Система оценивания образовательных достижений
учебно-методический материал по русскому языку

Мункуева Соелма Бадмаевна

Система оценивания творческих, контрольных, самостоятельных, проверочных, учебно-исследовательских работ учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_otsenivaniya_dostizheniy_uchashchihsya.docx37.58 КБ

Предварительный просмотр:

Система оценивания образовательных достижений

Объектами оценивания являются:

  1. Учебные работы (таблицы, схемы по темам урока, презентации, опорные конспекты)
  2. Контрольная работа (итоговая по разделу).
  3. Самостоятельная работа (итоговая по теме).
  4. Проверочная работа (по теме урока).
  5. Тестовые задания.
  6. Устный ответ.
  7. Домашнее задание.
  8. Чтение наизусть.
  9. Творческая работа (письменный ответ, сочинение, иллюстрации к произведениям).
  10. Учебный проект.
  11. Учебно-исследовательская работа.

Общими критериями для любой работы ученика является знание, понимание и оперирование знаниями; применение умений и навыков на практике; способность перерабатывать информацию, взаимодействовать  с учителем, в паре, в группе с одноклассниками. Все критерии предъявляются ученикам в начале учебного года и размещаются на информационном стенде в кабинете.

Информация для учащихся

Сообщение - это выступление информативного, иллюстративного или аналитического характера по одной проблеме. Оно может быть продуктивного (анализ материала) или репродуктивного (пересказ материала) характера. Готовясь к сообщению, ученик пользуется одним или несколькими источниками.

Требования к сообщению

1. Правильный отбор материала, его анализ (сравнение, обобщение, классификация).

2. Наличие собственных суждений, их аргументация (цитирование, комментарий).

3. Умение привлечь внимание слушателей (риторические приёмы).

4. Терминологическая и речевая грамотность.

5.Научный стиль изложения.

Оценка устного ответа (доклад, реферат, сообщение)

«5»

  1. Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.
  2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и  из других источников.
  3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
  4. Речь выразительна, эмоциональна.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  1. Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.
  2. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.
  3. Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
  4. Речь невыразительна.

«2»

ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл.  

Примечание:  Оценивается не только  единовременный ответ,  но и рассредоточенный во времени (ученик отвечает на протяжении урока).  

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

балл

степень выполнения задания

«5»

87-100%

«4»

72 - 86%

«3»

58 – 71%

«2»

30 -57%

Оценка выполнения контрольной письменной  работы

Объем диктанта устанавливается:

для V класса — 90— 100 слов,

для VI класса - 100-110,

для VII - 110-120,

для VIII - 120-150,

для IX класса — 150—170 слов,

для 10-11 – до 200 слов. 

При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.

Контрольный словарный диктант может состоять из следующего количества слов:

для V класса — 15-20,

для VI класса - 20-25,

для VII класса - 25-30,

для VIII класса - 30 - 35,

для IX -11 классов - 35 - 40.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.        

Диктант  оценивается  одной отметкой.

балл

критерии

«5»

в работе нет ошибок

допускается 1 негрубая орфографическая или пунктуационная ошибка

«4»

допущены 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки;

или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

 допускается  3 орфографические ошибки, если среди них есть однотипные.

«3»

допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок;

 или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок;

 или 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

«2»

допущено 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок

или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок

или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

оценка выполнения грамматического задания

каждое задание оценивается 1 баллом, степень выполнения оценивается в % от нормы по шкале тестовой оценки

Оценка сочинений и изложений

Примерный объем текста для подробного изложения:

в V классе -100-150 слов,

в VI классе - 150-200,

в VII классе - 200-250,

в VIII классе - 250-350,

в IX классе - 350-450 слов.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. 

Предметы

Русский язык (контр. раб.)

Литература (контр. раб.)

Классы

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

10

11

Объём   сочинения  (стр.) (кл./дом)

 

 0,5-1/1-1,5

 

1-1,5/1,5-2

1,5-2/2-2,5

2-3/2,5-3

3-4

 1-1,5

 

1,5-2

2-2,5

2,5-3

4-5

5-7

 5-7

 

Основные критерии оценки сочинения, изложения

балл

критерии

содержание и речь

грамотность

«5»

Содержание соответствует теме

1 орфографическая ошибка

или 1 пунктуационная ошибка

или 1 грамматическая ошибка

Фактические ошибки отсутствуют

Содержание излагается последовательно

Работа отличается богатством словаря, разнообразием синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста

Допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2 орфографические и  2 пунктуационные ошибки

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки

 или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок  

+  2 грамматические ошибки. 

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки,

или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок,

или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

(в IV классе — 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки)

+ 4 грамматические ошибки.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь, и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Оценка презентации

 критерии

критерии

балл

Содержание

4 б.

1. соответствие заявленной теме

1

2. логичность и последовательность изложения

1

3. раскрытие выбранной темы

1

4. наличие выводов,  заключения (логическая завершенность изложения)

1

Форма (зрительный ряд)

5 б.

1. имеет четкую, понятную структуру

1

2.имеет логическую последовательность ( титульный лист и список используемой литературы)

1

3. текст презентации можно прочитать на расстоянии

1

4. отсутствие ошибок (логических, фактических, орфографических, этических и т.п.)

1

5. корректное цветовое оформление, подобраны соответствующие иллюстрации

1

Выступление

5 б.

1. соответствующее заявленным пунктам защитное слово

1

2. понимание информационного содержания презентации

1

3. умение общаться с аудиторией,

1

4. беглое и выразительное  чтение

1

5. полные и содержательные ответы на вопросы аудитории по заявленной теме

1

14 б

14-12 баллов  - «5»

11 – 9 баллов – «4»

8 – 7 баллов  - «3»

На каждую контрольную, самостоятельную работу разрабатываются конкретные критерии, которые объявляются ученикам перед работой.

Самооценка обучающихся

На уроках используется карта самоанализа для того, чтобы ученик не только осознал содержание материала, но и оценивал способы и приемы своей работы, активность на уроке.

Оцените себя по каждому критерию от 1 до 2 баллов

Фамилия, имя ______________________________

критерии для самооценки

балл

1

Я (не) правильно выполнил домашнее задание

2

Я (не) допустил ошибки в словарном диктанте

3

Я (не) допустил ошибок в тетради / отвечая у доски

4

Я (не) доказал свою точку зрения в работе …

5

Я (не) принимал участие в комментировании ответов

6

Я (не) принимал участие во взаимоопросе

7

Я (не) …

8

Я

9

Я

всего баллов

Вывод: я

Оценка метапредметных результатов

Стандарт определил особенности оценки метапредметных результатов.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности (УУД) – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.

Основным объектом оценкиметапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Соответственно, уровень сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных результатов, может быть качественно оценён и измерен в следующих основных формах:

1. достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД. (Диагностические работы по русскому языку);

 2. достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов;

3. достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д. Оценивая сформированность этих УУД, учитель прибегает к методу наблюдения.

Оценивание должно двигать вперёд развитие ученика и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения. Ученик может иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем анализ последовательности учебных действий. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Оценка проекта, исследовательской работы

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Тип работы

1 - реферативная работа,

2 - работа носит исследовательский характер

2.

Использование     научных фактов и данных

1  - используются широко известные научные данные,

2  - используются уникальные научные данные

3.

Использование  знаний вне     школьной программы

1  - использованы знания школьной программы,

2 - использованы знания за рамками школьной программы

4.

Качество исследования

1  - результаты могут быть изложены на школьной конференции,

2 - результаты могут быть изложены на районной конференции,

3  - результаты могут быть изложены на региональной конференции

5.

Структура       проекта: введение,    постановка проблемы,      решение, выводы

0 - в работе плохо просматривается структура

1  - в работе   присутствует   большинство структурных элементов

2 - работа четко структурирована

6.

Оригинальность и новизна темы

1 - тема традиционна

2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей                                                            

7.

Владение  терминологическим аппаратом

1 - автор владеет базовым аппаратом

2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе

8.

Качество   оформления работы

1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки

2  - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно

3  - работа оформлена изобретательно, применены  приемы  и  средства,  повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно      

максим.

19

Критерии защиты проекта

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывается

2  - о работе над проектом рассказывается, но не объясняется суть работы

3  - о работе над проектом рассказывается,  объясняется суть работы

4 -  предыдущий критерий +  иллюстративный материал

5 - доклад производит очень хорошее впечатление

2.

Качество   ответов   на вопросы

1  - не может четко ответить на большинство вопросов

2 - отвечает на большинство вопросов

3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументированно

3.

Использование демонстрационного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе

2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе

3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется

4.

Оформление   демонстрационного материала

1  - представлен плохо оформленный демонстрационный материал

2  - демонстрационный    материал    хорошо оформлен, но есть отдельные претензии

3  -  к демонстрационному материалу нет претензий                                                                

максим.

14

Оценка тестов

При оценке выполнения тестового задания используется следующая шкала

 

 Баллы

 Степень выполнения задания

 1

Менее чем на балл «2»

 2

Выполнено не менее 20 % предложенных заданий

 3

Выполнено не менее 30 % предложенных заданий

 4

Выполнено не менее 40 % предложенных заданий

 5

Выполнено не менее 50 % предложенных заданий

 6

Выполнено не менее 60 % предложенных заданий

 7

Выполнено не менее 70 % предложенных заданий

 8

Выполнено не менее 80 % предложенных заданий

 9

Выполнено не менее 90 % предложенных заданий

 10

Выполнены все предложенные задания

Оценка предметных результатов учащихся по русскому языку

п/п

ФИ уч-ся

Текущая аттестация

Итоговая аттестация

устный

опрос

 

письменная

контр.работа

 

диктант

 

тесты

 

изложение

 

сочинение,

творч.работа

 

контрольная

работа

 

диктант

 

изложение

 

тесты

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии

Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...

«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»

Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...

Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"

Данная статья была опубликована в сборнике статей  под общей редакцией Т. С. Горбуновой  «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания

Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...

Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.

В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...