Разработка урока «Производные и непроизводные предлоги»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Горлач Ирина Алексеевна

      В основу урока русского языка «Производные и непроизводные предлоги» положена технология организации исследовательской деятельности, форма организации – групповая.       

      Работа в группах организована под руководством консультантов, которые в листках достижений отмечают участие каждого в создании проектов.  Время выполнения заданий регламентируется хронометражистами, которые следят за песочными двухминутными часами. 

     Поскольку  тема  для  учащихся совершенно нова, было дано задание самостоятельно из разных источников подготовить информацию о непроизводных и производных предлогах, на уроке учащиеся пользовались материалом учебника, а также получили раздаточный материал по теме.

     На фазе проектирования создана проблемная ситуация, которая прояснялась в процессе технологической фазы урока. Учащиеся анализировали, делали выводы. На этапе самодиагностики заполняли диаграмму Венна, аналитические карты. Работа осуществлялась от простого к сложному, от словосочетаний к предложениям, а далее к тексту. Материал урока основан на разговоре о героях с целью формирования патриотического воспитания, роста самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvodnye_neproizvodnye_predl.docx29.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: урок русского языка «Производные и непроизводные предлоги» в 7 А классе,

          21 февраля 2024 г.

Планируемые личностные результаты: становление ценностного отношения к России, сопричастность к героическому прошлому нашей страны, к боевым подвигам, воинской доблести, осознание ценности русского языка, проявление лидерских качеств, формирование самоконтроля и взаимоконтроля;

-метапредметные:  находить закономерности и противоречия, делать умозаключения в процессе  исследовательской деятельности, формирование навыков межличностного общения в группе, осуществление  навыков коллективной деятельности;

-предметные: выявить грамматические особенности непроизводных и производных предлогов,  научиться их  различать, отличать производные предлоги от самостоятельных частей речи, проводить сравнительный анализ, грамотно использовать предлоги в речи, сравнивать результат с исходной задачей,  работать с различными источниками информации.

Тип урока открытие новых знаний

Технология организации исследовательской деятельности

Форма организации урока: групповая, в каждой группе консультанты, хронометражисты.

Оборудование: презентация урока, учебники, опорный конспект по теме «Предлог», песочные часы на 2 мин, раздаточный материал.

  Этап. Фаза проектирования. Постановка темы и цели урока.  Определение темы урока по предложениям, в которых нет предлогов.  Определить, чего не хватает в предложениях, дополнить недостающими частями речи. 2 мин

         Кто …  мечом  …  нам придёт, …  меча и погибнет  произнёс новгородский князь Александр Невский  когда  враги  поверженные …  Ледовом побоище  пришли просить мира.         …  …  (много)вековой истории  Россия   была и остаётся могущественным  государством.

Какие части речи отсутствуют в предложениях?  В них нет предлогов С, К, ОТ,   В ТЕЧЕНИЕ. А во 2 предложении  какой предлог, к тому же составной?

Какими бывают предлоги по происхождению?  По происхождению предлоги бывают непроизводными и производными.

Чему вы должны научиться на уроке? Что различать?  -    Мы должны научиться различать непроизводные предлоги от производных и правильно употреблять их в речи.

 Записываем тему урока.

2.  Записать предложения в исправленном виде, расставить знаки препинания.  Предлоги заключить в прямоугольники. Прокомментировать пунктуацию. ( 2 мин ). Проверить !

      «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет», -   произнёс новгородский князь Александр Невский,  когда  враги,  поверженные в Ледовом побоище,  пришли просить мира.              В  течение  многовековой истории  Россия   была и остаётся  могушественным  государством.

3.  Технологическая фаза. Теоретический устный опрос.  На подготовку 1 минута

1гр -  Какая часть речи называется предлогом?

2 гр -  Как пишутся предлоги со словами ? Приведите примеры, когда предлог является омонимичной приставкой.

3 гр -  Рассказать о непроизводных предлогах.

Ответы учащихся

Непроизводные предлоги – это первообразные предлоги,  не образованные от других частей речи, с давних времён употребляются как предлоги,  многозначные и однозначные, только простые по составу.

3 Задание по группам:  устно определить  значение непроизводных предлогов в словосочетаниях, надписать в листочках ( 1 мин )

1 гр Выйти на рассвете, доехать до границы, встретиться по необходимости.

2 гр Бороться за победу, спуститься с горы, наблюдать с минуту.

3 гр Переплыть через реку, сказать по секрету, устал с непривычки.

1 гр Выйти на рассвете (вр), доехать до границы(место), встретиться по необходимости (цель).

2 гр Бороться за победу(цель), спуститься с горы(место), наблюдать с минуту(время).

3 гр Переплыть через реку(место), сказать по секрету(цель), устал с непривычки (прич).

4.   Работа с деформированным текстом. 4 мин   В чем особенность  употребления непроизводных предлогов? Исправить ошибки, записать в исправленном варианте, прокомментировать.  2 минуты на обсуждение и вывод: соответствие предлогов:  «в»-«из», «на»-«с». При предлоге «по» в значении «после чего-нибудь»  существительные стоят в предложном падеже . Вывод сделать.

1 гр – Вернуться из задания, рассказать по возвращению.

2 гр – Наградить по завершению боя, выйти с огня.

3 гр -  Находиться на окопе, увидеться по выполнению приказа.

Исправленный вариант

1 гр – Вернуться с задания, рассказать по возвращении.

2 гр – Наградить по завершении боя, выйти из огня.

3 гр -  Находиться в окопе, увидеться по выполнении приказа.

 5.     Рассказать о производных предлогах. (2 мин на подготовку) Работа с учебником,  

§ 54, стр 139, а также ознакомьтесь в группе и обсудите теоретический материал.     Производные предлоги образуются от разных знаменательных частей речи, которые теряют лексическое значение и морфологические признаки,  производные предлоги только однозначные, по составу бывают простыми и составными.

Раздать печатный материал.  

Список производных предлогов обширен. Приведем некоторые примеры производных предлогов в соответствии с их типами:

ИменнЫе, образованные от имен существительных (отымЁнные), выражают различные обстоятельственные и объектные отношения: ввиду, в заключение, за исключением, по мере, вместо, внутри, в области, по окончании, в отличие от, наподобие, по поводу, по прибытии, по приезде, по причине, в продолжение, на протяжении, вроде, в связи, вследствие, по случаю, в соответствии, в течение;

Глагольные, образованные от деепричастий (отглагольные)  выражают причинные, уступительные и временные отношения. : благодаря, спустя, исключая, несмотря на, не считая, включая, начиная, невзирая, исходя из, судя по;

Наречные, образованные от наречий, имеют наибольшее распространение и образуют словосочетания с обстоятельственными и объектными отношениями: вблизи, вдоль, внутри, возле, вокруг, впереди, мимо, около, наперекор, напротив, позади, после, против, сбоку, сверх, снизу, сквозь, согласно, соответственно с.

6. В предложениях определить производный предлог, надписать значение,  заключить в прямоугольник.  Определить омонимичную самостоятельную часть речи, её синтаксическую роль, подчеркнуть как член предложения. К каким словам можно задать вопрос ?  (2 мин)   Сделать вывод о грамматических особенностях производных предлогов.

1 гр  1. Дмитрий Донской накануне призвал Пересвета.   2. Сойдясь в поединке накануне битвы, оба витязя упали замертво.

2 гр  1. Благодаря сноровке и находчивости Петр Кошка в одиночку взял в плен троих французов, увел коня. 2. Мы вспоминаем о нем, благодаря за подвиг.

3 гр. 1. В течение Севастопольской обороны  воины проявили необыкновенную доблесть. 2. В течении Черного моря обнаружены два круговорота.

         Вывод 1гр: в 1 предложении слово «накануне»  является наречием, во 2-ом – производным предлогом времени.  Кроме того, вследствие мужества Пересвета Куликовское сражение было выиграно.

        Вывод 2 гр: в 1 предложении слово «благодаря» является предлогом, выражает значение причины,   во 2 предложении – деепричастием, имеет прямое значение.                

       Вывод 3 гр: в 1 предложении словосочетание «в течение» является предлогом значения времени, во 2 предложении – именем существительным в творительном падеже, поэтому пишется окончание - И.

7  Аналитическая деятельность. Заполнить таблицу, нарисовать диаграмму Венна, указав различия и тождество непроизводных и производных предлогов.

1гр, 3 гр  – заполнить концептуальную таблицу

Особенности

+

-

Служеб-

ная

часть

 речи

Образуются

от других

частей

речи

Много-

знач-

ные

Одно-знач-

ные

Глаголь-

ные

Нареч-ные

Имен-ные

Составные

Про-стые

Непроизводные предлоги

+

+

+

Производные предлоги

+

+

+

+

+

+

+

2 гр  - нарисовать диаграмму Венна (два круга)  

                      Непроизводные    предлоги    общее      производные

9 Чтение текста. Какова основная мысль текста? В выделенных словосочетаниях указать  производные предлоги,  определить особенности их употребления.

        Великий полководец Александр Суворов произнёс однажды ставшую знаменитой фразу: «Запомни, сынок: героями не рождаются, героями становятся».

          В годы Великой Отечественной войны девятнадцатилетний автоматчик Александр Матросов по причине невозможности уничтожения врага закрыл своей грудью  дзот (дерево-земляная огневая точка). Его подвиг повторили более четырёхсот человек. Благодаря мужеству и  отваге  бойца воины были спасены, а боевая задача решена. Летчик Николай Гастелло направил самолет навстречу вражескому эшелону. Вместе с ним погибли и его товарищи.

        Российский патриотизм отличается исторической преемственностью, державностью. Наперекор врагу вставали русские дружины на Куликовом поле в 1380 году, полки императорской армии сражались под Бородино в 1812 году, дивизии народного ополчения  воевали под Москвой в 1941 году. И всегда наши воины знали, во имя чего жертвуют собой.

         И сегодня герои живут среди нас, совершая воинские задачи СВО.  Они поступают согласно воинскому  долгу.   23-летний Влад Комаров, тяжело раненный, продолжал бой, в котором погиб.  Танкист Андрей Хомутовский  вступил в бой, закрыв боевой машиной раненых. Уничтожил три боевые машины и личный состав противника, получил ранение, несовместимое с жизнью. 22-летний Казанков Владислав спас троих товарищей, но сам получил смертельное ранение.                                                                                                                      

         Мы сделаем всё, чтобы память о наших героях жила в сердцах каждого из нас.

          Какие словосочетания выделены в тексте? Кто может сказать, в чем особенность употребления данных производных предлогов: благодаря, согласно,  вопреки, навстречу, наперекор. (Эти производные предлоги употребляются с существительными в дательном падеже).

9 Вывод. Итак, что вы узнали на уроке?  Поняли ли вы тему? Какую отметку себе поставите?

Рефлексия на листочках.

Понятна ли тема урока?

Узнал сам или с помощью товарищей?

Какую отметку за работу на уроке себе поставите ?

Нравится ли работать в группе ?

10 Д/З § 54, упр 338


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Производные и непроизводные предлоги. 7 класс

Урок знакомства с новым материалом, на котором ребята познакомятся с правописанием производных и непроизводных предлогов, научатся отличать омонимичные производным предлогам самостоятельные части речи...

"Производные и непроизводные предлоги

Разработка урока, карточки...

Конспект урока "Производные и непроизводные предлоги"

Конспект к уроку по теме "Производные и непроизводные предлоги"...

урок "Производные и непроизводные предлоги"

Урок русского языка в 7 классе «Производные и непроизводные предлоги»Тема урока: «Производные и непроизводные предлоги»Тип урока: Изучение нового материалаФорма урока: Урок отк...

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...

Презентация урока «Производные и непроизводные предлоги»

    В основу урока русского языка «Производные и непроизводные предлоги» положена технология организации исследовательской деятельности, форма организации – группова...