Статья "Развитие критического мышления через чтение и письмо"
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

В конце 21 века мир вступил в период глобальных изменений.Новой нормой становится в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать новые проблемы.Считаю, что в этом может помочь технология РКМЧП.

Скачать:


Предварительный просмотр:

             «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

                                                Статья.

                                                                             Бугаева Любовь Ивановна

                                                                             учитель русского языка и литературы

                                                         г. Шарыпово

                                                 Красноярский край

                                                         

В начале XXI века мир вступил в период глобальных изменений цивилизованного масштаба. Переход к постиндустриальному обществу резко ускорил процессы глобализации, усилил взаимозависимость стран и культур, активизировал международную кооперацию и разделение труда. Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы.

На первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Я считаю, что в этом может помочь технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Технологией РКМЧП называют базовую модель обучения (вызов – осмысление содержания – рефлексия) в совокупности с целым набором приёмов и методов. РКМЧП вправе назвать новым подходом, потому что его использование предполагает отказ от традиционных представлений об обучении. Важна не только технологичность процесса, но и характер работы учеников и учителя: свобода в выборе точек зрения и отсутствие непреложных истин – всё можно обсуждать или подвергать анализу. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретёнными; не объём информации, а умение получать её и моделировать, не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение работы по технологии развития критического мышления в образование даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, лицом к ребёнку, к его индивидуальности.

Изучая познавательный (школьный тест умственного развития), творческий (тесты, определяющие уровень развития творческих способностей) потенциал своих учеников , я выяснила, что

-  16,6% учеников показывают высокий уровень при анализе, сравнении, обобщении; 33,3% - средний уровень, 50% - низкий.

-  11% учащихся имеют высокий уровень творческой активности, 44,4 % - средний и 44,4 % - низкий.

Исходя из полученных результатов, поставила перед собой цель: формирование универсальных способов мыслительной деятельности: анализ, сравнение, обобщение через развитие критического мышления.

Для достижения поставленной цели реализую следующие задачи: формировать операции мыслительной деятельности, создать на уроке оптимальные условия, помогающие учащимся самим добывать знания на основе имеющегося опыта.

В работе использую пособие для учителей общеобразовательных учреждений, авторы  С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская. Поставленная цель, я считаю, является актуальной, поскольку необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить, применить.

Наиболее приемлемой для реализации поставленных целей является технология РКМЧП. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией через чтение и письмо, соотнесение внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть. Чтение и письмо – это и инструменты, и продукты мышления. Чтение служит для анализа, сравнения, обобщения того, что мы уже знаем, и неизвестного. Такое чтение в процессе критического мышления становится направленным,  осмысленным, а письмо – важнейший инструмент для выражения наших мыслей.

Основная идея технологии критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, размышляют, отслеживают, опровергают, подтверждают, расширяют знания.

Для развития у детей умений сравнивать, анализировать, обобщать я использую возможные приёмы и методы. На уроках часто использую такие эффективные приёмы: инсерт, кластеры, сводная таблица.

ИНСЕРТ– маркировка текста значками по мере его чтения (самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления). Во время чтения текста учащиеся  делают на полях пометки с помощью определённых знаков: «v» - уже знал, «+» - новое, « _» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. Этот приём чаще использую на стадии осмысления. Для заполнения таблицы дети снова возвращаются к тексту, что обеспечивает вдумчивое внимательное чтение. Применение данного приёма способствует развитию систематичности мышления, умению выделять новое, систематизировать приобретённую информацию. Дети с интересом включаются в работу, читают более внимательно, что способствует лучшему усвоению нового материала.

Приём «СВОДНАЯ ТАБЛИЦА» особенно полезен, когда предполагается сравнение нескольких объектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

                                              ФОРМА СВОДНОЙ ТАБЛИЦЫ.

Тема 1

Тема 2

Линии сравнения

Тема 3

Тема 4

Имя прилагательное

Причастие

Определение части речи

Глагол

Причастие

Имя существительное

местоимение

Изменение части речи

Союз

Предлог

Синтаксическая роль в предложении

                  Кусака

Линии сравнения

              Кусачка

Шерсть, висевшая рыхлыми, сухими космами и вечно покрытая засохшей грязью.

          Внешний вид.

Шерсть очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас.

Не помня себя от страху, перемётываясь, натыкаясь, мчалась, пряталась, зализывала ушибы и раны, копила страх и злобу, поджав хвост, убегала.

      Поведение собачки

Расцвела всей собачьей душой, важно осматривала улицу вверх и вниз, нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала. Вертелась вокруг самой себя, уверенно и спокойно ложилась на своё место.

На собаку кричали и улюлюкали, ребята бросали в неё камнями и палками.

Отношение окружающих

Все собирались и хохотали, нарочно ласкали её.

        БАСНИ

          Эзоп

  Жан де Лафонтен

Линии сравнения

    И.А.Крылов

VI-V век до н.э. Древняя Греция.

VII век. Франция.

Век, страна

XIX век. Россия.

Ворон и Лисица.

Ворон и Лисица.

Герои (характеристика)

Ворона и Лисица.

Форма изложения басни

Мораль и её место в басне

Развитию универсальных способов мыследеятельности служит приём «КЛАСТЕРЫ» (грозди), выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде «грозди». «Грозди» - графический приём обобщения материала. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. У каждой планеты – спутники. Система кластеров охватывает больший объём информации, чем письменная работа. Данный приём можно применять на всех этапах урока. Это вызывает интерес к теме урока, увлекает, побуждает детей к познанию.

На уроках литературы при изучении статей биографического характера я использую приём «ВЕРНЫЕ И НЕВЕРНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ». Предлагаю детям ряд утверждений, из которых они выбирают те, которые считают правильными. Обосновывают свой выбор. Например, при изучении рассказа А.П.Чехова «Злоумышленник» ребята получают карточки с заданием (на каждого ученика на парте). Инструкция: внимательно прочитайте верные и неверные утверждения, сделайте на листах правку. Если согласны с утверждением, поставьте + , если не согласны, --. Аргументируйте свой выбор.

Согласны ли вы, что…

  1. …А.П.Чехов родился в Таганроге.
  2. …А.П.Чехов пел в церковном хоре.
  3. …писатель сочинил свой первый рассказ в 22 года.
  4. …А.П.Чехов по профессии был инженером.
  5. …писатель подписывал рассказы псевдонимом Кюхля?
  6. …в рассказах писателя присутствует юмор.
  7. …А.П.Чехов прожил короткую, но яркую жизнь.
  8. …Чехов работал земским врачом.

После этого  учащиеся знакомятся с основной информацией (текст в учебнике).

Возвращаемся к листочкам с утверждениями и просим уточнить ответы с помощью полученной информации.

Затем читается рассказ «Злоумышленник». Понять произведение, поразмышлять над прочитанным, предлагаю приём «ТОНКИХ И ТОЛСТЫХ ВОПРОСОВ». Данная работа способствует развитию таких способов мыследеятельности, как анализ, сравнение, обобщение. Вопросы заставляют вдумываться в текст, осуществлять поиск ответов, и, естественно, способствуют лучшему усвоению содержания. Для этого на уроках необходимо использовать таблицу (примерная)

Кто…           что…           когда…

Дайте объяснение, почему…

Будет…

Подумайте…

Как звали…

Считаете ли вы…

Верно ли…

Предположите, что будет, если…

Может…

Почему вы считаете…

«Тонкие»  вопросы

«Толстые»  вопросы

1. Как зовут главного героя?

1. Определите, какой это рассказ: грустный или весёлый. Объясните свою точку зрения.

2. Что такое «шилишпер?

2. Прочитайте описание Дениса. Какие выводы можно сделать о его социальном положении?

3. За что был арестован Денис Григорьев?

3.Как он объясняет свой поступок? Как вы думаете, понимал ли он, к чему это может привести?

4. Мог ли Денис  спровоцировать аварию на железной дороге?

4. Подумайте, справедливо будет наказан Денис Григорьев?

5.Была ли раньше авария?

5. Считаете ли вы финал этой истории правильным?

6. Согласны ли вы, что он не понимал сложившейся ситуации?

6. Обсудите ситуацию с воровством металла, которая возникает сегодня. В чем разница и что сходного?

7. Каково ваше отношение к злоумышленникам нашего времени?

При работе с художественным текстом использую такие эффективные приёмы: «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ» и «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ». Текст не должен быть знаком учащимся. Эти приёмы способствуют вдумчивому чтению,  осмыслению прочитанного, умению читать текст, учат быть читателем внимательным, наблюдательным. Учитель помогает ученику «погрузиться» в мир художественных произведений. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Это тот момент, который заинтригует, заставит детей задуматься, предположить: а что же дальше? а как поступит герой? чем может закончиться произведение?  Обязателен вопрос-прогноз «Что будет дальше и почему?»

Например, при изучении рассказа А.Андреева «Кусака» перед чтением использую приём  ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО НАЗВАНИЮ»:

- Как вы думаете, о чём это произведение?

-Чем эта кличка отличается от привычных нам собачьих кличек?

Далее «использую приём «чтение с остановками». После каждой главы делается остановка, здесь ещё применяю приём «тонких и толстых» вопросов.

-Как живёт собака?

- Как первый раз было обмануто доверие собаки?

- Повлияло ли это на её дальнейшую судьбу?

-Какими художественными средствами удаётся автору передать сочувствие, сопереживание?

- Что будет дальше? Почему вы так предполагаете? (вопрос-прогноз)

После четвёртой остановки задаю вопросы:

-Как мама убеждала Лёлю, что собаку нужно оставить?

-Кто будет больше скучать: Лёля или собака? Здесь использую приём «дерево предсказаний». Этот приём помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.

Как будут развиваться события дальше? Что ожидает Кусаку?

        

               «ствол» дерева» - тема,            

               «ветви» - предположения,      

             - «листья» - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного

              мнения.      

     Это пример стадии осмысления содержания.

Третья стадия урока в технологии РКМЧП – рефлексия.

-Почему героем является собака?

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- К чему призывает автор?

Творческая работа. Написать письмо Лёле.

В конце  урока я использую форму письменной рефлексии – «СИНКВЕЙН». Детям он очень нравится. Синквейн– стихотворение, состоящее из пяти строк: в 1-ой строке заявляется тема или предмет (существительное),  во 2-ой  даётся описание предмета (2 прилагательных или причастия), в 3-ей, состоящей из 3 глаголов, характеризуются действия предметов, в 4-ой приводится фраза, обычно из 4 значимых слов, выражающая отношение автора к предмету, в 5-ой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета.

Осень.                                                                                              Осень.

Холодная, дождливая.                                                        Пышная, богатая.

Раздражает, угнетает, раздевает.                                       Радует, кормит, очаровывает.

Когда же закончится эта слякоть.                                     Осень – очей очарованье.

Непогода.                                                                             Наслаждение.  

Предложенные приёмы – это часть методических приёмов в технологии критического мышления, но все они ориентированы на вызов и поддержание интереса учащихся к познанию, творческой активности, создают условия для успешности, способствуют развитию универсальных способов мыслительной деятельности, обобщению приобретённых знаний и умелое использование на практике.

              Результативность деятельности по внедрению технологии РКМЧП.

Для отслеживания результатов применения технологии было проведено анкетирование и повторная диагностика. По результатам анкетирования у учащихся наблюдается: а) положительная динамика в освоении умений и навыков, умение работать с текстом, определять тему, умение различать «тонкие и толстые вопросы» и ставить такие вопросы к тексту, сравнивать предметы, понятия и на основе их сравнения обобщать полученную информацию; б) работая в группах и парах, ученики становятся более раскрепощёнными, учатся отстаивать свою точку зрения и выслушивать другие; в) возрастание мотивации к обучению.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема « чтение с остановками» технологии « Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Методические рекоммендации к проведению уроков литературы с применением элемента методики РКМЧП " Чтение с остановками". Разработка урока литературы в : 6 классе по рассказу Л.Н. Толстого " Бедные люд...

Повышение качества знаний учащихся через использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо

В результате исследования качества школьного образования проводимого во всем  мире было выявлено, что «российские школьники разучились воспринимать письменный текст». По навыкам работы с текстом ...

Организация интерактивного чтения через применение технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Критическое мышление – это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики должны научиться рассматривать информацию с разных точек зрения, делать выводы относительно е...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Никитина Светлана Юрьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 75 (филиал)

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления. Но...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...