Гласные в приставках - пре- и -при-
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

 Корнеева Ирина Владимировна

Тема урока

Гласные в приставках –пре- и –при-

Тип урока

 Урок открытия новых знаний

Формы, приемы, методы:

«Методика жужжащего чтения», интерактивные упражнения (фонетические разминки, ролевые диалоги);

Фронтальная работа;

Работа в парах;

Работа в малых группах

Педагогические технологии

технологии компенсирующего обучения (для обучающихся-инофонов), проектное обучение (информационное), технологии-Инсерт;

 

Цель урока

Познакомить обучающихся с орфограммой  «Гласные е-и в приставках –пре- и – при-;   освоить способ действия при выборе гласных е – и в приставках; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык

Класс: 6  

Корнеева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы,                    

МБОУ  «Средняя школа № 1имени А. В. Войналовича», г. Нижневартовск

Тема урока

Гласные в приставках –пре- и –при-

Тип урока

 Урок открытия новых знаний

Формы, приемы, методы:

«Методика жужжащего чтения», интерактивные упражнения (фонетические разминки, ролевые диалоги);

Фронтальная работа;

Работа в парах;

Работа в малых группах

Педагогические технологии

технологии компенсирующего обучения (для обучающихся-инофонов), проектное обучение (информационное), технологии-Инсерт;

Цель урока

Познакомить обучающихся с орфограммой  «Гласные е-и в приставках –пре- и – при-;   освоить способ действия при выборе гласных е – и в приставках; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

знать правило написания букв  е – и  в приставках –пре- и –при-;  уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора букв в приставках –пре- и –при-; уметь правильно писать слова с непроверяемыми написаниями.

компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

 

 

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин)

Приветствует учащихся, настраивает на работу.

Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради.

Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность.

организовано рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, полная готовность класса и оборудования к уроку;

-кратковременность организационного момента;

- созданы условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность;

- определены содержательные рамки урока.

2. Актуализация знаний

А) прием «жужжащего чтения» (5 мин)

Б) Разминка: (5 мин)

Придумайте три слова (существительное, прилагательное, глагол) с приставками:

  1. Приставка по-
  2. Приставка у-
  3. Приставка на-
  4. Приставка про-
  5. Приставка от-
  6. Приставка с-

Расшифруйте фонетическую транскрипцию.

З б р и т

З д а н и й э

З д а р о в й э

З д а т

З д э с

- сделайте вывод о правописании и произношении. (Произносим одинаково, пишем по-разному). Почему так происходит, как называется такой процесс? (Озвончение).

Лингвистическая сказка

 — В небольшом городке в тихом переулке жили по соседству две подруги — приставки ПРИ- и ПРЕ-. Они были очень похожи друг на друга и ужасно гордились этим, шумно радуясь, когда их путали. А веселились они потому, что характера были скандального. Мало того, что они прямо изнемогали от счастья, когда кто-нибудь делал ошибку в их написании, но еще и без конца ссорились друг с другом, потому что никак не могли точно договориться, в каких случаях писать ПРИ-, а когда ПРЕ.

...В городке не очень любили подруг. Во-первых, их бесконечные ссоры давно надоели, во-вторых, неразбериха с написанием этих приставок доставляла горожанам слишком много хлопот и даже неприятностей.

Всякому терпению приходит конец. Лопнуло оно и у жителей городка. Собрался народ на городской площади имени Орфографии, чтобы установить окончательно и навсегда, когда писать ПРЕ-, когда ПРИ-, и положить конец стычкам подруг.

Желающих высказать свое мнение оказалось очень много, но записать удалось только следующее.

ПРИ- пиши, когда ПРИделал,

ПРИбежал или ПРИбыл.

Словом, что-то и к чему-то

Ты ПРИбавил иль ПРИблизил.

ПРИколол, ПРИколотил.

Если ты за дело взялся,

Но не выполнил всего,

ПРИ- пиши без разговоров,

ПРИ- и больше ничего.

Так решило собрание судьбу ПРИ-. Когда же очередь дошла до ее подруги, все вдруг замолчали: очевидно, выговорились уже.

ПРЕ- растерялась, и крупные слезы покатились у нее по щекам. И тут вперед вышла соседка ПРЕ- — приставка ПЕРЕ-.

Выступление ее было очень взволнованным, в конце речи она объявила, что дарит соседке свое значение. Не отстало от нее и наречие очень, которое во всеуслыианье заявило о своем намерении также подарить ПРЕ- свое значение. В протоколе собрания было так и записано.

ПРЕкрасно знаешь — нелегко

ПРЕодолеть  ПРЕграды, трудность,

ПРЕуспевать  в каком-то деле,

Конечно, тоже тяжело.

С тех пор мир и покой воцарились в городе. Теперь все знали, когда писать ПРИ-, а когда ПРЕ-.

- О каких приставках говорилось в сказке?

-Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…

 Фонетическая разминка на произношение букв з/с (в особенности для обучающихся инофонов).

Обучающиеся в течение 5 минут читают вслух текст.

Отвечают на вопросы,

Принимают участие в проблемных диалогах.

- формулировать и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания;

- формулировать собственное мнение / позицию.

 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения

 

- актуализированы опорные знания необходимые для «открытия нового знания»;

- выполнено пробное учебное действие, с фиксацией затруднений (место, шаг, операция, где возникло затруднение).

3. Выявление места и причины затруднения постановки деятельности

(4 мин)

 - Понаблюдайте над словами на слайде:

Прикрепить, прийти, пришить, приморье, присесть, привокзальный, прибежать, приоткрыть, приклеить, приехать, привстать, пришкольный.

– Что общего у всех этих слов?

–Назовите четыре значения приставки при-.

 

 Физкультминутка: (1 мин

 Глазки прикроем, а теперь приоткроем. Привстанем. Приятно улыбнемся друг другу. Руками прихлопаем, ногами притопаем, приподнимемся на цыпочки, приостановимся, дух переведём, присядем и приостановленную работу опять начнём. 

Принимают участие в проблемных диалогах, обобщают, выдвигают предположения, делают выводы, развивают диалогическую и монологическую речь.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации

- выявлены и зафиксированы во внешней речи место и причины затруднения при выполнении пробного учебного действия;

- осуществлено совместное целеполагание урока с принятием целей учащимися (определение темы урока);

- организована деятельность по приему целей учащимися.

4. Построение проекта выхода из затруднения   (5мин)

Игра «В зоопарке у зверей».  Вместо скобок включите слова с приставками –пре- и –при-.В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

 – Запишите слова с приставкой пре-, место слов с приставкой при- оставьте пустым. Примеры пронумеруйте.

1) пр..бить, 2) пр..высокий, 3) Пр..аралье, 4) пр..сыщение, 5) пр..украшивать, 6) пр..брежный, 7) пр..кармливать, 8) пр..успеть, 9) пр..града, 10) пр..встать, 11) пр..обладать, 12) пр..урочить, 13) пр..одоление, 14) пр..косновение, 15) пр..мешать, 16) пр..мирение, 17) пр..забавный.

 Слушают собеседника, задают конструктивные вопросы

- взаимодействуют в группе согласно условиям;

- выполняют  различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Регулятивные: планируют действия.

Коммуникативные: строят высказывания.

- определены возможные варианты решения проблемы, анализ и сопоставление;

 организована самостоятельная деятельность учащихся (в парах, группах), найдено решение проблемы;

- применен новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение с фиксацией ее преодоления;

- получены «открыты» новые знания, способы деятельности.

4. Творческая практическая деятельность по реализации проекта (10мин)

а) Заполнение таблицы по технологии «Инсерт»

б) Задание: замените выделенные словосочетания словами с приставками пре- и при-.

Интерактивное упражнение (Программа 1С: «Русский язык, 6 класс» 1.

Космический корабль благополучно достиг Земли.

Спутник скоро достигнет Луны.

Мой щенок очень милый.

Наша маленькая сестренка очень забавная.

Гром гремел не переставая.

Интерактивное упражнение  2.

Наш город весной очень изменился.

Подъезжая к светофору, водитель сбавил скорость.

В комнате чуть-чуть открыто окно.

Мы дружно начали работать.

Он сильно увеличил опасность, рассказывая о переходе через горы.

В)  Творческий диктант.

Задание: запишите пословицы, дополнив их подходящими по смыслу словами с пре- и при-. Объясните правописание.

Где кто родился, там и ... (пригодился).

Счастье не птица, само не ... (прилетит).

Правда не солнце, ее ладонью не ... (прикроешь).

Как ..., так и ушло (пришло).

Опытному воину река не ... (преграда).

а) Заполнение таблицы по технологии «Инсерт»

б)Угадай прилагательное:

Ночь без сна

Небо без звезд

Ребенок без забот

Мотор без шума

Дорога без конца

Рыцарь без страха

Жидкость без цвета

Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения.

- определены возможные варианты решения проблемы, анализ и сопоставление;

- построен новый способ действия, которое оформляется вербально и знаково;

- организована самостоятельная деятельность учащихся (в парах, группах), найдено решение проблемы;

- применен новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение с фиксацией ее преодоления;

- получены «открыты» новые знания, способы деятельности.

5. Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу

(10 мин)

Выберите задание и выполните в тетради:

Выборочный диктант.

Задание: запишите слова в два столбика: 1 — в начале слова пишется пре-; 2 — в начале слова пишется при-.

Президент; преподаватель; привилегия; приметный; приоритет; препирательства; примерный; приятный; пристрастие; приключение; привлекательность; препятствие; примитивный; прельстить.

  Объяснительный диктант

Задание: запишите предложения под диктовку, объясните правописание слов с пре- и при-.

В углу стояла причудливая лампа.

Это был человек преклонного возраста.

Ворона презрительно каркнула с высоты.

Охотники больше не преследовали зверя.

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи, выполняют упражнение, отвечают на вопросы.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения.

- учащиеся самостоятельно выполняют задания на новый способ действия;

- осуществляют самопроверку (взаимопроверку), пошагово сравнивая с эталоном;

- определен уровень усвоения нового способа действий (с переводом в оценку);

- проведен контроль усвоения, обсуждены допущенные ошибки и их коррекция;

- успешность применения нового алгоритма, правила при решении учебно-практических задач. (86% обучающихся справились с работой на высоком уровне)

  1. Включение в систему знаний, повторение

(4 мин)

Выполнение заданий по учебнику.

Стр. 113, упр. 202 (комментируемое письмо);

стр. 113, упр. 203 (распределительный диктант).

Выбирают правильное написание и обозначают условия выбора букв; записывают слова с приставками з/с в две колонки, обозначают графически изучаемую орфограмму.

- обобщены знания об изученном материале (установлены связи между новым и ранее изученным материалом);

- выявлены и зафиксированы границы применимости нового знания;

- применены новые знания при решении практических задач.

7. Рефлексия

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности появились в процессе работы?

- Как вы их преодолели?

- Какое настроение у вас сейчас?

(2 мин)

Определяют свое эмоциональное состояние.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

- подведен итог урока (соотнесены цель и результаты, зафиксирована степень их соответствия, намечены дальнейшие цели деятельности);

- проведена рефлексия учебной деятельности в конце или в течение всего урока;

- использованы приемы рефлексии;

- соответствие методов обучения и процедур оценивания;

- проведен анализ достижения цели урока;

- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов;

- адекватность самооценки, оценки учителя;

- проведена рефлексия деятельности по предложенным критериям успешности (заполнен лист

самооценки).

8.Домашнее задание

Комментирует выполнение упражнения

№ 204, дает рекомендации

(3мин)

Записывают домашнее задание, слушают рекомендации по выполнению, задают вопросы, при необходимости оформляют   образец.

- сообщен объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности, с которыми могут столкнуться учащиеся;

- объявлены критерии оценки домашнего задания;

- представлено домашнее задание по выбору.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «Гласные в приставках –при и –пре»

Моя задача как учителя русского языка заключается в повышении «продуктивности» обучения. Решение данной задачи на уроке вижу именно в деятельностном подходе к обучению учащихся, сущность которого закл...

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-»

Тема "Правописание гласных в приставках ПРИ- и ПРЕ-" достаточно сложная для шестиклассников. Затруднение вызывает определение значения ПРИ- и ПРЕ-, выделение нескольких групп, в которых:1) приставки П...

Гласные в приставках пре- при-

конспект открытого урока...

Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ- Урок.1

Цель  урока: научить учащихся грамотно писать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-Задачи:- обучающие:  научить видеть в тексте слова с приставками ПРЕ-  и ПРИ-, выделять приставки ПРЕ- и ПР...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Гласные в приставках пре- и при-"

Урок направлен на формирование умения различать на письме приставки пре- и при-...

Презентация "Правописание безударных гласных в приставках". 5 класс.

Данную презентацию не следует рассматривать как полноценный урок, но она может быть использована при подготовке тем "Правописание безударных гласных в приставках", "Правописание букв и, а, у после шип...