Презентация "Виды односоставных предложений. Повторение и обобщение"
презентация к уроку по русскому языку (8 класс)

Данный материал позволяет повторить и обобщить теоретические знания о видах односоставных предложенийи, а также потренироваться на практике определять виды односоставных предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_odnosotavnyh_predlozheniy.pptx1.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОВТОРЯЕМ ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Слайд 2

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ ПОДЛЕЖАЩИМ НАЗЫВНЫЕ С ГЛАВНЫМ ЧЛЕНОМ СКАЗУЕМЫМ ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ОБОБЩЁННО-ЛИЧНЫЕ БЕЗЛИЧНЫЕ

Слайд 3

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член предложения – подлежащее , выраженное именем существительным в И.п . или сочетанием числительного с существительным. Эти предложения показывают, что события, явления, предметы названные главным членом предложения, существуют. Почему назывные предложения так называются? Почему в назывных предложениях нет сказуемого и оно не нужно? Сновиденье. Пробужденье. Мгла. Тихая, звёздная ночь. Распространять назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т.е. все виды определений .

Слайд 4

НАЗЫВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Маленький городок. Северный городок. Выцветшая луна. Северная Двина. Рябь тёмно-синих вод. Музыка. Теплоход. Девушка на холме. Юноша на корме. Какие из предложений являются назывными? Почему вы так решили? Приведите свои примеры (3-5) назывных распространенных предложений. О чем вы должны помнить?

Слайд 5

ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником (1 и 2 лицо ед. и мн.ч .( я,мы,ты,вы ) изъявительного или повелительного наклонения). В таких предложениях подлежащее подразумевается, оно вполне определённо. Определённо-личные предложения синонимичны двусоставным, но более лаконичны: в них больше подчёркивается действие, чем деятель. На опушке обнажённой рощи я отыскиваю большую кучу сухих осенних листьев, набиваю ими мешок и отправляюсь домой.( Простое, двусоставное предложение с однородными сказуемыми) Иду не торопясь, любуясь хорошей погодой, дышу свежим воздухом, вспоминаю забавные охотничьи случаи. (Простое, односоставное, определённо-личное предложение с однородными сказуемыми. Здесь подлежащее подразумевается - Я) Вдруг слышу: листья в мешке шевелятся, будто в них кто-то ворочается.( Э то предложение сложное, состоящее из трех частей: первая часть – односоставное, определённо-личное предложение, вторая и третья часть - двусоставные предложения)

Слайд 6

ОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Найдите грамматическую основу в предложениях текста. Дайте письменную характеристику первого и последнего предложения. Познай самого себя. Пойми, как меняется и растет твой организм. Содержи тело в чистоте. Часто мойся, чисти зубы и ногти. Заводи друзей. Будь хорошим другом сам, научись говорить с друзьями и родителями и выслушивать их. Научись говорить «нет». Если тебя просят сделать что-то, от чего ты чувствуешь себя неловко, говори «нет». (Рекомендации Всемирной организации здравоохранения)

Слайд 7

НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Называют действия, совершаемые каким-то неопределённым лицом ( 3л.мн.ч. – они) В неопределённо-личных предложениях всё внимание сосредоточено на действиях, а производитель действия не назван, так как совсем не важно, кто производил эти действия. В дверь несмело постучали. (Простое, односоставное, неопределённо-личное предложение. Есть только сказуемое в форме 3 лица мн.ч . – постучали. Главное – действие, а не тот, кто его производит) Объявили тревогу, и через несколько минут отряд отправился в путь. (Это сложное предложение. Первая часть – односоставное, неопределённо-личное предложение, вторая часть – двусоставное предложение) В горах произошёл обвал, и нам посоветовали вернуться назад. Можете сами рассказать об этом предложении?

Слайд 8

НЕОПРЕДЕЛЁННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Найдите односоставные неопределённо-личные предложения. Выпишите их, подчеркните грамматическую и дайте письменную характеристику. Клюкву собирают поздней осенью. Клюква – болотная ягода. Хотелось бы мне с вами поговорить. Ни души! Не позволяй душе лениться! Душа обязана трудиться. Дорожки парка каждое утро посыпали песком. А ты хватай ее за плечи, учи и мучай дотемна. Не уходи, побудь со мною… Я вас любил.

Слайд 9

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Это такие предложения, в которых нет и грамматически не может быть подлежащего, т.е. от сказуемого невозможно задать вопрос КТО? Или ЧТО? Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено глаголом, кратким страдательным причастием в форме среднего рода, категорией состояния, существительным в Р.п . с частицами НЕ и НИ, словом НЕТ. Действие происходит как бы само по себе, без участия действующего лица. С утра подморозило. Мне весело и страшно. Солнца еще не видать. На небе ни облачка. В первом предложении сказуемое выражено безличным глаголом, во втором – категорией состояния, в третьем – неопределённой формой глагола, в четвёртом – сущ. в Р.п . с частицей НИ. Попробуйте от э тих сказуемых задать вопрос КТО? и ли ЧТО? Вы убедитесь, что это невозможно. Даже если на первый взгляд кажется, что действующее лицо(подлежащее) есть, то простая проверка убедит вас, что это не так. А если нет и не может быть подлежащего - лица, выполняющего действие, - то как называется предложение?

Слайд 10

БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕЛОЖЕНИЯ Определите вид односоставных предложений и подчеркните главные члены . Укажите, чем выражен главный член. Вечереет. Ветра уже нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Весь день их бросало по свежей сыроватой пахоте. Теперь и пахарям можно отдохнуть. Хорошо лежать на опушке прозрачного перелеска и смотреть в ясное небо. Там начинают неярко светиться первые звездочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.

Слайд 11

Рекомендуемые ссылки https://interneturok.ru / https ://uchi.ru / https ://foxford.ru /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1.       Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...

Презентация "Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение"

Данная презентация содержит материал по повторению теоретического материала по теме "Сложноподчиненное преложение с придаточным изъяснительным, определительным и придаточными обстоятельственными"...

Урок по теме "Односоставные предложения. Повторение"

Урок составлен с использованием сингапурских структур. Цель: - распознавать в тексте различные типы односоставных предложений по значению и способу морфологического выражения главного члена и упо...

Сценарий открытого урока по русскому языку в 8 М классе "Односоставные предложения". Повторение и обобщение.

Цели урока:Образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал по данной теме;Развивающая: развивать навыки грамотного письма и орфографическую зоркость, умение определять виды...

Урок русского языка в 11 классе "Односоставные предложения. Повторение"

Урок - повторение в 11 классе на тему: "Односоставные предложения" - позволяет в интерактивной форме  вспомнить виды односоставных предложений, выполнить разнообразные устные и письменн...

Презентация к уроку в 8 классе "Односоставные предложения. Повторение материала"

Презентация содержит материал по обобщению знаний об односоставных предложениях....