15 слов, во множественном числе которых мы то и дело путаемся
материал по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Подборка материала для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_oblasti_grammatiki.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

15 слов, во множественном числе которых мы то и дело путаемся

  1. Профессии

Директоры или директора

Верно: директора.  Пример: На заседании будут директора всех филиалов фирмы.

Докторы или доктора

Верно: доктора. Пример: В этой клинике реально лучшие доктора.

Инженеры или инженера

Верно: инженеры. Пример: Инженеры потрудились на славу, проектируя этот дом.

Бухгалтеры или бухгалтера

Верно: бухгалтеры. Пример: Ждем, когда бухгалтеры начислят нам премию.

Слесари или слесаря

Верно: и так, и так. Пример: Слесаря получили замечание за простой рабочего времени. Слесари были возмущены.

Профессора или профессоры

Верно: профессора. Пример: На собрании будут лучшие профессора медицины.

  1. Еда

Помидор или помидоров

Верно: помидоров. Пример: Сделала весенний салатик из свежих огурцов и помидоров. Кстати, здесь можно упомянуть не только помидоры. Названия фруктов и овощей мужского рода, которые оканчиваются на твердый согласный, в родительном падеже во множественном числе будут иметь окончание -ов: апельсинов, мандаринов, баклажанов, бананов.  

Вафель или вафлей

Верно: вафель. Пример: В выходные напекла вафель со сгущенкой.

Оладий или оладьев

Верно: оладий. Пример: Все съели, оладий больше нет.

  1. Одежда

Чулок или чулков

Верно: чулок. Пример: Надела на свидание новую пару чулок. Вообще у чулок есть похожие друзья по несчастью — носки. Правило для тех и других простое: длинное — укоротить, короткое — удлинить. Носки короткие? Значит, во множественном числе в родительном падеже будет: носков (а не “пара носок”). Чулки длинные? Значит — пара чулок.

Туфель или туфлей

Верно: туфель. Пример: Под вечернее платье понадобится и новая пара туфель.

Сапог или сапогов

Верно: сапог. Пример: Этой зимой обойдусь старой парой сапог.

  1. Учреждения

Яслей или ясель

Верно: яслей. Пример: Забрать ребенка из яслей.

  1. Предметы

Трактора или тракторы

Верно: и тракторы, и трактора — пишите как хотите! Пример: В начале года мы закупили новые трактора. Купленные нами тракторы оказались весьма качественными.

Крема или кремы

Верно: кремы. Пример: В магазине были скидки на кремы для лица, накупила себе подарков.

…И бонус: судна или суда.

Здесь разберемся подробнее. У слова “судно” несколько значений — корабль или сосуд. Во множественном числе эти существительные склоняются по-разному!

  • Судно — плавучее сооружение для перемещения по воде. Корабль.

По падежам:

Падеж

Единственное число

Множественное число

именительный (что?)

су́дно

суда́

родительный (чего?)

су́дна

судо́в

дательный (чему?)

су́дну

суда́м

винительный (что?)

су́дно

суда́

творительный (чем)

су́дном

суда́ми

предложный (о чем)

су́дне

суда́х

  • Судно — сосуд для испражнений (мед.), посуда.

Падеж

Единственное число

Множественное число

именительный (что?)

су́дно

су́дна

родительный (чего?)

су́дна

су́ден

дательный (чему?)

су́дну

су́днам

винительный (что?)

су́дно

судна́

творительный (чем)

су́дном

су́днами

предложный (о чем)

су́дне

су́днах

Теперь вы понимаете, почему предложение: “Грузовой план составляется на основе подробных данных о суднах, грузах и условиях рейса” вызывает у редактора смех.?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

3. Тема урока «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа»

План-конспект урока русского языкас приложением для учащихся 5-х классов  Няч Ольга Рамильевна,учитель русского языка и литературы  Конспект учебного занятия Предмет: русский ...

Урок русского языка в 5 классе "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Урок русского языка по ФГОС  "Имена существительные, которые имют форму только множественно числа" (5 класс). Цели урока: обобщение и расширение ранее изученных наний о существительном, развитие ...

Методическая разработка " Имена существительные, которые употребляются только во множественном числе".

Имена существительные, которые употребляются во множественном числе...

Конспект урока и презентация по теме "Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа"

Данный урок первый урок по теме «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». Тип урока- «открытие» новых знаний. Разработан в соответствии с требованиями ФГОС, направлен н...

Открытый урок по теме: «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа». 5 класс

Цель урока: познакомиться с именами существительными, которые имеют форму только множественного числа; учиться находить их среди других существительных и правильно их использовать.Задачи урока:1) обра...