Подготовка к ОГЭ
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Смотрова Людмила Николаевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_oge.docx148.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по теме:

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

(работа над тестовой частью)

Цели урока: 

1) повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ОГЭ-2024:

«Грамматическая основа предложения»,

«Знаки препинания в сложных предложениях»,

«Типы подчинительной связи в словосочетаниях»,

«Орфографический анализ слов»,

«Анализ средств выразительности»,

«Лексический анализ слов»;

умение применять знания на практике; подготовка к сдаче экзамена;

2) развитие творческого потенциала учащихся, выработка навыка работы над тестовой частью ОГЭ;

3) обеспечение ценностного отношения к совместной творческой деятельности;

4) воспитание познавательного интереса к русскому языку.

Задачи:

1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок, формирование умения применять полученные знания на практике, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее смысловой цельностью и структурной связностью;

2) развивающие: развитие любознательности, творческой, речевой и мыслительной активности, логического мышления, развитие коммуникативных возможностей учащихся, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме, отработка  навыков использования раздаточного материала и выполнения тестовых заданий в формате ОГЭ;

3) воспитательные: воспитание у учащихся ответственности, организованности, самостоятельности, чувства коллективизма, эстетического вкуса, формирование психологической установки на успешное решение тестовой части ОГЭ.

Тип урока: урок развивающего контроля

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, лист контроля для учащихся (приложение №1), «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, раздаточный материал (приложение №2), карта самоанализа, листы с домашним заданием (приложение №3).

Ход урока

  I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Проверка готовности к уроку. Урок в формате ФГОС Урок -практик УМ  по мотивам пробника...5 мин.

Заявка на оценку: «5» -19 баллов и более.«4» - 15-18 баллов;«3» - 11-14 баллов.   Самооценка.                               

Рано утром я встаю,

Бога я благодарю,

Солнцу, ветру улыбаюсь,

Слово «здравствуй» говорю,

 С кем встречаюсь поутру.

Чтоб Земля моя цвела, я желаю всем добра и мира!

                                                                                                                                                     !Актуализация.

-Начать урок хочу с вопроса :"Что в мире  происходит?"

-А какое отношение эти события имеют к нашему уроку? 21.02.24

Человек -существо социальное, проблемное , для него «Создать проблему? Не проблема !Решить проблему- появится другая...  ПРОБЛЕМА...Что не так... 

Попросила  Сашу .Словарь  даёт 82 синонима к слову проблема: ГЛОБАЛЬНЫЙ,ГРАНДИОЗНЫЙ, МИРОВОЙ, ОБЩИЙ, ГЛАВНЫЙ...

Глобальная перестройка мира...

Общая проблема Главное содержание  урока. подходят. Предположите,о чём пойдёт речь на уроке ?

И        367

С                          ВСЁБУДЕТХОРОШО

Т     Результат(умения,навыки)

Зашифрована  основная тема: Работа над тестовой частью ОГЭ .

Задания Есть. Известные и неизвестные или, как я их определяю, любимые темы и  нелюбимые.(в стадии повторения или изучения)

Карточки-информаторы (направления работы и цели : вырабатывать навык работы  с тестовой частью экзамена: 2,3,4,5,6,11 )

Истина там, где есть вопрос,есть  проблема. Ищем истину

Вы  и я       задаём вопросы ,на которые получим ответ в конце урока     ?!

Памятка:

1.Работает мысль ,а не память ...

"Для того чтобы совершенствовать ум, надо более размышлять, чем заучивать"Р.Декарт

2.Успешность определяется не объектом знаний ,а умением их применять ...Д.Лихачёв

3.Подготовка к ОГЭ и ОГЭ -не одно и то же. Учителя русского языка.

1.Блок известные (любимые) задания.  Отслеживаем  Умения Помогают арбитры (Влада,Даня,Лиза)

Начнѐм работу с подготовки к ОГЭ .  1 мин. Перед вами на доске предложение :

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лѐгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

1. Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).

2. Подберите антоним к слову лѐгкость (тяжесть).

3. Выпишите слово с орфограммой: «Приставка при- пишется, если имеет

значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия,

прибавление» (привести). привезти?

4. Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование

(правильное соотношение, правильное звучание). (по 0,5б за ответ)

Дать фразе лѐгкость и правильное звучание»

Фронтальная работа .Тест 2 мин. «Средства выразительности» лёгкость и звучание, образность

 Укажите, какое средство выразительности использовано в приведенном ниже предложении.

1.Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. (Пришвин М.)

1) олицетворение    2) метафора     3) фразеологизм    4) сравнение

2.На закруглениях он [поезд] кряхтел и останавливался. (Пришвин М.)

1) олицетворение    2) метафора     3) эпитет     4) сравнение

5. Котелок сердится и бормочет на огне. (Пришвин М.)

1) олицетворение      2) метафора       3) эпитет       4) сравнение

6.  Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползёт, пресмыкаясь, всё дальше. (Солоухин В.)

1) олицетворение     2) метафора     3) эпитет       4) сравнение

7. Но и до сих пор я не знаю, как отнесся бы попутчик к моей просьбе насчет хлеба или ночлега, потому что, когда дошли до его деревни, он свернул с дороги на тропинку вдоль домов и сказал мне, дотронувшись до башлыка: "Ну, бывай здоров! Не падай духом..." (Солоухин В.)

1) олицетворение     2) метафора     3) фразеологизм      4) сравнение

8. Но присесть было не на что, и я механически шагал, приминая рыхлый снежок и почти не продвигаясь вперед из этой бесконечной ночи к крохотному и недостижимому островку тепла и покоя, где теперь спит моя мать, не зная, что я бреду сквозь метельную темень. (Солоухин В.)

1) олицетворение    2) метафора      3) эпитет     4) сравнение

9. Значит, не было случая до этого, чтобы рассказать и облегчить душу. (Солоухин В.)

1) олицетворение     2) фразеологизм     3) эпитет      4) сравнение

Добавляем  к известному неизвестное. Соедините прилагательные и существительные в верные фразеологизмы. Запишите. Объясните их значение и происхождение.

1.Мокрая                               крыса,

 2.сидорова                            овца,

3. Маланьина                        победа,

4.филькина                              свадьба,

5.валаамова                               курица,

6. иерихонская                           грамота,

7.канцелярская                          сирота,

8.казанская                                ворона,

9.заблудшая                                 коза,

10.белая                               ослица,

11. пиррова                       труба.

/  Мокрая курица, сидорова коза, Маланьина свадьба, филькина грамота, валаамова ослица,  иерихонская труба,  канцелярская крыса, казанская сирота, заблудшая овца, белая ворона, пиррова победа  /

V.Хорошо усвоенное 1 мин.

 «Превращения». Заменить словосочетания. 

Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот:

1.полковое знамя –     (знамя  полка)

2. солнечная энергия –    (энергия солнца)
3.лесной запах –    (запах леса)

4. учительский стол -         (стол учителя)
5. конское ржание -   (ржание коня)
6. школьный портфель -    (портфель для школы)

7.плюшевый медвежонок –  (медвежонок из плюша)
8. приморский парк -   (парк  у моря)
9.клетчатый шарф –  (шарф  в клетку)

10.бессонная ночь –  (ночь без сна)

Понимающий человек (человек с пониманием)

Человеческая доброта (доброта человека).

Словесный поток,

Водная дорожка

Слониками из мрамора                                                                                                                              Жизненная основа (основа жизни)                                                                                                                                                                                      

Орфографическая пятиминутка Работа у доски и в тетрадях. Комментарий

В течение, в продолжение, вследствие, ввиду, за счѐт, насчѐт, мороженый, данный, собранный урожай, пребывать в столице, слабое здоровье ростовщик, скачок в сторону, неожиданное сочетание, угорелый, вымокнуть под дождѐм.

Взаимопроверка.

Большенство самых важнейших решений определяющих жизненый путь мы всё таки принемаем в юности.

Большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности.( 1 б)

                     Игра-конкурс Физминутка= 2мин

Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы Да - нет.

  1. Й - гласный звук. Нет
  2. Антонимы слова с противоположным значением. Да.
  3. Дополнение – это главный член предложения. Нет.
  4.  Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.
  5.  Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет.
  6.  Себя – это личное местоимение. Нет.
  7.  Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да
  8.  Синонимы – слова. близкие по лексическому значению. Да.
  9.  Морфология – наука о составе слова. Нет.
  10.  Предложения грамматическая основа которых состоит из одного главного члена , называется сложным. Нет.
  11.  Золотая осень – это безличное предложение. Нет.
  12.  Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да
  13.  Текст – это несколько предложений. Связанных по смыслу. Да
  14.  О – это гласный звук. Да.
  15.  Лексика изучает звуки и буквы. Нет
  16.  Ученик, кукла – это одушевленные существительные. Да.
  17.  Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет.
  18.  А, но, однако - это противительные союзы. Да..
  19.  Диалог- это разговор двух лиц. Да.

2.Навыки  Погружение в тему урока. 2 мин

1)Цифровой диктант. ,пишем

  1. - Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0.
  2. 1. Синтаксис – греческое слово, которое означает «составление», «построение».
  3. 2. Предложения бывают простые, сложные и составные.
  4. 3. Независимое предложение в составе СП называется главным.
  5. 4. Придаточное предложение может стоять только после главного.
  6. 5. Я люблю место, где я родился. – СПП с придаточным места.
  7. 6. Хотя я и устал, я решился продолжать свой путь. – СПП, где придаточное стоит на 1-м месте.
  8. Самопроверка Ключ: 101 001.

Известное...На какие знания  какого раздела лингвистики был направлен цифровой диктант?   Синтаксис...2 мин

Задание 1

Назовите родовой признак ближнего  и дальнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение

. Предполагаемый ответ на задание                                                                                     1.Родовой признак ближнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение является сложное предложение. Родовой признак дальнего ряда к понятию сложноподчинённое предложение является предложение.

Задание 2 Докажите, что наличие главной и придаточной части есть отличительный видовой признак сложноподчинённого предложения. 

Предполагаемый ответ на задание 2.

Наличие главной и придаточной части есть существенный признак сложноподчинённого предложения. Придаточная часть (части) по смыслу подчинена главному и связана с ним подчинительным союзом или союзным словом.

2) Работа с таблицей «СПП» (повторение видов придаточных)  Со справочником ОГЭ.

5 мин

2) Графический диктант

Определите вид придаточного.

Один ученик работает у доски

Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.

 На пустыре разбили сад ,который был перед школой.

Поездку пришлось отменить ,так как на море разыгрался шторм.

Мы надеялись, что  победим в предстоящих футбольных матчах.

Почему не думаешь о будущем?

Выбрали себе предмет для экзамена? 

Работалось нам хорошо..

 Класс...

Тишина...

Молодцы!

С какими предложениями работали? Пр и Сл .Двусоставными и односоставными

 Закрепление материала

1) Работа с использованием ЭОР. Интерактивный текст "Придаточные определительные, изъяснительные, обстоятельственные"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f1d11df-426c-4af2-8f2e-1cde1fefb7b3/%5BRUS9_210%5D_%5BIM_283%5D.swf

Кол гр.основ  (ловите подсказку: союзы,основы) 3 мин

Казалось, что он совершенно поглощен своим любимым занятием: он складывал из газеты кораблик с парусом.

2. Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось.

3. Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет.

4. Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.

5. Она отругает своего повзрослевшего ребёнка, а потом порадуется за него и обязательно отметит все хорошие перемены, которые произошли с её всегда маленьким родным человечком.

Взаимопроверка 1-3

2-3,3-4,4-2,5-2

Вывод...Несколько простых предложений может быть в СЛ пр.

Гипотиза

 - На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяют  типы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными.

Проверим,Проведём эксперимент. 6 мин.

Эксперимент 1

І. Докажите, на примере предложения, что придаточные относятся к главной части, что они являются придаточными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

1.Я понял, что задание сложное, что надо будет работать со сложными схемами. Однородное подчинение

3. Эксперимент 2 . Докажите, что первая придаточная часть (первой степени) относился к главной части, вторая придаточная (второй степени) относится к придаточной первой степени и т.д. Для этого от главной части к придаточной первой степени поставьте вопрос, затем от него поставьте вопрос к придаточной второй степени и т.д паровозик

2.Я подумал, что будет не так уж плохо, если Мишка сейчас прочитает мои мысли. Последовательное подчинение

3. Эксперимент 3.  Докажите, что придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

3. Скорость, с которой сигнал поступает в мозг, говорит ему о том, какого типа раздражитель действует в данный момент

Параллельное подчинение

Параграф

Типы СПП по структуре:

Последовательное подчинение- каждая последующая  часть зависит от предыдущей

Однородное подчинение -придаточные относятся к одному и тому же слову в составе главной части или ко всей главной части ,отвечают на один и тот же вопрос.

Последовательное подчинение- придаточные относятся к главному предложению, отвечают на разные вопросы.

Комбинированное подчинение  может объединять разные типы подчинения

2).Работа с использованием ЭОР Интерактивная таблица "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b855ad5f-6e1c-4455-a658-3aaa9b570bdf/%5BRUS9_209%5D_%5BIA_261%5D.swf

Найдите в учебнике ответ на вопрос: как называются сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Предполагаемый ответ: Сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных. Такие предложения называются периодом или многочленными.

Включаем в систему знаний

Работа в парах (карточки) 2 мин

Задание. Указать вид подчинения в следующих предложениях и обсудить

правильность выполнения задания в парах.

  1. 2. Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут петь песни.

[… гл.], (с. что…), (с. что…) однородное подчинение

придаточное изъяснительное

  1. 3. Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

(с. когда…), [ ], (с. как…)

1 – придаточное времени, 2 – придаточное изъяснительное

параллельное

  1. 1. Я услышу, как запоют птицы, которые живут у меня за окном.

[ ], (с.с. как…), (с.с. которые…)

1 – придаточное изъяснительное,

 2 – придаточное определительное.

последовательное подчинение

11. Цифровой диктант Самостоятельно-Рассмотрите схемы предложений с несколькими придаточными. 2 мин

По схемам предложения определите тип подчинения.

        Что?

  1. [               ],   (как     …),   (как     …).

        Когда?           Что?

  1. (Когда    …),  [                  ], (что      …).

        Что?        Куда?

  1. [                    ], (как          …),   (где     …).

                           

  1. [                 ],    (как    …),   (которого     …).

  1. (Где     …),   (где     …), [                 ].

 Последовательное 3,4Однородное 1,5Параллельное (неоднородное) 2


12).  Составление схем, определение подчинения 3 группы. Тесты. Оформите по образцу ОГЭ.3 мин

     2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес. Леонид Леонов "Лес"

     3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой. Алексей Сурков "В землянке"

     4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы. А.Пушкин  "К Чаадаеву"

6.Самостоятельная работа Тест "Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными

Какие из перечисленных утверждений являются верными? ОГЭ!!! 2 мин

1. Самолёт пролетает в облаках сквозь водяные капли, каждая из которых настолько холодная, что от соприкосновения с металлом превращается в лёд. (Предложение  1 СПП с параллельным (неоднородным) -подчинением придаточных).

2)Собирать плоды и ягоды следует в сухую погоду, потому что, сорванные в жаркую погоду, они быстро вянут, так как содержат меньше сока. (Предложение 2 СПП предложение с последовательным подчинением придаточных.) *

3) Первый зодчий возвёл только первый этаж, когда же обнаружил, что здание откликается по вертикали на четыре сантиметра, сбежал. (Предложение 3 СПП с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.)

4)Когда случалось неприятное, караульные зажигали костёр, чтобы крепость готовилась к осаде. (Предложение 4 СППс неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.)+

5) Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. (Предложение  ССП с однородным подчинением придаточных).

6) Русский язык так богат, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (Предложение сложноподчинённое с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных.)

7).Пока я ходить умею, пока глядеть я умею, пока дышать я умею, я буду идти вперёд. БСП

10. Экспресс-опрос.

Упражнение на избирательность. Задание: прослушать грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» верные утверждения и знаком « - » неверные утверждения.

Утверждения

В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и  союзными словами

+

Простые предложения в составе СПП всегда равноправны

-

СПП состоит только из двух простых предложений

-

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями

-

При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к первому придаточному

+

Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и или или, запятая между ними не ставится

+

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трёх видов: с последовательным, параллельным и однородным подчинением

+

Если в СПП несколько придаточных, то все они поясняют только главное

-

При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению

+

При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются  одинаковыми по значению

+

Подсказка

(Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лѐгкость и правильное звучание, используй знаки препинания.

Тот, кто желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лѐгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания)

А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лѐгкость и правильное

7. Работа с текстом

Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование – это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.

Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами.

Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя.

Мне кажется, что очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».

Вопросы и задания учащимся:

  1.  Определите тип речи (рассуждение)
  2.  Почему вы решили, что это рассуждение? Каковы особенности этого типа речи? (тезис; основная мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод)
  3.  Какие еще типы речи вам известны?
  4.  Определите стиль речи (публицистический)
  5.  Какова функция этого стиля речи? (воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции)
  6.  Какие еще стили речи вы знаете? (четыре книжных (художественный, официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный)
  7.  Дайте название тексту.

  1. Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:

«Роль образования в современном мире». Д.з Сочинение 12ВВ

  1. 9. Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности. Рефлексия

Итак, пришла пора подвести итоги. Сегодня на уроке вы оцените себя сами.

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами 

Какой результат планировали, что получилось:

Цель урока: повторение, обобщение и систематизация полученных знаний по трудным темам тестовой части: Корректировка знаний 2,3,; ,5,6,7,11,12

 Планируемый результат:  выполнять задание 2,3,5,11 ОГЭ: «Грамматическая основа», «СПП с несколькими придаточными», «Фразеологизмы как средство выразительности»владеть языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся, проверяемых во время  ОГЭ по русскому языку;

Проблемы ОГЭ... испытания временные После него для многих начнётся привычная счастливая жизнь:О,кей,Гугл, словарь Т9...Привет,Алиса.   , 

Не для школы учимся, а для жизни. Сенека

Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по изученной теме, умение конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи и работать над анализом текста.

Виды деятельности

Оценка

1.

Знание теоретического материала

2.

Умение распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного в составе сложноподчиненного предложения

3.

Умение находить СПП в тексте и определять их вид

4.

Умение составлять схемы СПП

5.

Умение работать над анализом текста

  1. 10. Домашнее задание.

Составить диалог, используя СПП на тему: «Моя будущая профессия»  

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c2b6b83-7619-4ea0-8a60- 

Перспектива....Открытие...

Теоретический материал.

НА СТЫКЕ СОЮЗОВ:

..., что если ..., то ...

..., что когда ..., то ...

..., что хотя ..., но ...

..., и когда ... , то ...

..., и если ... , то ...

..., но так как..., то ...

Ср. ..., что, если ... , ...

ТО → запятая

ТО → нет запятой

Задание (Слайды 21-23 )

7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В воображении теснились самые разные замыслы (1) и (2) если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чём-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.

1,2,3,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,4

Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3,4

В родительском доме всё было по-прежнему (1) и (2) если Пете казалось домашнее пространство как будто сузившимся (3) то это только оттого (4) что за годы отсутствия он очень повзрослел и вырос.

1,2,4 2) 1,3 3) 1,3,4 4) 2,3,4

Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,4 4) 1,3

Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.

1,2,3,4 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,3,4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...