Элективный курс по русскому языку в 11 классе Русское правописание орфография пунктуация
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Ляликова Елена Анатольевна

Для подготовки к ЕГЭ в 11 классе по русскому языку разработан элективный курс "Русское правописание: орфография пунктуация"

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Домашний\Downloads\IMG20240120142642.jpg

Рабочая программа

по элективному курсу в 11 классе

«Русское правописание: орфография и пунктуация».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку с учётом федерального компонента государственного стандарта общего образования и на основе авторской программы по русскому языку С. И. Львовой – доктора педагогических наук, профессора зав. Лабораторией обучения русскому языку Института содержания и методов обучения (ИСМО), Российской

академии наук (РАО) и авторской программы Н.Г.Гольцевой «Русский язык. 10-11 классы».

Возрастные особенности обучающихся 11 класса.

Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план. Это новообразование накладывает свой отпечаток и на учебную деятельность старшеклассников – она становится учебно-профильной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности. Познавательные процессы и умственные способности развиты уже достаточно хорошо. Обычно они уже умеют ставить и решать проблемы. Их очень интересуют общие проблемы бытия, они могут часами спорить об отвлеченных предметах. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью и отсутствием системы в занятиях. В 11 классе на первый план выступают проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение карьеры, кроме этого важным становится все, связанное с подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам. Обращенность в будущее вообще главная черта старшеклассника, но для одиннадцатиклассника будущее затмевает все остальные сферы жизни. В этом возрасте завершается физическое, в том числе половое, созревание организма. Принадлежность к определенной социальной группе и собственное положение в ней чрезвычайно важны для старших школьников. Выдвигаются на первый план ценности, связанные с развитием самосознания: самораскрытие, понимание, искренность, интимность. Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит вхождение человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей.

Общая характеристика учебного предмета.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он

является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую

ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.

Особенностью программы является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим, основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на

языковом чутье и удовлетворяет естественную потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г.О.Винокур) становится надёжным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И, наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т.п.

Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности.

Для того чтобы полностью воплотить идею систематизации знаний и совершенствования на этой основе соответствующих умения, предлагается изолированное изучение каждой части русского правописания: орфографии  и  пунктуации. Такой подход, разумеется, не исключает, а, напротив, предусматривает попутное повторение важных пунктуационных правил при рассмотрении орфографической системы, а в процессе обучения пунктуации – совершенствование орфографических умений.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо также иметь в виду, что успешность обучения орфографии во многом зависит от общего уровня речевого развития старшеклассника и прежде всего от владения видами речевой деятельности: осмысленным и точным пониманием чужого высказывания (аудирование, чтение); свободным и правильным выражением собственных мыслей в устной и письменной форме (говорение, письмо) с учётом разных ситуаций общения и в соответствии с нормами литературного

языка. Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи старшеклассника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Цель:

Углубление знаний учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию через повышение грамотности учеников, развитие культуры письменной речи.

Задачи:

  • Закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию;
  • Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся;
  • Закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов;
  • Обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний обучающихся о стилях, их признаках, правилах их использования;
  • Обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие обучающимися знаний и умений на уроках литературы, а также восприятие обучающимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения;
  • Способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе;
  • Воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой

деятельности;

  • Прививать интерес и любовь к русскому языку;
  • Воспитать человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
  • Развитие стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
  • Воспитать требовательность к себе, объективность в самооценке.

Формы работы.

Задачи решаются при использовании таких форм работы как:

  1. Эвристическая беседа.
  2. Работа в парах.
  3. Фронтальный опрос.
  4. Индивидуальная.
  5. Дифференцированный зачет. И таких приемов как:
  1. Работа с обобщающими таблицами и схемами по орфографии и пунктуации.
  2. Самостоятельная работа по составлению обобщающих таблиц и схем.
  3. Работа с разнообразными лингвистическими словарями.
  4. Семантический анализ высказывания.
  5. Анализ текста.

Основные знания, умения, навыки.

  • Производить фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, речеведческий разбор, анализ художественных, публицистических и научных текстов.
  • Владеть орфографической, пунктуационной, речевой грамотностью для свободного пользования русским языком в учебных и иных целей в устной и письменной формах.
  • Пользоваться языковыми средствами точной передачи мысли при построении научно-учебного и научно-популярного высказывания.
  • Правильно употреблять термины, обеспечивая простоту и ясность предложений, структурную четкость высказывания.
  • Составлять реферат по нескольким источникам, уметь защищать его, грамотно и полно отвечать на вопросы.
  • Участвовать в диспуте, дискуссии.
  • Иметь представление о социальной сущности языка, его функциях и структуре, о языковой норме и происходящих в русском языке изменениях, о его взаимосвязи с другими языками.

Контроль.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трем направлениям:

  1. Учитывается умение обучающего производить разбор звуков речи, слова,

предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагать их в связи с производимым разбором или по заданию учителя.

  1. Учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.
  2. Учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования

предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно – выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации.

Текущий контроль осуществляется по результатам практических заданий (выполнение упражнений, коллоквиумы, зачет), самостоятельных работ, тестов в формате ЕГЭ. Итоговый контроль осуществляется посредством практических работ (диктант), репетиций ЕГЭ, тестов и сочинений на предложенную тему.

Теоретическая основа данной программы:

  • система языковых понятий;
  • различные виды упражнений и задания, стимулирующие активные мыслительные и речевые действия обучающегося.

Принципы, на которых базируется программа:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
  • уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
  • комплексный подход при разработке занятий;
  • научность, связь теории и практики;
  • преемственность;
  • наглядность;
  • систематичность и последовательность;
  • прочность полученных знаний;
  • активность и сознательность обучения. Элементы применяемых технологий:
  • технология проблемного обучения;
  • личностно – ориентированное обучение;
  • тест – технологии;
  • ИКТ;
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология поэтапного формирования умственных действий.

Результаты обучения.

  1. Обучающийся овладевает глубокими систематизированными знаниями.
  2. Обучающийся может корректно выразить свое мнение по различным проблемам.
  3. Обучающийся способен аргументировано доказать собственную точку зрения.
  4. Обучающийся готов к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.

Уровень - базовый.

Направленность - основное общее образование.

Место предмета «Русское правописание: орфография и пунктуация» в Базисном учебном плане:

В год – 34 часа.

В неделю - 1 ч.

Преемственность: систематизация и обобщение изученного по предмету в 11 классе является логическим продолжением программы по русскому языку среднего звена.

Организация учебного процесса: классно-урочная система

Реализация регионального компонента: отобрано содержание, определены пути его реализации в тематическом планировании по определенным темам.

Материально - техническое обеспечение:

  • Таблицы и схемы по основным темам курса русского языка;
  • Компьютерные презентации;
  • Интернет ресурсы;
  • Дидактические материалы;
  • Тесты;

Учебно-тематический план. 11 класс.

Содержание

Кол-во часов

Содержание программы

Орфография        как        система правил правописания

1

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.

Правописание морфем. Орфография.

8

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний.

Грамматико – семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Образование и написание сложных слов.

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

8

Знаки препинания между членами предложения.

Знаки препинания между однородными членами предложения. Знаки препинания в осложнённых предложениях.

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями ССП, СПП, БСП и предложений с разными видами связи. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.

Оформление на письме прямой, косвенной речи и диалога. Разные способы оформления цитат на письме.

ИТОГО

17

Календарно-тематическое планирование.

Дата

Тема

Орфография как система правил правописания.

 (1 час)

1

Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Разделы русской орфографии.

Правописание морфем.  Орфография (8 часов)

   2

Правописание корней.

3

Правописание приставок.

4

Правописание суффиксов.

5

Правописание Н и НН в причастиях.

6

Правописание окончаний.

7

Правописание Ь после шипящих в словах разных частей речи.

8

Написание НЕ с разными частями речи.

9

Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (8 часов)

10

Основные функции пунктуационных знаков. Знаки препинания в конце предложения.

11

Знаки препинания внутри простого предложения, осложнённого предложения.

12

Предложения с обращениями и вводными словами.

13

Виды сложных предложений. Знаки препинания между частями ССП.

14

Знаки препинания между частями СПП.

15

Знаки препинания между частями БСП.

16

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

17

Знаки препинания при передаче чужой речи.

Программа

 С.И. Львова. «Русское правописание: орфография, пунктуация». Программа элективного (факультативного) курса для 10-11 классов. 2009г.

  Учебник:  Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.

Учебное  учебно-методическое обеспечение обучения для учащихся:

Базжина Т. В., Крючкова Т. Ю. Русская пунктуация: Пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов. — М., 2000.

Беднарская Л. Д. Грамотный человек. — Тула, 2003.

Ветвицкий В. Г., Иванова В. Ф„ Моисеев А. И. Современное русское письмо: факультативный курс. — М., 1974.

Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / Капинос В. И. и др. — М., 2002, 2003—2004, 2004—2005.

Словари

Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.

Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь. Для учащихся средней школы (любое издание).

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов (любое издание).

Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. В. Панов. — М., 1984.

Учебное  учебно-методическое обеспечение обучения для учителя:

Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе. — М., 1990.

Валгина Н. С. Русская пунктуация: Принципы и назначение. — М., 1979.

Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Календарно- тематическое планирование.

Цель курса : представить теоретическое истолкование  системы современной русской             орфографии и  пунктуации с выработкой последую...

Элективные курсы по русскому языку 11 класс."Современное правописание:орфография и пунктуация" Рабочая программа.

*закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов- образцов ,а также при продуцировании собственных текстов. 2.Содержание обучения: требования полнос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русск...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...