Урок русского языка по теме " Приложение как особый вид определения" 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс)

Афанасьева Елена Леонидовна

Конспект урока русского языка по модели "перевёрнутый класс" с разноуровневым заданием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМАТ ОПИСАНИЯ УРОКА. МОДЕЛЬ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС»

  1. Фамилия Имя Отчество: Афанасьева Елена Леонидовна
  2. Класс: 8В
  3. Предмет: русский язык
  4. Тема: Приложение как особый вид определения.
  5. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • особенности особого вида определения –приложения.    

уметь (сможет продемонстрировать):

  • приложения в простом предложении;  
  • определять способ выражения приложения;
  • писать приложения через дефис.    
  1. Инструменты проверки достижения результата[1]: тест.
  2. Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов[2] (см. в конспекте  урока).
  3. Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

Самостоятельная работа дома 25 минут

Работа в классе:

Начало урока 12.15  минут

Урок 45 минут

Завершение урока 13.00 минут

  1. Организационно-педагогические условия и описание хода урока

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДОМА

  1. Во ФГИС «Моя школа» урок 553 посмотреть в разделе «Освоение нового материала» изучить интерактивную статью «Способы выражения подлежащего» и сделать конспект статьи – 20 мин.
  2. Пройти тест на Гугл  платформе – 8 мин.
  3. Повторить признаки определения – 5 мин.

Текст домашнего задания: Ребята, изучите самостоятельно на платформе ФГИС «Моя школа» - «русский язык 8 класс» - урок 553 «Приложение как особый вид определения» – раздел «Освоение нового материала»  изучите интерактивную статью и сделайте конспект этой статьи в виде таблицы. После изучения материала пройдите по ссылке тест, размещённый на Гугл диске. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfQH-hA7GIRrm9tKvU_seReWH_mhPfkelMT9rqGezgTeDq0sw/viewform?usp=sf_link

Необходимые дидактические материалы:

  1. Компьютер с выходом в интернет.

НАЧАЛО УРОКА

  1. Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. (2 мин.)
  2. Мотивационный этап. (5 мин.) Слайд 1.

-Ребята, посмотрите на слайд. Составьте со словом конфеты словосочетания, чтобы зависимое слово выражалось согласованным и несогласованным определением. Прочитайте, что у вас получилось.

- А теперь, посмотрите, как это задание выполнили другие ученики. Всё ли они сделали правильно? Объясните.

- С выделенным словосочетанием у учеников возникли проблемы. Почему?

- Опираясь на этот пример, сформулируйте тему нашего урока.

Тема «Приложение как особый вид определения».

- Какую цель на урок поставим?

Цель учащихся: - закрепить (изучить) способы выражения приложения;

-научиться применять правило постановки дефиса в приложениях.

Необходимое оснащение:

  1. Компьютер с телевизором.

Необходимые дидактические материалы:

  1. Презентация.

УРОК

1.Актуализация. (7 мин)

- Дома вы самостоятельно изучили материал «Приложение как особый вид определения».

Составили конспект и выполнили тест.

Я просмотрела ваши тесты, кто-то хорошо понял тему, а кто-то даже и не начинал её изучать. Поэтому сегодня на уроке вы будете работать с разным уровнем заданий.

- Но прежде, чем мы начнём с вами изучать и закреплять данную тему, давайте вспомним всё, что знаем об определении.

Тест. У вас на партах лежат листочки для заполнения верных ответов. Зачёркивайте клеточку там, где вы согласны с ответом.

А

Б

В

1

2

3

4

5

6

7

8

Вопросы.(слайд 3-9)

  1. Определение – это

А) второстепенный член предложения; б) отвечает на вопросы какой? Чей?

 В) относится к существительному.

2. Определение может быть

А) согласованным; б) двусоставным; в) неполным.

3. Определение подчёркивается:

А) волнистой линией, б) пунктиром; в) пунктиром с точкой.

4. Определение может быть выражено:

А) прилагательным; б) Н.Ф.глагола; в) междометием.

5. Приложение- это

А) служебная часть речи; Б) особый вид определения; В) существительное, характеризующее предмет.

6. В предложении «Пошёл Садко на озеро Ильмень и закинул невод»  выделенное слово является:

А) подлежащим; Б) дополнением; В) приложением.

7. В предложении « На нём были клетчатые брюки», выделенное слово является:

А) дополнением; б) несогласованным определением; в) согласованным определением.

8. В предложении « Мама надела свою любимую юбку в полоску», выделенному слову соответствуют следующие характеристики:

А) несогласованное определение; б) выражено существительным; в) зависит от существительного ЮБКУ.

- Посмотрите на слайд и оцените по критериям свои ответы (слайд 11).

Критерии оценивания:

«5» - верно все 8 строк.

«4» - верно 6-7 строк.

«3» - верно 4-5 строк.

«2» - меньше 4.

Необходимое оснащение: компьютер, телевизор.

Необходимые дидактические материалы:

  1. Карточки для ответов «Тест».
  2. Презентация с вопросами и критериями оценивания.

  1. Закрепление полученных знаний (15 мин.)

Работа в разноуровневых группах.

1 группа. Учащиеся, усвоившие тему хорошо (работа в группе).

Задание. Составьте кластер- памятку для нахождения определения в предложении. Представьте свою работу классу.

2 группа. Учащиеся, усвоившие тему недостаточно хорошо( работа в группе).

Задание: Дополните таблицу недостающими правилами.

Приложение- это

особый вид определения, который выражается существительным.

Приложение согласуется с определяемым словом

в ….

Приложение обозначает

-признак и качество предмета,

-национальность,

-………

-……….

-………

-………….

-…………

-……………

Дефис в приложении ставится

- приложение и определяемое слово –нарицательные существительные;

-…………….

-……………….

-…………….

-………………

Дефис в приложении не ставится

- приложение - имя собственное стоит перед определяемым словом;

-…………

-……………

-……….

Приложение подчёркивается

3 группа. Учащиеся, не усвоившие тему (работа в паре/самостоятельно).

Задание: изучите параграф учебника, сделайте конспект в тетрадь. Расскажите правило соседу по парте.

Защита работ группами. Оценивание работы в группе или паре. (5 мин.)

Практическая часть (работа в парах: разноуровневые задания) (10 мин.)

1 группа. Творческое задание. Перепишите предложения, заменяя согласованные определения приложениями.
1.Навстречу нам вышел (старый) сторож.
2.Сразу полюбилась добру молодцу (красивая) девица.
3.Ночевала тучка золотая на груди утеса (огромного).
4.По сухой тропинке мчится заяц (русый).

5. На лавочке сидела милая бабушка (старая).

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу по эталону, поставьте оценку.

Эталон:

1.Навстречу нам вышел старик-сторож.
2.Сразу полюбилась добру молодцу  девица-красавица..
3.Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана..
4.По сухой тропинке мчится заяц-русак..

5. На лавочке сидела милая бабушка-старушка.

Верно все 5 предложений «5»

Верно 4 предложения «4»;

Верно 3 предложения «3»;

Верно 2 и меньше «2».

2 группа. Составьте предложения, используя данные словосочетания. Подчеркните приложения.

Дуб-великан

ученый-биолог

глазки- бусинки

гриб- красавец

цветок магнолия

Астрахань- город

гостиница «Ейск»

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу по эталону, поставьте оценку.

Дуб-великан

ученый-биолог

глазки- бусинки

гриб- красавец

цветок магнолия

Астрахань- город

гостиница «Ейск»

Верно 7 предложений «5»

Верно 5-6 предложений «4»;

Верно 3-4 предложения «3»;

Верно 2 и меньше «2».

3 группа. Прочитайте словосочетания.. Определите, что они обозначают и запишите (качество предмета, возраст, профессию, национальность и т.д.) 

Возница-киргиз –

Ока-кормилица –

мальчик-подросток -

девочка – трусиха –

строитель-бетонщик-

берёза-свечка –

озеро Байкал –

газета «Аргументы и факты» -

крёстная Таня –

художник И. Левитан –

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу по эталону, поставьте оценку.

Возница-киргиз – национальность;

Ока-кормилица – качество предмета;

мальчик-подросток - возраст;

девочка – трусиха – характер;

строитель-бетонщик  – профессия;

берёза-свечка – качество предмета;

озеро Байкал – географическое название;

газета «Аргументы и факты» - собственное наименование;

крёстная Таня – родство;

художник И. Левитан – имя собственное.

Верно 10 предложений «5»

Верно 8-9 предложений «4»;

Верно 6-7 предложения «3»;

Верно 5 и меньше «2».

  1. Самостоятельная работа.( 5 мин.)

Обведите номера правильных ответов.

  1. Приложение есть в предложениях

А)Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева-сосна.

Б)Море отражало огни фонарей и было усеяно массой жёлтых пятен.

В)Царь Салтан сидит в палате.

  1. Выделенное слово не является приложением в предложении:

А)Люди с бакенбардами стояли и курили трубки.

Б)Дубровский выдал себя за учителя - француза.

В)Чижа захлопнула злодейка-западня.

  1. Несогласованное приложение есть в предложении

А) Я узнал об этом из газеты «Комсомольская правда»

Б) Комердинер подал ему башмаки с красными каблуками.

В) Далеко был виден завод-гигант.

4. Имя собственное является приложением в предложении.

А) Байкал – удивительное озеро.

Б) Мы добирались почти сутки на древнем теплоходе «Комсомолец».

В) Поэт  Н.А. Некрасов своё детство провёл на  Волге.

5. Дефис пропущен в предложении.

А)Дорога шла через глухой лес.

Б) Сестрички кунички по ёлкам бегают.

В) Журнал «Природа» напечатал интересные материалы по экологии.

Проверьте тест (слайд 3).

- Проверьте ваши ответы и оцените себя.

1. А,В

2. А

3. А

4. Б

5. Б

Критерии:

«5» - верно 6.

«4»- верно 5.

«3»- верно 4.

«2» -менее 4 правильных ответов.

- Молодцы, вы хорошо поработали. Подпишите ваши карточки, на которых вы сегодня работали, и сдайте мне.

Необходимое оснащение: компьютер с телевизором.

Необходимые дидактические материалы:

  1. карточки для групп;
  2. эталоны для самопроверки;
  3. презентация с ответами для самостоятельной работы.

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

  1. Рефлексия ( слайд 13) (3 мин)

- Ребята,закончите фразы:

Сегодня на уроке я научился…

Мне было легко….

У меня вызвало затруднение….

  1. Домашнее задание:

1)Упр.     или  по картине Э. Грабаря «Февральская лазурь»  придумать предложения с приложением.

Необходимое оснащение: компьютер с телевизором.

Необходимые дидактические материалы:

  1. Презентация (слайд 4).


[1] Например, тест, опрос, выполнение задания, создание продукта (результат проекта), портфолио, самостоятельная/контрольная работа,

[2] Опишите конкретные критерии/показатели/индикаторы, которые используются при оценке достижения запланированных результатов. Например, если инструмент проверки – тест, то в данном разделе вам необходимо включить сам тест со всеми вопросами и вариантами ответов на них, обозначить правильные ответы и вес каждого правильного ответа.  Другой пример – результатом обучения у вас будет публичное выступление. Следовательно, в данном разделе вам необходимо привести критерии оценки публичного выступления и шкалу перевода баллов в отметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.

Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...

Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).

Урок - открытие в  изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Урок русского языка по теме "Фонетика. Подготовка к ГИА." 8 класс

Урок повторения и обобщения учебного материала в конце года. Вся работа нацелена на подготовку к ГИА. Материал содержит конспект, презентацию Егораевой, таблицу....

Урок русского языка по теме "Союз как часть речи".7 класс

Урок -путешествие по теме "Союз как часть речи" для учащихся 7 класса...

Презентация к уроку русского языка по теме "Приложение"

Презентация содержит теоретический материал о правописании приложений с примерами...

Урок русского языка на тему: "Причастие как особая форма глагола", 6 класс

Урок изучения нового материала по данной теме составлен с учетом требований ФГОС. Дана технологическая карта урока с примерной разбивкой по минутам, в которой расписаны виды деятельности на каждом эта...