Урок русского языка в 6 классе "Местоимение как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Бигоидзе Наталья Алексеевна

Урок-знакомство с частью речи местоимение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_mestoimenie_kak_chast_rechi.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Местоимение как часть речи

Цель урока:  дать понятие о местоимении как части речи; научиться определять основные морфологические признаки местоимений; обратить внимание учащихся на употребление местоимений в речи; познакомить с основными разрядами местоимений.

Оборудование: иллюстрации к мультфильму «Винни-Пух и все-все-все»; фонограмма песенок Винни-Пуха «Кое-что о том о сём» и «Кто ходит в гости по утрам»; модель-опора «Робот - местоимение».

Ход урока

  1. Оргмомент.

II. ФНЗ:

1) слово учителя

– Сегодня мы начнем изучать новую тему по морфологии, а помогать нам будут герои вашего любимого мультфильма (иллюстрации к мультфильму представлены на доске). Что это за герои? (Винни-Пух, Пятачок, Иа).

– Послушайте внимательно песенку, которую Винни-Пух исполнит для вас по теме нашего урока (текст песенки красочно оформлен на доске). Звучит фонограмма:

На днях, не знаю сам зачем,

Зашел я в незнакомый дом,

Мне захотелось Кое с Кем

Потолковать о том о сём.

Я рассказал им что, когда,

И почему, и отчего,

Сказал, откуда и куда,

И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,

И кто кого, и что к чему,

И что подумали о том,

И если нет, то почему?

Когда мне не хватало слов,

Я добавлял то «ах», то «эх»,

И «так сказать», и «будь здоров»,

И «ну и ну!», и «просто смех!».

Когда ж закончил я рассказ,

То Кое-Кто спросил: «И всё?

Ты говорил тут целый час,

А рассказал ни то ни сё!»

2) беседа

– Ребята, поняли вы что-нибудь? В чём же ошибка Винни-Пуха, который, несмотря на эмоциональность, так и остался непонятым? (неизвестно, с кем разговаривал Винни-Пух, о чём, что происходило до этого, что будет потом).

– Являются ли слова кое-кто, что, им, кого, о том о сём названиями предметов? Или только указывают на предметы, признаки?

– Какая это часть речи? (местоимение). Запишем в тетрадь тему нашего урока – «Местоимение». Сегодня мы с вами узнаем много нового о местоимениях, научимся определять основные морфологические признаки, познакомимся с разрядами местоимений, проследим, как местоимения употребляется в речи.

3) наблюдение

– Как вы думаете, каково происхождение термина «местоимение»? (вместо имени). А вместо какого имени употребляется местоимение? Обратим внимание на доску.

На доске представлено предложение:

Он узнал от неё, что такой день рождения наступит через несколько дней.

– Кто он? От кого узнал? Какой день рождения? Через сколько дней он наступит? Понятен ли вам смысл этого предложения?

– Сможем ли мы ответить на эти вопросы, если сделаем следующие изменения? (на местоимения накладываются карточки с существительным, прилагательным и числительным):

Винни-Пух узнал от Совы, что долгожданный день рождения Иа наступит через пять дней.

– Ответим на те же самые вопросы: кто он? От кого узнал? Какой день рождения? Через сколько дней он наступит?

– Ребята, давайте запишем, вместо каких слов были употреблены местоимения он, неё, такой, несколько. Какими частями речи является эти слова? Что они обозначают? Винни-Пух, Сова – имена существительные, обозначающие предмет, долгожданный – имя прилагательное, обозначающее признак предмета, пять – имя числительное, обозначающее количество.

– Вспомните, каким одним словом в морфологии называют существительное, прилагательное, числительное? (имена). Наши местоимения употребляются вместо имени. Обратим внимание на это сочетание слов, так как в нём скрыты этимологические корни слова «местоимение».

– Но почему же нам не был ясен смысл предложения в первом его варианте? (потому что в отличие от имён существительных, прилагательных, числительных местоимение не называет предмет, признак, количество.) Не «Винни-Пух», а «он», не «от Совы», а от «от неё», не «долгожданный день рождения», а «такой день рождения», не «через пять дней», а «через несколько дней». Местоимение – часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.

4) выяснение морфологических признаков местоимения

– Ребята, а как вы думаете, как изменяются местоимения? (если местоимения употребляются вместо имён, то и изменяются они как имена).

– Как изменяется большинство имён? (по родам, числам, падежам). Если местоимения – слова-«дублёры», заменяющие имена существительные, прилагательные, числительные, а иногда указывающие на место, время, причину, то естественно предположить, что они обладают теми же морфологическими признаками, что и знаменательные слова.

– Давайте заполним с вами таблицу «Морфологические признаки местоимений». У каждого из вас есть заготовка таблицы, её нужно дополнить.

Морфологические признаки местоимения

На какой вопрос отвечают

М-С

кто?

что?

М-П

какой?

чей?

М-Ч

сколько? который?

М-Н

где? куда? откуда?, др.

(это тоже местоимения, они называются вопросительными)

Примеры

я, мы

ты, вы

он, они

мой, твой, наш, ваш

столько, который

где-нибудь, как-то, там, туда, сюда

Как изменяются

по числам, падежам

по родам, числам, падежам

по падежам

не изменяются

Синтаксическая роль в предложении

_________

_ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _

·····

5) работа с текстом

– Мир местоимений очень обширен. Местоимения есть во всех языках. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают третье место (после существительных и глаголов). Так говорят учёные-лингвисты. Попробуем сами доказать это, проведя небольшой лингвистический эксперимент.

У вас на столах карточки с текстом из 80 слов. Подсчитаем общее количество существительных, глаголов, местоимений (местоимения в тексте нужно подчеркнуть, так как многих разрядов местоимений дети ещё не знают). Пока вы будете считать, послушаем музыку (песенка Винни-Пуха).

Работа выполняется по группам.

Дорогие друзья! Может быть, вы уже знакомы с Винни-Пухом? Книжка о его приключениях называется «Винни-Пух и все-все-все». Её написал английский писатель Алан Милн, а я научил Винни-Пуха и его друзей разговаривать по-русски.

Ну, а для тех, кто не знаком, я объясню: Винни-Пух – это плюшевый медвежонок, который сам сочиняет песенки, да вдобавок не просто песенки, а Шумелки, Ворчалки, Пыхтелки и даже Сопелки. Я их очень полюбил, и поэтому мне хочется, чтобы и те, кто не читал книжки про Винни-Пуха, прочли несколько песенок. (Б.Заходер).

В результате «эксперимента» выяснится, что существительных здесь 20, глаголов – 11, а местоимений – 18 (9, если не считать повторяющиеся).

– А ученые брали 9000 самых употребляемых слов; среди них существительных было 4000, глаголов 2500, а местоимений всего 69! (но во внимание не принимались повторяющиеся). Отсюда ясно, что при малом их количественном составе, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи. Возникает законный вопрос: «А зачем нам нужно так часто повторять местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи?»

Вернёмся к исследуемому тексту и попробуем заменить подчеркнутые местоимения другими словами. Что получится?

Вывод: без местоимений обойтись нельзя, а в силу частого употребления и малого их количества повторение их неизбежно, так как постоянно возникает необходимость указывать на предметы, события, явления, качество, количество. Местоимения создают нам речевое удобство, так как экономят время и пространство. Как длинна и неудобна была бы наша речь без них!

6) знакомство с разрядами местоимений

– Местоимений в русском языке небольшое количество, но они имеют множество значений, по которым объединяются в группы – в науке их называют разряды по значению, их девять. Запомнить их и научиться различать совсем не просто. В этом нам поможет робот. Давайте сконструируем его из отдельных деталей, на которых написаны разные местоимения.

Каждая часть у робота выполняет ту или иную функцию. Например, голова указывает на лицо, и в основе лежат личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Туловище говорит, что это предмет мой, твой, наш, ваш, а также его, её, их. В основе – притяжательные местоимения.

Шея указывает на того, о ком говорят – местоимение «себя» - возвратное.

Левая нога постоянно задаёт вопросы: кто? что? какой? чей? сколько? – в основе вопросительные местоимения.

С помощью правой ноги робот переделывает простые предложения в сложные, в основе – относительные местоимения кто, что, какой, чей, сколько.

Правая ступня указывает на неопределённые предметы, признаки, количества. Эта часть представлена неопределёнными местоимениями.

Левая ступня выражает отсутствие чего-либо. Это отрицательные местоимения.

Правая рука – указательные местоимения. Говорит сама за себя.

Левая рука – определительные местоимения. Она отвечает за обобщение.

III. Итог урока

  1. слово учителя

– На следующих уроках мы будем изучать другие правила о местоимениях, которые помогут нам избежать нелепых ошибок при их употреблении и написании. А что мы узнали сегодня на уроке о местоимениях? (мы узнали, что такое местоимение, каковы его морфологические признаки, как оно употребляется в речи, каковы разряды местоимений по значению).

  1. домашнее задание

Подготовить лингвистическую сказку о местоимении по материалам урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Части речи"...

Урок русского языка по теме "Служебные части речи. Предлог".

Цель: систематизировать знания о предлогах.Задачи: формировать  орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, умение определять служебные части речи.Развивать положительную мотивацию к учени...

Урок русского языка "Имя существительное как часть речи"

Тип урока - урок усвоения новых знаний. На данном уроке учащиеся продолжают узнавать об имени существительном....

урок русского языка "Самостоятельные и служебные части речи"

Урок русского языка разработан с использованием теоретических и наглядных опор на всех этапах обучения, усилением эвристической направленности обучения, включением проблемных задач, заданий, ситуаци...