Чередование корней раст-ращ-рос
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Ольга Владиславовна Дрожжина

конспект урока с проблемной технологией для открытого урока по теме "Корни с чередованием раст, ращ, рос"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rast-rashch-ros._5a.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Дрожжина Ольга Владиславовна

Учитель русского языка и литературы

Буквы О-А в корне – раст-, -рос-, -ращ-.

Урок – исследование.

(Урок русского языка в 5 классе по учебнику М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженcкой, Л.А.Тростенцовой и др.)

Цели урока:

1) открыть закон правописания А-О в корнях – раст-, -рос-, -ращ-.

2) Научиться применять закон на практике (уметь правильно писать слова с этими корнями).

3. Развитие исследовательской компетентности учащихся

4) Формировать орфографическую зоркость.

5) Различать безударные и чередующиеся гласные.

6) Дать оценку полученным знаниям.

Оборудование: доска, учебник, компьютер, презентация.

Ход урока.

1 Оргмомент. (6 мин)

- В тетрадях записываем число, классная работа.

На прошлом уроке вы проходили правописание о-а в корнях лаг-лож. Наша сегодняшняя тема будет похожа на этот материал, поэтому я предлагаю вам написать небольшую пятиминутную самостоятельную работу, чтобы повторить материал.

С\р

1. Изл..жение было написано хорошо. 2. Нужно изл..гать свои мысли кратко и ясно. 3. Имя прил..гательное обозначает признак предмета. 4. Я распол..гаю свободным временем. 5. От перемены мест сл..гаемых сумма не меняется. 6. Предпол..жения не оправдались. 7. На ученика возл..жили обязанности старосты кружка. 8. Пол..гаю, что он прав. 9. Прил..жение — это особый вид грамматического определения. 10. На юного музыканта возл..гали большие надежды.

2. Новый материал(5 мин)

Вы уже изучили на прошлом уроке, что есть такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других – с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне.

-Какие чередующиеся корни вы изучили? (-лаг- , -лож-)

- От чего зависит правописание этого корня? Сформулируем правило.

- Сделаем вывод: В правописании чередующегося корня –лаг- - -лож- (суффикс А)

А. Постановка проблемы.

- А сейчас вам необходимо вставить пропущенные буквы в следующие слова. Два ученика запишут их на доске, вставляя пропущенные буквы, а остальные работают в тетрадях.

(Р..стение, водор..сли, взр..стить, зар..сли, выр..щенный).

- Проверяем, как выполнено задание

- Задание было одинаковое? (Одинаковое)

- А как вы его выполнили? ( По-разному (осознание противоречия)

- Почему так получилось? ( Не знаем, как писать слова с А или О.)

- Какие трудности возникли?

- Написание каких корней вам не известно? (РАСТ, РАЩ, РОС)

- Итак, тема нашего урока написание корней раст, ращ, рос.

Б. Целеполагание. Выяснить условия написания гласных в корне с чередованием – раст- - -ращ- - -рос-

5. Поиск решения проблемы:(20 минут)

Посмотрите внимательно на слова, и попробуйте проследить, какое правило здесь работает?

подрастаем, вырастают, растительный, перерастёт, отрастут (слова даны без пропусков букв).

-Определите, перед какими согласными пишется А, а перед какими – О.

(Буква А пишется перед СТ (растение, вырастут), перед Щ (выращенный, сращение). Буква О пишется перед С (заросли, водоросли).

По окончании работы делают вывод:

- Буква А пишется перед СТ, Щ, а буква О – перед С.)

6. Словарная работа.(10мин)

Но к сожалению, в этом правиле есть исключения

- Заучиваем рифмованное правило о словах-исключениях (на слайде)

Но, к большому сожалению,

Существуют исключения:

РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил,

РОСТИСЛАВОМ звали,

Он РОСТОК себе купил

Где-то на вокзале.

-Это слова – исключения.

- Что необходимо сделать с данными словами? (запомнить)

-Дадим лексическое толкование словам-исключениям РОСТОК, ОТРАСЛЬ, РОСТОВЩИК, используя «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

Росток – #1057;тебель растения в самом начале его развития из семени или корневища, клубня.

2. Отрезок ветки с почками для посадки.

3. перен. Проявление начинающего развития чего-нибудь. Ростки нового.

Ростовщик – тот, кто даёт деньги в рост, в долг под большие проценты.

Отрасль 1) Ветвь растения (устар)

2) перен. Потомок, потомство (устар)

3) Отдельная область деятельности, науки, производства.

-У слова ОТРАСЛЬ 3 значения. Как называют такие слова? (многозначные)

- Пока ребята находят значения слов, мы поиграем в игру «О или А».

Выпишите эти слова в 2 столика. 1 столбик, где пишется только А, второй, где только О.

р…стущий , р…стет, р…сток, выр…сли, пр…стой р…стяпа, подр…сли , взр…щенный, р…столстеть , р…стрепанный

7. Итог урока.Д\з(5 мин)

- А теперь подведем итог нашей работы. Какую цель ставили на урок? Добились ли мы поставленной цели?

- Ребята, попробуем ответить на один из главных вопросов. Можно ли пользоваться проверочным словом при написании слов с чередующимися гласными?

Домашнее задание: повторить предыдущие чередующиеся корни, выучить новый материал, выучить стих с исключениями, выполнить упражнение из учебника №453, подготовиться дома к диктанту №456


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы О-А в корне -раст-/-рос-. "Растёт рябина"

Урок проводится в 5 классе. Тема "Растёт рябина". Используются примеры, предложения, стихотворения о рябине....

"Правописание гласных А-О в корнях -раст-, -рос-, -ращ-"

Урок изучения нового материала. С помощью различных тренировочных упражнений учащиеся должны усвоить правописание корней  -раст- и -рос- с чередующейся гласной, а в конце урока у учителя будет во...

Урок в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне раст-рос.

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока:"Чередующиеся гласные в корне раст-рос". Тип урока: урок открытия новых знаний с опорой на технологию деятельностного метода. Презентация к уроку....

«Буквы а – о в корнях -раст- , -ращ- , -рос- »

Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ)...

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Разработка занятия и презентация "Буквы а-о в корнях - раст-,- ращ-,- рос-"

Материал можно использовать на уроках русского языка и кружковых занятиях по русскому языку....

Урок русского языка в 5-м классе на тему "Правописание чередующихся гласных А - О в корнях -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"

Урок-объяснение нового материала в 5 классе по теме:"Правописание чередующихся гласных А - О в корнях  -РАСТ-/-РАЩ-/-РОС-"...