Морфологические признаки имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Литвинова Яна Васильевна

Урок повторения в 5 классе по теме "Морфологические признаки имени существительного"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morfologicheskie_priznaki_imeni_sushchestvitelnogo.docx20.59 КБ
Файл kartochki.docx11.99 КБ

Предварительный просмотр:

Морфологические признаки имени существительного

Цели и задачи:

1) познавательные:

- обобщить и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном как части речи:

- ученики должны знать определение имени существительного, одушевлённые и неодушевлённые существительные, собственные и нарицательные;

- знать категорию рода, уметь определять род имён существительных;

- знать падежи и падежные вопросы;

- знать 3 склонения имён существительных, уметь определять склонение, уметь склонять существительные 1, 2, 3 склонения и существительные на -ий, - ия, -ие;

- знать категорию числа, имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа;

- знать, какую роль могут выполнять имена существительные в предложении, уметь определять, каким членом предложения является имя существительное в предложении.

2) развивающие:

- создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; обеспечение творческого развития и заинтересованности учащихся в приобретении знаний;

- развитие воображения;

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся (через выполнение творческих заданий, требование полного ответа на вопрос);

- создавать условия для развития навыков самостоятельной работы;

- создавать условия для развития внимания;

3) воспитывающие:

- прививать интерес к изучению русского языка.

Тип урока – урок повторения.

Ход урока

1. Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

2. В тетрадях число, классная работа.  

Словарная работа (в тетрадях и на доске).

Ц..рк, лес..ница, р..сток, предл..жение, шепот, р..стение, крыж..вник, акц..я, ц..плёнок, ч..сы

3. Проверка д/з у доски

1) Упр. 535

Плачет от жалости (3 скл., Р.п.), нет проку в лихости (3 скл., П.п.), нет проку в зависти (3 скл., П.п.), хороша на блюде (2 скл., П.п.), добрался до овчарни (1 скл, Р.п.), лежит на сене (2 скл., П.п.).

Безударные И и Е в окончаниях существительных:

1 скл.: Е – Д.п. и П.п.

И  - Р.п.

2 скл.: Е – только П.п.

3 скл.: только И

2) Упр. 538

О Марии, об изложении, о заключении, о вступлении, о введении, о территории, о географии, о фамилии, о произведении, о соревновании, о воззвании, о санатории, о предположении.

У существительных на –ИЙ, -ИЕ, -ИЯ в косвенных падежах в окончании пишется И (-ИИ)

3) Упр. 542. Разборы

Фонетический – ж..ри

Морфемный – поезда (ед.ч.)

Синтаксический

Василий, Валерий, Виталий, Афанасий и Юрий – брат..я.

Выходят они на воскресную прогулку.

В это время повторяем теорию.

 - Ребята, что мы с вами делаем на протяжении нескольких уроков? Не только готовимся к ВПР, но и активно изучаем какую часть речи? (имя существительное) Давайте вспомним всё, что мы знаем об этой части речи.

- обозначает предмет;

- отвечает на вопросы кто? что?

- относятся к мужскому, женскому или среднему роду;

- изменяются по падежам и числам;

- относятся к 1, 2 или 3 склонению;

- в предложении бывают подлежащими, дополнениями и обстоятельствами;

- бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными;

- имеют форму только единственно числа: молодёжь, железо, темнота;

- имеют форму только множественного числа: очки, ножницы, чернила, румяна.

Обратим внимание на доску: какого разбора не хватает? (морфологического). Сегодня на уроке мы будем повторять всё, что мы знаем об имени существительном, всё, что нам пригодится для морфологического разбора – морфологические признаки имени существительного. Итак, как будет звучать наша тема? Морфологические признаки имени существительного. Запишем в тетради.

Какие же цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

- обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное»

- подготовиться к ВПР

Сегодня в конце урока мы составим интеллект-карту, которая отобразит все наши знания об имени существительном и поможет нам их систематизировать

4. Работа по теме урока.

работа в парах на карточках

1) Допишите к именам нарицательным подходящие имена собственные.

Город ___________, океан __________, озеро ____________, художник _____________, писатель __________, деревня ___________, рассказ __________________, картина _________________ .

Каковы отличия имён собственных и нарицательных?

2) Напишите сверху над каждым существительным род.

Лебедь, мышь, картофель, бандероль, тюль, фасоль, рояль, шампунь, овощ

Почему возникают трудности при определении рода этих существительных? (неодушевлённые, заканчиваются на согласный)

3) Прочитайте текст. Выпишите из него имена существительные в 3 столбика.

Людей с давних пор интересовало, что скрыто в недрах земли. Несметные сокровища скрываются под нашими ногами: уголь, золото, нефть и алмазы, руда и мрамор. Научились люди рыть шахты и бурить скважины, чтобы добраться до тех подземных складов.

 (И. Кирпичникова)

Имеют единственное и множественное число

Имеют только единственное число

Имеют только множественное число

5. Работа в тетрадях и у доски.

Дерево поднялось выше дома. На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом. Сосна – это хвойное дерево. Из-за редких деревьев виднелись дома. Наш дом из дерева.

Какую синтаксическую роль играет слово дерево в каждом из этих предложений?

6. Морфологический разбор. (Не нашёл) на карте

7. Подведение итогов.

Составление интеллект-карты «Имя существительное» в тетради для теории и на доске

8. Домашнее задание

1) Морфологический разбор:  (о названии) статьи; (появляется) синева

2) Расставить ударение в словах, пользуясь орфоэпическим словарём:

туфля, шарфы, квартал, досуг, каталог, сантиметр, километр, предмет, документ, дефис, торты



Предварительный просмотр:

1) Допишите к именам нарицательным подходящие имена собственные.

Город ___________, океан __________, озеро ____________, художник _____________, писатель __________, деревня ___________, рассказ __________________, картина _________________ .

Каковы отличия имён собственных и нарицательных?

2) Напишите сверху над каждым существительным род.

Лебедь, мышь, картофель, бандероль, тюль, фасоль, рояль, шампунь, овощ

Почему возникают трудности при определении рода этих существительных? (неодушевлённые, заканчиваются на согласный)

3) Прочитайте текст. Выпишите из него имена существительные в 3 столбика.

Людей с давних пор интересовало, что скрыто в недрах земли. Несметные сокровища скрываются под нашими ногами: уголь, золото, нефть и алмазы, руда и мрамор. Научились люди рыть шахты и бурить скважины, чтобы добраться до тех подземных складов.                                 (И. Кирпичникова)

Имеют единственное и множественное число

Имеют только единственное число

Имеют только множественное число

1) Допишите к именам нарицательным подходящие имена собственные.

Город ___________, океан __________, озеро ____________, художник _____________, писатель __________, деревня ___________, рассказ __________________, картина _________________ .

Каковы отличия имён собственных и нарицательных?

2) Напишите сверху над каждым существительным род.

Лебедь, мышь, картофель, бандероль, тюль, фасоль, рояль, шампунь, овощ

Почему возникают трудности при определении рода этих существительных? (неодушевлённые, заканчиваются на согласный)

3) Прочитайте текст. Выпишите из него имена существительные в 3 столбика.

Людей с давних пор интересовало, что скрыто в недрах земли. Несметные сокровища скрываются под нашими ногами: уголь, золото, нефть и алмазы, руда и мрамор. Научились люди рыть шахты и бурить скважины, чтобы добраться до тех подземных складов.

 (И. Кирпичникова)

Имеют единственное и множественное число

Имеют только единственное число

Имеют только множественное число


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число"

Цель: обобщить знания по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных...

Морфологические признаки имени существительного

Презентация предназначена для уроков русского языка в 5 классе. Её можно использовать при повторении изученного в 4 класс,  в начале изучения имени существительгого и в заключение темы при морфол...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"

дана разработка урока по  русскому языку в 5 классе  по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся за...

Авдеева Л.И. "Особенности изучения морфологических признаков имени существительного"

В презентации дается сравнительная характеристика   УМК по русскому языку,  в том числе и УМК начальной школы, в аспекте изучения морфологических признаков имени существительного....

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....

Морфологические признаки имени существительного

Морфологические признаки имени существительного...