Шесть этапов поэтапного формирования умственных действий
статья по русскому языку

Синкевич Валентина Ивановна

Психологическая ценность теории поэтапного формирования умственных действий состоит в повышении эффективности управления процессом учения, где учение рассматривается как процесс усвоения учеником различных видов деятельности и реализующих их действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_poetapnogo_formirovaniya_ud.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шесть этапов поэтапного формирования

умственных действий

  Анализ предметных и умственных действий, а также операций, входящих в эти действия, стал предметом исследования П.Я. Гальперина. Созданная П.Я. Гальпериным общепсихологическая концепция планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий получила подтверждение и нашла эффективное применение в практике школьного обучения, а также других форм образования.      

Шесть этапов формирования умственных действий и понятий:

Этап создания и поддержания мотивационной основы действия.

Этап создания ориентировочной основы действия.

Этап формирования действия в материальной или материализованной форме.

Этап формирования действия в громкой социализованной речи.

Этап формирования действия во "внешней речи про себя".

Этап формирования действия во внутренней речи.

 Действие, прежде чем стать умственным, обобщенным, сокращенным и освоенным, проходит через переходные состояния. Основные из них и составляют этапы усвоения действия, каждый из которых характеризуется совокупностью изменения основных свойств действия.

 Этап вводно-мотивационный. На этом этапе действие еще не выполняется, оно только подготавливается. Обучаемый знакомится с действием и условиями его выполнения. Он осмысливает цель действия, его объект, систему ориентиров и знания, на которые необходимо опираться, выполняя действие. На этом этапе составляется схема ориентировочной основы действия. Обучающий раскрывает содержание ориентировочной основы действия, анализируя условия его выполнения, и обучаемый, используя ранее сформированные действия, составляет ориентировочную основу нового действия.

При изучении темы «Причастие» на первых уроках учащиеся должны запомнить основные признаки причастия  и усвоить, какие языковые признаки глагола и прилагательного свойственны причастию. Учащиеся должны научиться на основании этих признаков находить причастие. Прошу учащихся записать несколько слов в тетради и на доске. (Бежать, бегун, пробежал, пробежка, бегущий, беговая (дорожка), бег, бежавший, быстро, быстрейший, длинный, удлиненный).

  Определяем, на какие вопросы отвечают эти слова, какими частями речи являются. В результате ребята выясняют, что слова бегущий и удлиненный отвечают на неизвестные им вопросы что делающий? и что сделанный?. Затем вместе с учениками мы выясняем, какими признаками прилагательного и глагола обладают эти слова. После этого ученики по аналогии с известными им определениями формулируют определение понятия причастие. Определение должно быть кратким, четким: «Причастие - это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопросы Какой? Что делающий? Что сделанный? и др.». Проходит этот этап в форме своеобразной игры (а смогу ли я сразу и без запинки это проговорить?) и в системе. Сначала они проговаривают определение друг другу, затем я спрашиваю у них в быстром темпе один за другим человек 5 - 6. Цель этой работы: 1) развитие речевого аппарата учащихся, 2) работа в парах заставляет говорить всех, 3) обеспечивается определенный темп работы на уроке, а впоследствии определенный темп мыслительных операций. Занимает этот этап от 5 до 10 минут урока. Затем на следующих 2-3 уроках мы возвращаемся к нему, чтобы определение запомнили не только сильные ученики, но и слабые.

 Этап составления схемы ориентировочной основы действия. На этом этапе учащиеся получают необходимые разъяснения о цели действия, его объекте, системе ориентиров. Здесь перед учащимися раскрывается содержание ориентировочной основы действия. Им показывают, как и в каком порядке выполняются все три вида операций, входящих в действие: ориентировочные, исполнительные и контрольные. Это еще не действие, а только знакомство с ним и условиями его успешного выполнения, обеспечивающими понимание логики этого действия, возможность осуществления его.

 Следует особо подчеркнуть различие между пониманием того, как делать, и возможностью сделать это, так как в практике обучения нередко считается, что если ученик понял - значит, он научился и цель достигнута.

 Фактически усвоение действия происходит только через выполнение этого действия самим учеником, а не путем одного лишь наблюдения за действиями других людей. Вот почему в теории поэтапного формирования умственных действий после первого этапа выделяется еще четыре, где усваиваемое действие выполняется самим учеником.

  На этом этапе записываем признаки причастия в форме схемы ориентировочной основы действий (назовем ее условно схемой ООД № 1). Она может выглядеть следующим образом:

 Этап формирования действия в материальном (или материализованном) виде. Учащиеся выполняют действие во внешней, материальной (или материализованной) форме с развертыванием всех входящих в него операций. Осуществляется предварительное ознакомление с действием, т.е. построение ориентировочной основы действий, выделяются системы ориентиров и указания, учет которых необходим для выполнения действия. ООД – система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Содержание ООД во многом предопределяет качество действия. Так, полная ООД обеспечивает систематически безошибочное выполнение действия в заданном диапазоне ситуаций.

 Для обобщения действия в обучающую программу включаются задачи, отражающие все типовые случаи применения данного действия. В то же время на этом этапе не должно быть большого числа однотипных задач, так как на этом этапе действие не должно ни сокращаться, ни автоматизироваться. Материальная форма действия с самого начала сочетается с речевой: учащиеся формулируют в речи все, что выполняют практически.

На этом этапе необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно решили несколько задач, требующих формируемой деятельности и усваиваемых знаний. Порядок работы следующий: 1) дается ряд причастий - надо доказать, что это причастия,  2) причастия даются в одном ряду с прилагательными и глаголами,  3) причастия даются в одном ряду с прилагательными, в том числе прилагательными в превосходной форме, глаголами, наречиями и числительными

  Этап формирования действия как внешнеречевого. На этом этапе, где все элементы действия представлены в форме внешней речи, действие проходит дальнейшее обобщение, но остается еще неавтоматизированным и несокращенным. Проговаривание вслух описаний того действия, которое совершается, в результате чего отпадает необходимость использования ориентировочной основы действий.

Работа ведется на   доске и параллельно в тетради. Работающий у доски должен вслух четко проговаривать ход рассуждения. Совместная работа в паре, когда на местах ребята друг другу проговаривают ход рассуждения.

 Этап формирования действия во внешней речи про себя. Этот этап отличается от предыдущих тем, что действие выполняется беззвучно и без прописывания - как проговаривание про себя. Самостоятельная работа с последующей совместной проверкой.

 Этап формирования действия во внутренней речи (формирование умственного действия). Полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде.

Действие быстро сокращается и автоматизируется, становится недоступным самонаблюдению. Оно превращается в навык. При выполнении всех самостоятельных работ учащиеся должны сделать необходимые обозначения, свидетельствующие о понимании ими совершаемого действия.

 Итак, научились отличать причастия от других частей речи. В процессе этой деятельности выучили признаки причастия, еще раз проговорили определение причастия, которое теперь стало более понятным для учащихся.

  Теория П.Я.Гальперина является одним из направлений программированного обучения. Принципы программирования процесса учения, разработанные на основе бихевиористского подхода к нему, направлены лишь на получение и закрепление правильной реакции – конечного звена выполняемой деятельности. Все остальные ее звенья остаются не охваченными принципами программирования. Поэтому получение запрограммированной реакции не гарантирует формирования определенного вида деятельности.

   Психологическая ценность теории поэтапного формирования умственных действий состоит в повышении эффективности управления процессом учения, где учение рассматривается как процесс усвоения учеником различных видов деятельности и реализующих их действий.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

К современным теориям развивающего обучения относится теория поэтапного формирования умственных действий, созданная Петром Яковлевичем Гальпериным, которая н...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КСО ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ .

В статье представлен опыт многолетней работы по внедрению в учебный процесс двух важнейших технологий обучения – работы в парах сменного состава и теории поэтапного формирования умственных дейст...

Урок по литературе "Михайловское и его обитатели" (заключительный этап проекта "Место действия")

Данный урок является заключительным этапом литературного проекта "Место действия" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"...

Из опыта работы "Реализация теории поэтапного формирования умственных действий"

Особенности содержания и  методики I Вычленив, некоторую порцию материала, математическое содержание которого, дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы ...

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРАМИ В ТЕОРИИ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ...

«Этапы обучения двигательным действиям»

В последние годы большое внимание специалистов физической культуры привлекает физкультурное образование, которое связывает между собой теоретические знания, двигательные умения и методические навыки.Ф...