Элективный курс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Новикова Олеся Григорьевна

Элективный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Элективный курс 9 класс27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

элективного курса

«Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку»

в 9Б классе МБОУ СОШ №1

г. Гагарина Смоленской области

2021-2022 учебный год

Учитель Новикова Олеся Григорьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного учебного предмета «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» для  IX класса составлена на основе:

- Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку (базовый уровень)

- Примерной программы среднего общего образования по русскому языку (базовый уровень)

- Учебного пособия Сениной Н.А «Русский язык. Готовимся к ОГЭ на уроке и дома"-Легион Ростов -на- Дону, 2019

- Учебного пособия Цыбулько И.П. «ОГЭ Русский язык: устное собеседование: 20 вариантов» - М.: Национальное образование

Рабочая программа элективного учебного курса по русскому языку для 9 класса является частью Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «СШ №1» , соответствует учебному плану, календарному учебному графику и расписанию уроков МБОУ «СШ №1» на 2021-2022 учебный год.

В учебном плане образовательной организации на изучение элективного учебного предмета в 9 классе выделяется 17 часов (34 учебные недели, 0.5 часов в неделю).

Программа разработана на 17 часов.

Срок реализации 1 год.

Требования к результатам освоения

программы элективного курса обучающимися 9 класса

В результате изучения материала элективного курса обучающиеся научатся:

1. Определять жанр художественного произведения.

2. Определять тему и ключевой словесный ряд, в котором она отражена наиболее ярко.

3. Определять идеи, проблемы и ключевые словесные ряды, в которых они выражены наиболее отчётливо.

4. Определять основную эмоциональную тональность (настроение, позиция автора) и соответствующий ключевой словесный ряд.

5. Анализировать средства художественной выразительности (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексически, лексико-фразеологический, морфологический, синтаксический уровень).

  1. информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения:
  • адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
  • использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
  • свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
  • передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;

анализ текста и языковых единиц:

  • опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных
    средств языка;

соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • эффективно использовать языковые единицы в речи;
  • соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
  • участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
  • фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка и литературы как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме этого ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
  • Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:
  • 1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.
  • 2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся научатся:
  • - работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания  и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
  • - четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
  • - выполнять различные  типы заданий;
  • - самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
  • - правильно отмечать в бланке вариант ответа;
  • - вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
  • - сосредоточенно работать в течение временного интервала.

Содержание

Устная часть   ОГЭ в 9 классе – это чтение текста вслух и ответы на вопросы. Пересказ – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

— умение адекватно воспринимать авторский замысел;

— умение вычленять главное в информации;

— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего  научить понимать, что любой текст содержит  главную и второстепенную информацию. Главная информация – содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить  воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Все задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

Умение отстаивать свои позиции уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры человека. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды.

Тема

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

Примечание

1

Структура работы. Знакомство с демонстрационным вариантом .

1

2

Критерии оценивания чтения вслух.

Признаки выразительного чтения. Правильность чтения. Знаки препинания.

1

3

Отработка навыка выразительного чтения.

1

4

Критерии оценивания пересказа текста с включением приведенного высказывания. Критерии оценивания правильности речи.

1

5

Практикум по пересказу научно-популярного текста с включением приведенного высказывания

1

6

Критерии оценивания монологического высказывания..

1

7

Синтаксические конструкции для описания

1

8

Практикум по составлению монологического высказывания ( описание фотографии).

1

9

Схема построения и синтаксические конструкции повествовательного текста.

1

10

Практикум по составлению монологического высказывания ( повествование).

1

11

Схема построения текста-рассуждения.

1

12

Синтаксические конструкции рассуждения.

1

13

Составление монологического высказывания

 (рассуждение).

1

14

Критерии оценивания диалога. Речевые клише .

1

15

Практикум. Отработка умения вести диалог на заданную тему.

1

16

Составление монологического высказывания ( по выбору учащегося) и отработка умения вести диалог.

1

17

Практикум. Работа с текстом.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт.сост.: И.П. Цыбулько, Л.С. Степанова. М.: "Астрель"

2. Учебного пособия Цыбулько И.П. «ОГЭ Русский язык: устное собеседование: 20 вариантов» - М.: Национальное образование

3. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. М.: "Экзамен".

4. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. М.: "Эксмо".

5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".

6. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно деятельностный подход. М.: КНОРУС, 2010.

7. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...