Лингвистический квест
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Мальцева Татьяна Валериевна

Методическая разработка описывает лингвистический квест-игру "Поиски клада в царстве русского языка" для учащихся 6 класса. Цель игры: обобщение изученного материала по основным разделам лингвистики: лексика, фразеология, орфография, пунктуация, морфология, морфемика и словообразование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskiy_kvest.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного мероприятия.

Лингвистический квест «Поиски клада в царстве русского языка».

Форма проведения: квест-игра.

Участники: учащиеся 6-х классов.

Продолжительность: 1 час.

Место проведения: кабинеты школы.

Цель игры: обобщение изученного материала по основным разделам лингвистики (лексике, фразеологии, орфографии, пунктуации, морфологии, морфемике и словообразованию); развитие познавательной активности и познавательного интереса к урокам русского языка.

Задачи:

1)  формировать орфографическую и пунктуационную зоркость; развивать умения находить и исправлять грамматические ошибки в образовании форм имен прилагательных, сочетающихся с несклоняемыми именами существительными; развивать умения выполнять морфемный и словообразовательный анализы слова; определять значение слов пассивной лексики;  развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

2) развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы;

3) формировать навыки самоконтроля и рефлексии;

4) воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи, умение работать группой;

5) воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Планируемые результаты:

Личностные:

-понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе игровой образовательной деятельности.

Предметные:

-умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения;

-соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

-уместное использование фразеологических оборотов в речи;

-формирование навыков проведения различных видов анализа слова (морфемного и словообразовательного); определение лексического значения устаревшего слова,  распознавание однородных членов предложения, опознавание сложного предложения;

-овладение основными нормами литературного языка (орфографическими, пунктуационными, грамматическими), поиск орфограммы и применение правил написания слов с орфограммами; применение правил постановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.

Метапредметные:

-развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности;

-умение планировать пути достижения целей;

-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

-умение находить и извлекать информацию в различном контексте; объяснять и описывать явления на основе полученной информации; анализировать и интегрировать полученную информацию.

Ход мероприятия.

Подготовительный этап.

Мероприятие проводится для параллели 6-х классов. До проведения игры учащиеся делятся команды, подбирают название команды, девиз и эмблему. В игре одновременно участвует 5 команд.

Каждое испытание проводится в отдельном кабинете, где ребятам предстоит выполнять задания под руководством экспертов-старшеклассников. Эксперты выслушивают и проверяют ответы, выставляют баллы в маршрутный лист команды. В конце игры баллы суммируются, и определяется команда-победитель и призеры. Эксперты заранее получают задания и критерии их оценки. Критерии оценки озвучиваются каждой команде непосредственно на станции до выполнения задания. На каждой станции после выполнения и оценки задания командам вручается по одной букве пословицы или знаки препинания. (УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА.)

Организационный этап.

Приветственное слово ведущего. Представление команд. Вручение маршрутных листов.

Основной этап.

Станция «Назад в прошлое».

Задание на данном этапе состоит из 2-х частей и выполняется на интерактивной доске:

1. Соотнесите устаревшие слова с современными синонимами.

2. Распределите устаревшие слова в 2 группы: разложите устаревшие слова в 2 корзины «Историзмы» и «Архаизмы».

Станция «Веселая фразеология».

Участникам игры предлагается по 6 шуточных рисунков с фразеологизмами.

Задание 1: Определите, какие фразеологизмы изображены на рисунках и объясните их значение.

Задание 2: Выберите один из фразеологизмов. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Станция «Игра в слова».

На этой станции команды выполняют интерактивные задания в сервисе LearningApps.

Задание 1: Соберите пазл, подбирая к схемам слова в соответствии с их морфемным составом.

Для выполнения задания нужно перейти по ссылке:

https://learningapps.org/6111462

Задание 2: Соберите пазл, определяя способы образования слов.

Ссылка на задание:

https://learningapps.org/4028586

Станция «Юные редакторы».

Командам предлагается текст с орфографическими и пунктуационными ошибками.

Задание: Исправьте ошибки и объясните правила написания слов и постановки знаков препинания.

Станция «Загадки – отгадки».

Задание 1: Отгадайте загадки. Определите, какой признак объединяет слова-отгадки. (Слова-отгадки – несклоняемые существительные). Определите род этих несклоняемых существительных.

Задание 2: Рассмотрите словосочетания «прилагательное + несклоняемое существительное». Исправьте ошибки в образовании форм имен прилагательных.

Заключительный этап.

Команды собираются в актовом зале. Сдают маршрутные листы. Пока подсчитываются баллы, участники команд совместно собирают пословицу. Ведущий подводит участников игры к выводу, что, выполняя задания лингвистического квеста, учащиеся нашли клад. Это пословица, в которой заключена народная мудрость. Бесценные сокровища – это наши знания.

Подведение итогов. Награждение победителей и призеров. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Игра-квест "Лингвистическая экспедиция"

Игра-квест предназначена  развивать познавательную активность школьников, прививать интерес к истории и особенностям русского языка, формировать  информационную компетенцию учащихся (самосто...

Лингвистический квест "Глагол".

Пройдя данный квест, ребята найдут его разгадку и получат "отлично". Ну и "кончно же, повторят тему "Глагол"....

КВЕСТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.Квест «Игра на гранях слова»

Аннотация: Применение обучающих квестов на уроке русского языка и внеурочной деятельности формирует интерес к предмету, способствует эффективному развитию лингвистических компетенций и реализует разви...

Лингвистическая квест-игра

quot;Тайны русского языка"...

Интеллектуальный лингвистический квест «Дорогами Даля… в путь за словом»

Цели:- вызвать интерес к личности В. И. Даля, его произведениям;-прививать любовь к русскому языку и литературе, стремление к его изучению; - развивать познавательные компетенции у обучающихся, м...