Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка
статья по русскому языку

Масленникова Елена Петровна

Развитие познавательной активности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.

Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad._ssh_no_3.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности у обучающихся с ОВЗ

на уроках русского языка

Развитие познавательной активности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики.

Нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.

А в последнее время всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чём же причины этого нежелания? Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и отвлекающие факторы подростковой жизни, однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить.

Я работаю с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья уже несколько лет, у большинства которых отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому в своей педагогической деятельности я акцентирую внимание, в первую очередь, на развитие познавательных способностей детей, и передо мной стоит задача повысить их интерес к процессу обучения, включить в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше.

Когда я начала общаться с такими детьми, мне стало понятно, что нужен индивидуальный подход к каждому, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества.

А русский язык – сложный предмет. Основная задача изучения детьми с ОВЗ предмета русский язык  — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.

С чего же начать работу? Конечно же с составления календарно-тематического планирования, при этом для учащихся с ОВЗ ставим следующие задачи:

– формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.

– развитие речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической).

– воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью.

При работе с детьми с ОВЗ необходима разноуровневая дифференциация обучения. Она широко применяется на разных этапах учебного процесса, которые вы видите на слайде.

Необходимо учитывать при этом индивидуальные возможности учащихся. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.

Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность обучающихся.

Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков.  

Основными направлениями коррекционной работы по русскому языку являются:

– увеличение пассивного и активного словарного запаса;

– формирование связной речи;

– развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи;

– развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического).

Особое внимание на всех уроках уделяется развитию речи, так как главной задачей обучения детей с ограниченными возможностями является достижение такого уровня речевого развития, который обеспечивал бы им наиболее полную социальную адаптацию.

Я расскажу лишь о некоторых методах и приёмах, используемых на уроках русского языка.

Используются дидактические игры на развитие памяти, внимания, воображения, наблюдательности, логического мышления, речи.  ("Футбол", "Испорченный телефон", " Чепуха – не чепуха")

 "Футбол". (Имя существительное, имя прилагательное, глагол)

Игра проводится на последнем, повторительно-обобщающем уроке.

Класс делится на 2 команды.

1. Члены команды совместно продумывают вопросы для соперников, каждый  вопрос должен вытекать из предыдущего. Переход инициативы в руки соперников происходит после того, как они ответят на заданный вопрос.

2. Если игра заканчивается с одинаковым счётом, начинается серия пенальти: на "воротах" по очереди стоят разные игроки команд, вопросы задаются также по очереди разными игроками, при этом времени на подготовку вопроса и обдумывание ответа не даётся.

"Испорченный телефон".

Для того, чтобы игра проходила в более быстром темпе и не было использовано много времени на уроке, участвуют 3 человека, остальные - наблюдатели (можно дать задания и наблюдателям, например, кто больше ошибок запомнит).

Описание игры: Упражнение проводится по правилам детской игры, с той лишь разницей, что передаётся не одно слово, а целый текст. Количество слов и предложений в тексте  зависит от возраста и индивидуальных особенностей игроков. Задача учеников: пересказать текст как можно ближе к оригиналу.

Например, в 9 классе (8 вид) есть специальные упражнения на развитие памяти, где даны четверостишия. Посмотрите: Вот одно из них (на слайде)

"Чепуха - не чепуха "

Игра проводится на этапе изучения строения текста, предложения, знаков препинания при прямой речи и диалоге.

Описание игры: Задача учеников  записывать точный ответ на вопрос учителя. Вопрос- задание зависит от темы урока. Ответы не сворачиваются, а задача учеников продолжить текст   в соответствии с предыдущими словами и фразами. Конечная цель - связный текст.        

Минимальный комплект вопросов для игры: ВЫ ВИДИТЕ на слайде

Обычно игра проводится в начале урока и не только создаёт эмоциональный настрой, но и является началом изучения или обобщения темы.

Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка.

При ситуации успеха использую метод редактирование текста, который способствует развитию внимания, подключает аналитическое мышление, функции долговременной памяти. Используемые формы работы:

- ролевая игра с применением готовых текстов;

        - поиск материала с ошибками в повседневной жизни.

Проблемный метод. Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Например, в 9Б классе даю предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.

Работа  ведётся в двух направлениях:

- выдвижение проблемного вопроса;

  • создание проблемной ситуации.

Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Местоимение» в 9Б классе можно провести урок-КВН, а , систематизируя и обобщая изученное по теме «Наречие» – урок – «космическое путешествие».

Для оживления интереса учащихся и в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика». Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и команды, так как у детей с ОВЗ присутствует страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.

Работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном очень активизирует познавательную деятельность школьников. Использую метод речетворчество. Данная методика основана на «обучении умения писать сочинения разного характера, при этом развивается  образное мышление, ассоциативные представления, устная и письменная речь учащихся, пополняется активный словарь.

Приёмы:

- «Прием свободных ассоциаций»; (по данным картинкам)

-  «Что было бы, если бы…» (ученик задает себе такой вопрос и пытается на него ответить)

-  «Продолжи рассказ»

Метод «смысловых единиц» служит для развития смысловой памяти, логического мышления. Приёмы: 

-анализ текста или его мини- изложение, при котором ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этом тексте?" и «Что говорится (сообщается) об этом?». Используемые мини-изложения помогают формироваться эмоционально-волевой сфере, уничтожая страх перед большим по объёму текстом.

- Использование личного опыта : установление родственных связей внутри текста или предложения по аналогии с родственными связями в семье. (например, при изучении темы «Простое предложение»).

Итак, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья следует придерживаться следующих правил работы:

На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития.

Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия обучения (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.

Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительное, тем самым развивая веру в свои силы.

Для предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности, применять разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Для детей с ОВЗ необходимо снижение объема и скорости выполнения письменных заданий по русскому языку.

Создание условий, обеспечивающих коррекционно-развивающее сопровождение учебного и воспитательного процессов, направленных на формирование психически здорового, социально-адаптивного, физически развитого выпускника является целью работы нашей школы. Для достижения этой цели необходим системный подход во всех направлениях урочной и внеурочной деятельности каждого участника образовательного процесса. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Обобщение опыта работы по теме: "Игры как средство развития познавательной активности и формирования лексических навыкоы на уроках иностранного языка"

"Использование игр на уроках иностранного языка" являлась моей методической темой, над которой я работала на протяжении нескольких лет. Постоянная цель моей работы: активизировать познавательную, моти...

Развитие познавательной активности у обучающихся средствами ИКТ в рамках ФГОС (на примере уроков географии)

В работе описывется собстванний работы по мотивации обучающихся к учению, к самостоятельной о творческой работе на уроках....

Уровневая дифференциация как важнейший фактор развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Переступая порог класса, каждый учитель видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. У них разный жи...

Развитие познавательной активности на основе здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития познавательной активности на основе здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка.Ключевые слова: педагогические технологии, позн...

2022 год Развитие читательских компетенций у обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы

Педагогический проект, над которым работа продолжалась в течение трёх лет...

Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературного чтения

ООдной из причин, препятствующих включению в социум обучающихся с интеллектуальными нарушениями, является низкий уровень развития речевой культуры. ССвоевременная и целенаправленная работа по раз...