Подготовка к ВПР по русскому языку (5-8 классы)
учебно-методический материал по русскому языку

Спасенникова Ирина Николаевна

Данный материал может быть полезен для подготовки к ВПР по русскому языку в 5-8 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ. Как выполнять задание № 6?

ВПР. Русский язык. 8 класс. Задание № 6. Распознавание грамматических ошибок.

Вспомним теорию

Грамматические ошибки – это ошибки, связанные с нарушением какой-либо грамматической нормы: словообразовательной (неверно слово образовано), морфологической (ошибки в морфологических признаках), синтаксической (ошибки в построении предложений или словосочетаний).

Типов грамматических ошибок очень много. В заданиях вам, ребята, будут даны предложения с некоторыми из них.

Примеры предложений с грамматическими ошибками,

которые могут быть даны в заданиях на ВПР.

  • Запомните, предлоги и падежи, с которыми они употребляются.

Благодаря, согласно, вопреки, наперерез – с Д. п

Благодаря (чему?), вопреки (чему?), согласно (чему?), наперерез (чему? или кому?).

По – с предложным падежом: по приезде, по окончании.

Запомните: прийти ИЗ школы (а не СО школы).

  • Прилагательные, являющиеся однородными определениями, должны стоять в одинаковой форме:

Она была скоромная и красивая (неверно:Она была скромна и красивая).

  • Вспомним ещё два правила об однородных членах.

Правило 1.

Книги не только лежали на столе, но и на диване. (Здесь ошибка в том, что первая часть двойного союза стоит не перед первым однородным членом).

Верно.

Книги лежали не только на 1-ый однородный член столе, но и на 2-ой однородный член диване.

Правило 2.

Светлана любила и гордилась своими родителями.

Светлана любила кого?  и гордилась кем? своими родителями.

Верно.

Светлана любила кого? своих родителей и гордилась кем? ими.

  • Причастный оборот. Помните, что причастие в причастном обороте ставится в тех же формах,что и определяемое слово (то есть слово, от которого причастие зависит).

Проблемы (какие?), волнующие моих современников.

(Неверно: проблемы, волнующих моих современников).

Помните, что определяемое слово должно находиться ПЕРЕД или ПОСЛЕ причастного оборота, в не в нём.

Ошибка: волнующие проблемы моих современников.

Верно: проблемы, волнующие моих современников.

  • Деепричастный оборот. Запомните, что деепричастие обозначает добавочное действие, поэтому подлежащее в предложении должно обозначать предмет, который может это действие выполнить.

Сравните.

Готовясь к контрольной работе, вспоминались подлежащее правила.

(Правила не могут готовиться к контрольной).

Верно: Готовясь к контрольной работе, я вспоминал правила.

  • Правильно образуйте степени сравнения прилагательных или наречий!

Запомните!

более прилаг. красивый (не более красивее), более наречие красиво;

самый красивый (не самый красивейший).

  • Правильно образуйте формы имён числительных.

Запомните!

Более двухсот человек (не более двести человек);

в две тысячи двадцатом году (не в двух тысяч двадцатом году);

семьюстами рублями (не семистами рублями);

можно решить пятью способами (а не пяти).

  • Правильно употребляйте собирательные числительные.

Помните, что они могут употребляться в следующих случаях:

со словами, обозначающими лиц мужского пола (трое мальчиков);

со словами, обозначающими детёнышей животных (четверо котят);

со словами, имеющими только множественное число (трое саней).

Ошибки:

Двое подруг (ж.р., нужно – две подруги);

Трое волков (не детёныши, надо – три волка).

Не забывайте, что числительные ОБА, ОБЕ имеют род.

Обеими руками, на обеих страницах, в обеих странах.

Обоими мальчиками, обоими городами.

Запомните: их (нет слова ихний).Их дом, их книги.

  • Косвенная речь – это передача содержания чьей-то речи. Помните, что в предложениях с косвенной речью используют местоимения только 3-го лица (он, она, оно, они).

Дмитрий сказал, что я не согласен с мнением остальных. (Это неверно).

Верно.

Дмитрий сказал, что он не согласен с мнением остальных.

  • Помните, что в русском языке есть несклоняемые имена существительные (моим пальто – не моим пальтом).

Правильно употребляйте в предложении слово «кофе» ( м.р.): горячий кофе.

Таковы наиболее типичные ошибки.

 

Алгоритм выполнения задания № 6.

  • Внимательно прочитайте каждое предложение.
  • Посмотрите, есть ли в них причастные или деепричастные обороты, допущены ли в них ошибки.
  • Найдите предложения с «трудными предлогами» (благодаря, согласно, вопреки, по), определите, в правильном ли падеже стоит при низ слово (при предлогах благодаря, согласно, вопреки – в Д.п., при предлоге по – в П.п.)
  • Проверьте, верно ли составлены предложения с однородными членами.
  • Помните о частых ошибках: в употреблении числительных, степени сравнения, местоимений и др.)

Пример задания № 6.

Задание № 6.

 Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(-ы) предложения(-й).

1) Поезд отправился согласно расписания.

2) Собираясь в школу, у девочки потерялся пенал.

3) По окончании занятий дети пошли на спортивную площадку.строительства объект был сдан в эксплуатацию.

4) В их школе сегодня был праздник.

 Пример ответа.

Поезд отправился согласно расписанию.

Обираясь в школу, девочка не могла найти пенал.

Пояснение.

1) Поезд отправился согласно (чему?) расписанию (Д.п.).

2) деепричастный оборот Собираясь в школу, у девочки потерялся подлежащее пенал. (Пенал не может совершить добавочное действие, выраженное деепричастием, не может «собираться в школу»).



Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ. ЗАДАНИЕ 3. Распознавание производных предлогов.

Как отличить производные предлоги от других частей речи?

  • Предлоги – это служебные части речи.
  • Предлоги не являются членами предложения, не имеют лексического значения.
  • Роль предлогов — соединять слова в словосочетании.
  • Предлог всегда можно заменить другим предлогом.

ПОДСКАЗКА.

ПРЕДЛОГ  всегда ВХОДИТ  В  ВОПРОС,

а  К  ЧАСТЯМ  РЕЧИ, похожим на предлог, ЗАДАЁТСЯ  ВОПРОС.

 

Сравните.

1) Шли предлог навстречу (кому?) друг другу.

    Ветер дул наречие навстречу (как?).

2) предлог Благодаря (кому?) другу, он мог выполнит это задание.

   Он шёл, (как?) деепричастие благодаря  друга за помощь.

Запомните производные предлоги. Предлоги всегда пишутся одинаково.

Запомните, какая гласная пишется на конце предлога.

СЛИТНО

вблизи (чего?)

ввиду (чего?)

вдали от (от чего?)

вдоль (чего?)

возле (чего?)

вокруг (чего?)

вместо (чего?) (=за)

внутри (чего?)

впереди (чего?)

вроде (чего?)

вследствие (чего?)

 

кругом (чего?)

навстречу (чему?)

наперекор (чему)

наподобие (чего?)

напротив (чего?)

насчет (чего?) (= о)

невзирая на (на что?)

несмотря на (что?)

позади (чего?)

по мере (чего?)

сквозь (что?)

спустя (сколько минут?)

 благодаря (чему?)

согласно (чему?)

вопреки (чему?)

РАЗДЕЛЬНО

во избежание (чего?)

в отличие от (от чего?)

в отношении (чего?)

в силу (чего?)

в связи с (с чем?)

в сравнении ( ч чем?)

в целях (чего?) (=для)

 

 

в течение (какого времени?)

в продолжение (какого времени?)

в заключение (чего?)

в завершение (чего?)

в силу (чего?)

на протяжении (чего?)

по окончании (чего?)

по прибытии (куда?)

по причине (чего?) (= из-за)

со стороны (чего?) (=от )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Элективный курс «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе»

Подготовить учащихся к итоговой аттестации в новой форме. Аннотации....

Календарно-тематическое планирование спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 11 классе

Календарно-тематическое планирование спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» в 11 классе 34 часа...

Тестовые технологии в системе уроков при подготовке к ГИА по русскому языку учащихся 9 класса разработаны учителем русского языка и литературы Низовой Аллой Валентиновной

Перед учителем русского языка в современной школе стоит задача  не только преподнести учащимся знания по предмету, но и научить  применять полученные знания на практике, другими словами,...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку для 11б класса и для 11 заочного класса

Уважаемые родители 11 классов.Я публикую для Ваших детей тесты по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Вы можете эти тесты решать вместе с детьми....

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (для 9 класса).

Рабочая программа составлена с учетом программы факультативного курса С.И. Львовой «Уроки словесности» для 7-9 классов. Программа содержит следующие разделы: 1) пояснительная зап...

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)

Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ...