы могут начинаться: 1. произвольно 2. докажите, что……. 3. объясните, почему…….. 4. какой вывод можно сделать из…….. 5. какое строение имеют…….. 6. правда ли, что……… 7.каким образом..

Слайд 24

Вопросы к рисунку Как назвать рисунок? Что на нем показано? Расскажите об изображенных явлениях или процессах и сравните их. Сделайте вывод. Какие признаки показаны? Не показаны? Какую информацию о …… можно получить? Найдите информацию о ………. Разделите объекты на две группы Какими общими признаками обладают эти ….

Слайд 25

Тренинг « Соответствие» (предсердие: сердце = желчный пузырь: ?) «Разделите на группы» (легкие, сердце, сосуды, кровь, трахеи, жабры) «Сгруппируй» (почки, сердце, легкие, кишечник, артерии, мочевой пузырь, желудок, бронхи) «Определите по описанию» (орган, систему органов, организм, систематическую единицу) «Дополните ряд. Обобщите» ( стебель, лист, корень, ……)

Слайд 26

Составление рассказа по заданным словам При изучении нового или повторении материала (на основе прочитанного в учебнике текста). 1.Сначала опорные слова даются в последовательности, соответствующей в учебнике (для слабых учеников); 2. Затем слова даются без определенной последовательности; 3. Вносятся « лишние» слова, которые не могут быть использованы в тексте (для сильных учеников). Необходимо: озаглавить рассказ и объяснить, на какой вопрос отвечают, какой вопрос к нему можно задать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый практико-ориентированный семинар на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 п. Пангоды». «Создание условий для социализации школьников в открытом образовательном пространстве»

Выступление по теме:"Роль социально-педагогического сопровождения в создании условий социализаций подростков с девиантным поведением"...

Программа по созданию условий для воспитания школьников

Данная программа разработана для организации воспитательной работы в школе...

Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания

Создание условий для социализации школьников через уроки обществознания...

Работа классного руководителя по созданию условий для саморазвития и реализации личности обучающихся

Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут. ...

Выступление на семинаре для учителей-дефектологов. "Создание условий для успешной реализации программы работы с младшими школьниками с дефицитом внимания".

Методические приемы, обеспечивающие успешность коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с дефицитом внимания....

Статья "Условия для саморазвития школьников"

Школьники должны не просто усваивать учебный материал. На первом месте для учителя должен стоять вопрос, зачем это нужно, что даст им это знание? Как оно может повлиять на личность ученика: что измени...

Работа педагога по созданию условий для саморазвития и реализации личности обучающегося.

                    Каждый подросток, как личность имеет свои задачи, свою жизненную программу. Это самопознание, самоопределение, саморегуляци...